Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:35, курсовая работа
Цель работы: Проанализировать эффективность различных методов разрешения конфликтов в МОУ СОШ № 91.
Задачи :
- проанализировать научную литературу;
- исследовать сущность конфликтов, причины их появления и последствия для МОУ СОШ №91;
- представить различные методы разрешения конфликтов в МОУ СОШ № 91.
Введение. ……………………………………………….…………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты конфликтологии . ……………..……….…5
Понятие и природа конфликта. ……………………………………….….5
Организационный конфликт . …………………………………...……….5
Структурные элементы конфликта. ……………………………..………6
Последствия конфликтов для организации ……………………..………7
Глава 2 Анализ эффективного применения различных методов разрешения конфликтов в организации... ……….……….……………...…..9
Внеюридические методы разрешения конфликтов в системе управления организацией (предприятием, фирмой, компанией) ……..9
2.2 Юридические методы разрешения конфликтов………………………..10
2.3 . Методы управления конфликтом ……...……………………………...11
Глава 3. Пути разрешения конфликтов в учебном учреждении МОУ СОШ № 91. …………………………………………………………………….…....17
3.1 Общая характеристика учебного учреждения МОУ СОШ № 91…………………………………………………………………………..….17
3.2 Изучение существующей конфликтной ситуации в учебном учреждении МОУ СОШ № 91.………………………………………………18
3.3 Методы эффективного управления конфликтными ситуациями в учебном учреждении МОУ СОШ № 91……... …………………………...19
Заключение…………………………………………………………………...22
Список литературы…………………………………………………………..23
Методика решения конфликта через решение проблемы, предложенная Аланом Фили, заключается в следующем:
Ограничения в применении метода: необязательность сторон, неблагоприятные временные условия.
Результат применения метода: «выигрыш-выигрыш» для обеих сторон.
Применяется в следующих ситуациях:
Данный метод эффективен в ситуациях,
при которых администрация
Результат применения метода: «выигрыш-проигрыш».[7]
Глава 3. Пути разрешения конфликтов в учебном учреждении МОУ СОШ № 91.
3.1. Общая характеристика учебного учреждения
МОУ СОШ № 91
Учреждение МОУ СОШ № 91 г. Нижнего Новгорода,
расположенного по адресу: Ул. Голубева
4А, открылось 1 сентября 1992 года. Режим
работы МОУ СОШ № 91: учебный год – 34 рабочих
недели, два полугодия, 4 четверти и 2 смены.
Лицензия № 158561 серия А
Свидетельство о государственной аккредитации
№ 061421 серия АА
Продолжительность учебной недели - 6 дней,
урок - 40 минут. Организационная структура
лицея включает в себя 1500 учеников; 113 учителей,
25 из которых – заслуженные учителя РФ,
награждены отраслевыми знаками отличия
– 17 человек, имеют высшую квалификационную
категорию – 90 человек, первую квалификационную
категорию – 35, вторую квалификационную
категорию – 6 человек;22 человека технического
персонала;2 заместителя директора по
учебно-воспитательной работе; директор. [8]
Большое внимание в лицее уделяется
повышению профессиональной компетентности
педагогов как важнейшему условию достижения
качественного образования и высоких
результатов деятельности. Педагоги лицея
повышают свою квалификацию, использую
различные источники. Они охотно делятся
опытом с коллегами других школ города
и области и международного уровня.
МОУ СОШ № 91ставит перед собой
следующую задачу: Общая задача, над которой
работает школа, - это задача осуществления
развивающего личностно ориентированного
образования через современные образовательные
технологии, включая в себя и педагогику
сотрудничества, реализацию идей предпрофильного
и профильного образования.
Целью такого образования
является:
- интеллектуально-
- формирование творчески развитой,
толерантной, социально-ориентированной
личности, способной к самопознанию, самоопределению
и самореализации;
- формирование прочных привычек
нравственного поведения и деятельности;
- совершенствование функционирования
школы в режиме единого психолого-педагогического
пространства;
- совершенствование использования
здоровьесберегающих технологий;
- совершенствование материально-технической
базы школы;
- совершенствование системы
сетевого взаимодействия с целью модернизации
учебно-воспитательного процесса и в том
числе предпрофильной и профильной ориентации
и профильного образования. [8]
За время работы школы выдано 4627 аттестатов
о среднем (полном) общем образовании,
из них с золотым тиснением — 590, с серебряным
— . Аттестатов об основном общем образовании
— 5133, в том числе 117 с отличием.
3.2. Изучение существующей
конфликтной ситуации в
Как мы знаем, жить без конфликтов
невозможно, каждый день мы сталкиваемся
с разными конфликтными ситуациями,
будь это спор или ещё что-то более
серьёзное. Школа – это место,
где обучаются дети с 7 лет до 18
лет. Конечно же, это место, где
не по дням, а по часам случаются
конфликты. В основном в конфликтных
ситуациях принимают участие
дети. Это напрямую связано с тем,
что школа – это переходная
пора каждого из нас, здесь есть зависть,
злоба, непонимание и.т.д. Не исключаются
так же конфликты учеников и учителей,
и даже родителей с учителями.
Рассмотрим типичные конфликтные
ситуации в МОУ СОШ № 91.
1. Это конфликт, случающийся
между детьми в «борьбе» за ресурсы.
В качестве ресурсов выступают компьютеры
(их достаточно в лицее, но когда ломаются
некоторые из них, дети начинают соперничать за место возле
компьютера, безусловно, это приводит
к своему роду конфликту); время (все мы
знаем, что время у преподавателей ограничено
и бывает так, что не все успевают ответить
на уроде своё домашнее задание, будь это
стихотворение наизусть и.т.д. , тогда дети
начинают ругаться между собой кто же
пойдёт первым отвечать этот стих после
уроков).
2. Конфликт между
учителем и учеником (межличностный конфликт).
Все дети разные, все по-разному реагируют
на замечания учителей, на оценки. Существую
такие дети, которые не умеют держать себя
в руках. Они могут из-за своего недовольства
грубо разговаривать с преподавателем,
хамить ему и.т.д. Конечно же, не каждому
человеку понравится, когда с ним так разговаривает
ученик, который на много младше своего
учителя. Такие конфликты бывают часто
в каждой школе.
3. Межгрупповой конфликт, точнее это
конфликт между несколькими неформальными
группами, которые возникли внутри формальной,
т.е в классе. Учась вместе, дети объединяются
в группы (по своим интересам, по общению
и.т.д. ). Такой конфликт недавно произошёл
в лицее, между 2-мя восьмыми классами.
Причина в принципе детская, один класс
утверждал, что он самый лучший из параллели,
а другой класс говорил, что он. Вот и вся
причина. Из-за этого разногласия мальчики
из обоих классов подрались друг с другом.
После данного инцидента, родители учеников,
участвовавших в драке, были вызваны в
школу к директору, даже шла речь об исключении
некоторых детей.
4. Следующий конфликт случился в прошлом
году, между двумя девочками из 9-х классов.
Была перемена, половина класса находилась
в столовой, а другая половина стояла возле
класса и ждала начала урока. Вдруг две
одноклассницы начали спорить о чём-то
внешкольном и, неожиданно, одна девочка
ударила другую, началась драка, но одноклассники
не растерялись и разняли их. Этот инцидент
увидела одна из учительниц. Началось
разбирательство. Девочкам было сказано,
что если они ещё раз затеют драку между
собой, то будут исключены.
5. Так же в МОУ СОШ № 91были и такие случаи
конфликтных ситуаций, когда одному или
нескольким ученикам объявляли
бойкот неформальные группы. Этому
было множество причин : унижение и посмешка
над более слабыми детьми; зависть кому-то
(когда один ребёнок завидует другому,
он старается настроить против целый класс);
некие разногласия и.т.д.
Таким образом, я сделала вывод
о том, что, где вы не учились бы, не работали,
конфликты есть везде, в слабой или сильно
выраженной форме. С конфликтными ситуациями
надо бороться.
3.3. Методы эффективного
управления конфликтными
Школа – это место, где
обучаются тысячи детей. Решать детские
конфликты и взрослые – это
совершенно разные вещи. Решение конфликтных
ситуаций у взрослых проще, так как
взрослые люди намного опытнее, умнее,
смышленее, они не такие впечатлительные,
нежели дети.
Как было сказано выше, существуют
различные методы разрешения конфликтных
ситуаций. Один из таких методов – это
использование руководителем власти,
в данном случае руководитель – это директор,
учителя и психолог. Они пользуются данными
им полномочиями, при решении конфликтов,
например: прежде чем принимать какие-либо
меры по разрешению конфликта, учителя
МОУ СОШ № 91 обращаются к школьному психологу,
чтобы спросить совета о правильных действиях
в той или иной ситуациях. Бывает так, что
психолог старается сам поговорить с детьми
и решить ситуацию без исключений и вызовов
родителей в школу.
К методу использования
координационных и интеграционных механизмов
относится вызов родителей в школу. Данный метод является основным.
«Если в школе происходит конфликт, то
мы обязаны оповестить об этом родителей
учеников» - говорит директор Богданов
Игорь Михайлович. Родители – это именно
те люди, которые способны повлиять на
собственного ребёнка, в основном дети
прислушиваются к родителям и подчиняются
им.
Следующий метод,
который применяют учителя лицея – это
исключение, являющееся одним из самых
крайних мер. Данный метод является структурным,
а точнее использование руководителем
власти, основанной на принуждении. Конечно
же, никому не хочется уходить из школы,
особенно когда к этому принуждают.
Следующий метод
также относится к использованию власти
руководителем. «Бывают и такие ситуации» -
говорит Игорь Михайлович, «когда в одном
классе не могут «ужиться» 2 ученика, они
постоянно спорят, конфликтую между собой».
В таком случае директор принимает меры
и «разводит» учеников по разным классам,
т. е они остаются в школе, учатся в одной
параллели, но в разных классах. Это и есть
следующий метод разрешения конфликтной
ситуации.
Как известно, после разрешения любого
конфликта, практически всегда остаётся
«осадок», т. е последствия. Они могут быть
самыми разными, например, в случае 4 про
2-х учениц, которые подрались прямо перед
классом, последствием этой ситуации явилось
то, что эти девочки перестали дружить
и общаться вообще. В 3-ем случае про конфликт
между двумя классами, последствие было
следующее, несколько мальчиков получили
серьёзные ушибы в драке, после чего лежали
в больнице.
По моему мнению, нужно ввести в лицее
некую систему вознаграждения. Например:
в конце недели за хорошее поведению учеников,
давать определённое количество баллов,
при суммации которых ставить в журнал
хорошую оценку. Дети, зная это, будут стараться
вести себя хорошо, соблюдая все школьные
правила. Я считаю, что данный метод может
воздействовать на поведение детей.
Ещё одним методом является проведение
классных часов в конце каждой учебной
недели, на которых учитель может разговаривать
с детьми, выясняя какие проблемы имеются
в группе, или решать проблемы, которые
руководитель заметил сам, наблюдая за
детьми. Мне кажется, это эффективный способ
не только для решения конфликтных ситуаций,
но и для лучшего познания учителем детей,
так сказать установление связи между
классом и руководителем.
Итак, если МОУ СОШ № 91будет следовать
своим уже установленным методам решения
конфликтов и примет во внимание мои рекомендации,
то можно быть уверенным, что число конфликтов
снизится.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог анализа эффективных
различных методов разрешения конфликтов
в организации, можно утверждать, что существование
общества без конфликтов невозможно. Конфликт
– это многоплановое явление, в работе
он представлен с разных ракурсов обозрения
этой проблемы. Выделены основные виды
конфликтов, причины их появления, последствия,
методы управления конфликтной ситуацией.
Так же в работе есть ссылка на конкретный
пример (МОУ СОШ № 91). В данном примере
показаны типичные конфликтные ситуации,
которые мы можем встретить в школе, и,
наконец, какие методы предпринимает педагогический
состав школы 91 для решения данных проблем.
Для достижения поставленной
цели были выполнены необходимые задачи. Такие как: анализ научной литературы
по теме конфликтологии; исследование
сущности конфликтов, причины их появления
и последствия, которые получились вследствие
конфликтной ситуации в МОУ СОШ № 91; предоставлены
разные методы решения конфликтов в МОУ
СОШ № 91.
Итак, можно сделать вывод, что
поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны,
нужно научиться управлять ими, основываясь
на опыте, накопленном в весьма богатой
и многообразной литературе по этой проблематике,
усвоении теоретических и практических
знаний, полученных в рамках данного направления
социологической мысли, стремиться к тому,
чтобы они приводили к наименьшим издержкам
для общества и участвующих в них личностей.
Список литературы :
1. Ведение переговоров и
2. Менеджмент: Учеб. для. вузов/
Д.Д. Вачугов; Т.Е. Берёзкина; Н.А. Кислякова
и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш.
Школа, 2008. – 399с.: ил.
3. Организационное поведение. Л.Г. Зайцев;
М.И. Соколова. Москва «экономистъ» 2005.
4. Организационное поведение, 8-е издание.
/Пер. с англ. Под ред. Е.Г. Молл. – СПБ.: Питер,
2004. – 637с.: ил.
5. Сергеев А.М. Организационное поведение:
Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное
пособие для студ. высш. учеб. заведений.
– М.: Издательский центр «Академия», 2005.
– 288. с.
6. Теория управления. В.И. Коробко. Рекомендовано
Учебно-методическим центром «профессиональный
учебник» в качестве учеб. пособия для
студентов вузов, обучающ. по. Специальностям
080504 «Гос. и муницип. Управление». 080500 «Менеджмент
организации» Юнити/Unity. Москва 2009.
7. Мескон, М. Х., Альберт, М., Хедоурн,
Ф. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Вильямс,
2009. - 672 с.
8. Личный сайт МОУ СОШ № 91 : school91-nn.ru/