Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 09:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа социально-экономического положения Кусинского муниципального района.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические основы анализа социально-экономического положения МО;
• Произвести расчеты и анализ основных социально-экономических показателей развития Кусинского муниципального района;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы анализа социально – экономического положения муниципального образования……………………………………….5
1.1. Муниципальное образование как социально-экономическая система…5
1.1.1. Общие свойства и классификации систем………………………………..5
1.1.2. Характеристика муниципального образования как системы……………6
1.1.3. Структура муниципального образования как системы…………………8
1.2. Описание основных методик анализа социально-экономического положения муниципального образования……………………………………...11
1.2.1. Методика системный анализ…………………………………………….11
1.2.2. Методика П.А. Ореховского……………………………………………..13
1.2.3. Метод экономико-математического моделирования…………………..15
Глава 2 Анализ социально – экономического положения Кусинского района…………………………………………………………………………….17
2.1. Общие сведения о Кусинском районе……………………………………..17
2.1.1. Географическое положение………………………………………………17
2.1.2 .Экономика города…………………………………………………………18
2.1.3. Природная и экологическая среда……………………………………….19
2.2. Анализ показателей социального развития……………………………….20
2.2.1 Демографическая характеристика……………………………………….20
2.2.2 Характеристика социальной сферы………………………………………26
2.3 Анализ экономических показателей МО…………………………………..32
2.3.1. Промышленность………………………………………………………….32
2.3.2. Сельское хозяйство……………………………………………………….32
2.3.3. Экономический рост……………………………………………………..33
2.4. Сводный анализ показателей социально-экономического положения Кусинского муниципального района…………………………………………..33
Глава 3 Анализ проблем муниципального образования и выявление путей их решения…………………………………………………………………………..36
3.1. Оценка положения Кусинского муниципального района………………..36
3.2. Ранжирование проблем муниципального образования и нахождение путей их преодоления…………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….43
Список используемой литературы……………………………………………...
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические основы
анализа социально –
1.2. Описание основных методик анализа социально-экономического положения муниципального образования……………………………………...11
Глава 2 Анализ социально
– экономического положения Кусинского
района………………………………………………………………
2.1.3. Природная и экологическая среда……………………………………….19
2.2. Анализ показателей социального развития……………………………….20
2.3.1. Промышленность…………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Введение
Сегодня развитие городов России происходит далеко не в простых условиях переходного периода, когда к прежним проблемам, унаследованным от административно-командной системы управления, добавились новые, обусловленные переходом к рыночной системе хозяйствования.
С реформированием экономики все очевидней становится необходимость осуществления более эффективных мер по регулированию отдельных сфер и областей экономических отношений, преобразования институтов управления этими сферами с целью вывода конкретных территорий на устойчивый уровень финансового самоoбеспечения. Для эффективного развития города крайне важно иметь видение желаемoго состояния и предпoчтительного пути развития. Необходим поиск глубинных причин текущих прoблем развития и путей их устранения. Все чаще возникает необхoдимость пересмотра и совершенствования системы стратегического развития муниципального образования на основе глубокого анализа его социально-экономического положения.
Анализ социально-
Целью этого анализа является установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих лет, выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и негативных, которым необходимо противостоять, определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер муниципальной деятельности, выявление резервов роста.
Объектом исследования является Кусинский муниципальный район.
Предметом исследования в курсовой работе является социально-экономическое развитие Кусинского муниципального района.
Целью курсовой работы является проведение анализа социально-экономического положения Кусинского муниципального района.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретическая база в работе будет представлена работами В.Б. Зотова, П.А. Ореховского и др.
В прoцессе работы использoвались как официальные данные органов испoлнительной государственной власти, нормативно-правoвые документы по данной тематике, так и отдельные исследовательские работы на тему развития муниципальных образoваний, опубликованные в печати.
Эффективное управление невозможно
без исследования объекта управления,
которым в данном курсе является
муниципальное образование. Важнейшим
инструментом исследования муниципального
образования как объекта
Системный характер представления и исследования муниципальных образований заключается в формировании целостности и относительной самодостаточности территорий, в границах которых реализуются принципы местного самоуправления. Будучи системно представленными, муниципальные образования рассматриваются во взаимодействии с различными территориями и общественными институтами, образующими окружающую среду. Муниципальное образование сохраняет свою структуру и устойчивость по отношению к внешним воздействиям. Его системный характер выражен тем сильнее, чем жестче связи внутри него. В свою очередь, степень жесткости связей напрямую зависит от его размеров, конфигурации, расстояния до близлежащих территориальных единиц и пр.
Базовыми подсистемами муниципального образования являются территория, население и экономика. Благодаря внутреннему единству этих подсистем муниципальное образование воспроизводит себя в качестве социально-экономической системы, нацеленной на удовлетворение потребностей формирующих это единство людей.
Структура муниципального образования определяется отнесением его к тому или иному нормативно-правовому или содержательному типу, задающему особые качества и свойства такого образования, характер реакции на внешние факторы. Содержательно структуру муниципального образования составляют способ формирования местных органов власти, пространственное размещение жилого и нежилого фонда, морфологические особенности местности и пр.
Особенностью муниципальных
образований как социально-
Основными свойствами муниципального
образования как социально-
Для управления муниципальным образованием как системой необходимо провести ее структуризацию и рассмотреть основные подсистемы. Характер структуризации любой социально-экономической системы зависит от цели исследования и может осуществляться с разной степенью детализации. В этом смысле он носит субъективный характер. Так, рассмотренная ниже предметная структуризация муниципального образования отражает основные материально-вещественные компоненты системы, их пропорции и внутрисистемные связи. Территориальная структуризация муниципального образования на жилые, промышленные и иные зоны, микрорайоны, кварталы и т.д. позволяет осуществлять рациональную планировку и застройку территории. Функциональная структуризация (по функциям или по целям) позволяет построить "дерево целей" системы управления муниципального образования.
В материально-вещественной структуре муниципального образования, например, имеющего статус городского округа, можно выделить следующие главные подсистемы:
Градообразующая, градообслуживающая и социальная сфера в совокупности образуют экономический базис города. Экономический базис города определяется соотношением градообразующих и градообслуживающих предприятий, динамикой положенных в их основу экономических показателей, емкостью территориального рынка и его структурой.
Под градообразующими понимаются предприятия и организации, продукция или услуги которых в основном поставляются за пределы города. Чаще всего это крупные предприятия.
В градообразующей сфере население получает работу, формируется налоговая база, население может получать отдельные коммунальные (тепло, вода, электроэнергия, газ) и социальные (здравоохранение, культура и др.) услуги. Градообразующие предприятия, как правило, не являются объектами муниципальной собственности.
Градообслуживающая и социальная сферы формируют в совокупности городскую инфраструктуру. Градостроительный кодекс РФ подразделяет ее на инженерную (здания, сооружения), транспортную (коммуникации) и социальную.
Для предприятий, организаций и объектов городского хозяйства и социальной сферы характерно то, что основная часть их продукции и услуг реализуется внутри города. Спрос на продукцию и услуги зависит от численности населения, возрастного, профессионального и квалификационного состава населения, который, в свою очередь, определяется развитием градообразующей сферы. Предприятия градообслуживающей сферы обеспечивают содержание жилищного фонда, предоставляют населению жилищные, коммунальные, транспортные, бытовые, торговые и другие услуги. Одновременно они оказывают коммунальные и транспортные услуги предприятиям социальной сферы, частично градообразующим предприятиям, а также создают рабочие места. Предприятия и организации градообслуживающей сферы могут представлять практически все формы собственности. Большинство их являются малыми и средними, однако в целом градообслуживающая сфера является серьезным работодателем.
Информация о работе Анализ социально-экономического развития МО