Анализ существующей организационной структуры управления Иркутского филиала ОАО «Ростелеком»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 06:28, курсовая работа

Краткое описание

На основе цели исследования в работе ставятся следующие задачи:
-изучение и анализ мировой и отечественной практики проектирования и совершенствования организационной структуры управления предприятием;
-проведение анализ хозяйственной деятельности предприятия;
-рассмотрение и анализ существующей организационной структуры управления предприятием;
-выдвижение предложений по совершенствованию организационной структуры;
-расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….. 1
1. Мировая и отечественная теория и практика проектирования и совершенствования организационных структур управления предприятием…………………………………….. ..2
1.1 Организационная структура управления предприятием. Понятие и виды………....2
1.2 Причины изменения организационной структуры управления предприятием……5
2.Анализ существующей организационной структуры управления Иркутского
филиала ОАО «Ростелеком»…………………………………………8
2.1 Общая характеристика компании ОАО «Ростелеком»
и его Иркутского филиала………………………………………………………………..8
2.2.Анализ организационной структуры управления Иркутского филиала ОАО «Ростелеком»…………………………………………………………………………….. 19
3. Предложения по проектированию и совершенствованию организационной структуры управления Иркутского филиала ОАО «Ростелеком»…………………………………….….23
3.1 Мероприятия по проектированию и совершенствованию организационной структуры управления филиала ……………..……………………………………………………... 23
3.2 Оценка эффективности мероприятий по проектированию и совершенствованию организационной структуры управления филиала…………………………………….. 30
Заключение…………………………………………………………………………………….. 37
Список литературы………………………………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Пластинина Ю.В теория менеджмента.docx

— 123.13 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Байкальский Государственный Университет Экономики и Права.

Факультет Экономики предприятия и управления бизнесом.

Кафедра экономики и управления бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа.

По дисциплине «Теория менеджмента»

 

на тему : «Определение эффективной организационной структуры управления предприятием»

 

 

Выполнил :

Студент

Гр. УМТ-3/12

Пластинина Ю.В.

 

Проверил :

Преподаватель

Кабанов С.В.

 

 

 

Иркутск 2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………….. 1

1. Мировая  и отечественная теория и практика  проектирования и совершенствования  организационных  структур управления  предприятием…………………………………….. ..2

    1. Организационная структура управления предприятием. Понятие и виды………....2

1.2 Причины  изменения организационной структуры  управления предприятием……5

2.Анализ существующей организационной структуры управления Иркутского

 филиала  ОАО «Ростелеком»…………………………………………8

2.1 Общая характеристика компании  ОАО «Ростелеком»

 и его Иркутского филиала………………………………………………………………..8

2.2.Анализ организационной структуры управления Иркутского филиала ОАО «Ростелеком»…………………………………………………………………………….. 19

3. Предложения по проектированию и совершенствованию организационной структуры управления Иркутского филиала ОАО «Ростелеком»…………………………………….….23

3.1 Мероприятия по проектированию  и совершенствованию организационной  структуры управления филиала  ……………..……………………………………………………... 23

3.2 Оценка эффективности мероприятий  по проектированию и совершенствованию  организационной структуры управления  филиала…………………………………….. 30

Заключение……………………………………………………………………………………..  37

Список литературы………………………………………………………………………………38

Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Любая организационная система подразделяется на две подсистемы: материально обеспечивающая подсистема, занимающаяся переработкой поступающих в её распоряжение ресурсов в товары и услуги и подсистема управления, в задачу которой входит руководство, контроль за деятельностью организационной системой. Последнюю называют – управляющая система, которая имеет свою структуру, обеспечивающую условия для рационального разделения труда и взаимной кооперации. В рамках данной структуры работники-менеджеры имеют свои задачи, зоны ответственности. При этом, они вступают  в отношения  руководства-подчинения, контроля, сотрудничества. Эти структуры отражают и обеспечивают разделение труда в рамках которого осуществляется процесс управления предприятием.

В то время, как задача претворения в жизнь разработанной и принятой к исполнению стратегии стоит перед всеми подразделениями предприятия, действующему как единое целое, менеджменту предприятия предстоит тщательно продумать организационный аспект управления – как правильно и эффективно скоординировать работу всех элементов сложного механизма бизнеса.

Объектом исследования данной работы является Иркутский филиал ОАО «Ростелеком».

Предмет исследования – организационная структура управления филиалом.

Проблема предприятия – отсутствие роста прибыли.

В данной работе целью является определение эффективной организационной структуры управления предприятием. При этом структуру автор рассматривает как способ распределения полномочий и обязанностей и то, каким образом передаются полномочия и ответственность в рамках организации.

На основе цели исследования в работе ставятся следующие задачи:

-изучение и анализ мировой  и отечественной практики проектирования  и совершенствования организационной  структуры управления предприятием;

-проведение анализ хозяйственной  деятельности предприятия;

-рассмотрение и анализ существующей  организационной структуры управления  предприятием;

-выдвижение предложений по совершенствованию  организационной структуры;

-расчет экономической эффективности  предлагаемых мероприятий.

В широком смысле задача менеджера состоит в том, чтобы выбрать структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а так же воздействующим на неё внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структура – та, которая позволяет эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия сотрудников и удовлетворять потребности клиентов и достигать целей организации.

Научно обоснованное формирование организационных структур управления предприятием - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.

Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:

  1. во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
  2. во-вторых, в сферу хозяйственного управления невозможно переносить закономерности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменен работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления (АСУ) - работой исключительно важной, но не единственной в развитии управления на всех уровнях. Сама же работа по созданию АСУ нередко ведется в отрыве от улучшения структуры управления, недостаточно связана с организационными факторами;
  3. в-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и, наконец, интуицию, но и на научные методы организационного проектирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Мировая и отечественная теория  и практика проектирования и  совершенствования организационных  структур управления предприятием.

1.1 Организационная структура управления  предприятием. Понятие и виды.

Организационная структура – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в её рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной цели .

Организационная структура определяет соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Она проявляется в таких формах как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей, внутриорганизационные процедуры и является необходимым элементом эффективной организации, поскольку придает ей внутреннюю стабильность и позволяет добиться определенного порядка в использовании ресурсов.

Организации можно классифицировать по трем основным типам построения организационной структуры управления:

  • линейно-функциональная;
  • дивизиональная;
  • матричная.

Линейно-функциональные схемы организационных структур исторически возникли в рамках фабрично-заводского производства и явились соответствующей «организационной» реакцией на усложнившееся производство и необходимость взаимодействия при изменившихся условиях с большим количеством институтов внешней среды (массовый потребитель, финансовые организации, международная конкуренция, законодательство, правительство и т.п.). Основой этой схемы (рисунок 1.1) являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе: кадры, финансы, производство и т.д.

Рисунок 1.1 - Линейно-функциональная организационная структура

 

Анализ данной структуры в показывает следующие преимущества:

-высокий  уровень компетентности специалистов  и их квалификацию,

-данная  форма эффективна для выполнения  отработанных планов и действует  при стабильной деятельности  предприятия,

-позволяет  легко управлять подчиненными.

К числу слабостей автор относит:

-не эффективность  в сложной ситуации на рынке, ибо затруднена инициатива и  эффективная передача снизу вверх,

-решения  принимаются на верхнем уровне, вследствие чего теряется оперативность,

-слабая  координация действий функциональных  подразделений,

-система  продвижения и вознаграждения  базируется на способности специалиста  выполнять задачи внутри функционального  подразделения, а не вкладом в  конечный результат.

В поисках выхода из ситуации неэффективности деятельности линейно-функциональных структур ряд американских компаний в 20-е годы осуществили децентрализацию управления путем создания так называемых дивизиональных структур (Дюпон, Дженерал моторс). В 60-70 годы для крупных фирм США это стал доминирующий подход. Сущность такого подхода в выделении в аппарат управления в качестве основного структурного элемента не функциональной службы, а полностью автономного в хозяйственном отношении производственного отделения – крупного завода или группы предприятий – выпускающих определенный вид изделия. На эти отделения возлагалась вся ответственность за разработку, производство и сбыт более или менее однородной продукции.

Рисунок 1.2 - Принципиальная схема дивизиональной организации

 

В целом, дивизиональная схема в построении организации позволяет последней продолжать свой рост и эффективно осуществлять управление разными видами деятельности на разных рынках. Руководители производственных подразделений в рамках закрепленного за ними продукта или территории координируют деятельность не только по линии, но и по функциям и развивают тем самым в себе требуемы качества и развивают тем самым в себе требуемые качества общего руководства. Таким образом, создается хороший кадровый резерв для стратегического уровня организации. Разделение решений по уровням разделяет их принятие и повышает их качество.

Вместе с тем необходимо помнить, что внутри производственных отделений наблюдается тенденция к «укорачиванию» целей. Из-за роста управленческого аппарата за счет создания отделений увеличиваются накладные расходы. Централизованное распределение ключевых ресурсов в случае их недостатка может привести к развитию меж отделенческих конфликтов. В больших дивизиональных организациях затруднена меж отделенческая карьера, а при механистическом подходе человек вообще оказывается потерянным и его ресурс не используется эффективным образом.

В известной мере недостатки дивизиональной системы удалось на практике разрешить с переходом к организациям, построенным с включением элементов матричной схемы: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы. Матричная схема просто неосуществима в рамках механистического подхода. Она требует перехода к органическому подходу, обеспечивающему большие возможности при проектировании горизонтальных, неформальных и косвенных связей, являющихся в значительной степени атрибутами матричной организации.

Матричная структура всегда является комбинацией двух организационных альтернатив – функциональной и продуктовой (проектной). Таким образом, появляются две формальные схемы структур в матричной организации. Основной задачей руководства является поддержание баланса между двумя структурами.

Сотрудники матричной структуры имеют двойное подчинение как руководителю проектной группы, так и своим функциональным руководителям.

Такой подход обеспечивает – разработку инновационных технологий, оперативность, инициативу и т.д. Недостатки такой структуры – алчность, расходы, борьба за власть.

 

 

 

 

 

 

1.2 Причины изменения  организационной структуры управления  предприятием

Приведение структуры в соответствие с изменившимися условиями является одной из важнейших задач управления. В большинстве случаев решения о корректировке структур принимаются высшими руководителями организации как часть их основных обязанностей. Значительные по масштабам организационные преобразования не осуществляются до тех пор, пока не появится твердая уверенность в том, что для этого существуют серьезные причины, вызывающие их необходимость. Можно назвать некоторые ситуации в отдельности или в комбинации, когда оправданы затраты на корректировку структуры или разработку нового проекта.

Неудовлетворительное функционирование предприятия. Наиболее распространенной причиной необходимости разработки нового проекта организации являются неудачи в попытке применения каких-либо других методов снижения роста издержек, повышения производительности, расширения все сужающихся внутренних и внешних рынков или в привлечении новых финансовых ресурсов. Обычно, прежде всего, предпринимаются такие меры, как изменения в составе и уровне квалификации работающих, применение более совершенных методов управления, разработка специальных программ. Но, в конце концов, руководители на высшем уровне приходят к выводу, что причина неудовлетворительной деятельности предприятия заключается в определенных недостатках организационной структуры управления.

Перегрузка высшего руководства. Некоторым предприятиям удается функционировать удовлетворительно только ценою чрезмерной изнурительной нагрузки на нескольких высших руководителей. Если очевидные меры по изменению методов и процедур управления не позволяют уменьшить нагрузку, не приводят к сколь-нибудь продолжительному облегчению, то весьма эффективным средством решения этой задачи становится перераспределение прав и функций, корректировки и уточнения в формах организации.

Информация о работе Анализ существующей организационной структуры управления Иркутского филиала ОАО «Ростелеком»