Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 11:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выяснение роли антикризисного управления предприятием в хозяйственном механизме.
Задачами данной курсовой работы являются рассмотрение сущности и типов антикризисного управления, его инструментов, а так же роли антикризисного управления предприятием.
1.Понятие кризиса в социально-экономическом развитии 4
2.Возможность, необходимость и содержание антикризисного управления 5 Необходимость и возможность антикризисного управления
3.Признаки и особенности антикризисного управления 6
Эффективность антикризисного управления
Понятие технологии антикризисного управления
Общая схема механизма управления в кризисной ситуации
Параметры контроля кризисных ситуаций в механизмах антикризисного управления
4.Роль государства в антикризисном управлении 14
5.Важнейшие факторы антикризисного управления 16 Природа и классификация управленческих рисков
Антикризисное управление риском
Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса
6.Человеческий фактор антикризисного управления 23 Характеристики управления персоналом
кризисного предприятия.
Система антикризисного управления персоналом.
Стиль, типы, условия разработки кадровой политики на кризисном предприятии.
Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия.
Ли Якокки, как пример успешной работы менеджера и управленца в кризисной ситуации для крупнейшей корпорации Крайслер.
Заключение 37
Приложение 38
Список литературы
Приведем примеры управленческого риска:
1) финансовый риск: чаще всего выражен в объеме потерь доходности ценных бумаг изза финансового кризиса, снижении валютного курса и в вероятности возникновения такой ситуации;
2) инвестиционный риск заключается в неопределенности возврата вложенных средств и получении дохода;
3) маркетинговый риск развития фирмы бывает выражен в потере доли рынка, в падении объема продаж и размера прибыли;
4) производственный риск образуется в результате превышения текущих расходов по сравнению с бизне-спланом в результате непредвиденных ситуаций: недопоставки материалов, простоев оборудования.
Наиболее распространенные риски социально-экономического развития страны.
Экономические:
1) утрата богатства нации;
2) падение конкурентоспособности страны;
3) снижение инвестиционной привлекательности экономики;
4) сокращение доли ВВП на душу населения;
5) повышение уровня инфляции;
Социальные:
1) падение уровня образованности населения;
2) снижение материальной обеспеченности населения;
3) повышение смертности и заболеваемости населения;
4) сложная демографическая ситуация;
Экологические:
1) загрязнение окружающей среды;
2) эрозия почвы, вырубка лесов;
Политические:
1) угроза возникновения национальных конфликтов;
2) моратории.
Многие
из этих рисков соответствуют кризисному
положению экономики нашей
Существуют риски, которые наиболее часто повторяются в процессе деятельности предприятия. К ним относятся:
1) риск, связанный с неблагоприятной политической и экономической атмосферой в стране;
2) риск падения научного потенциала;
3) риск утраты престижа предприятия;
4) риск падения качества продукции;
5) риск потери кадрового потенциала;
6) риск изменения внешних факторов;
7) риск снижения управляемости.
Классификация
рисков представлена в таблице. Приложение
№2. Классификация рисков
Антикризисное управление риском
В кризисных ситуациях рождается огромное количество рисков. Эти риски очень разнообразны по содержанию, величине возможных потерь и источнику проявления. В связи с этим возникает потребность в создании системы управления рисками с привлечением опытных «рискменеджеров», которые являются специалистами по управлению рисковых ситуаций.
Самым
наглядным примером управления риском
принято считать процесс
Управленческий риск исследуется целенаправленным процессом управления, у которого имеются организационные, экономические, информационные, временные, правовые и социальные параметры. Информационный аспект заключается в преобразовании информации об источниках и фактах неопределенности, информации об уровнях вероятности осуществления условий неопределенности в таких процессах, как производство и реализация продукции. Затем эта информация преобразуется в показатели уровня эффективности или неэффективности результатов деятельности в условиях риска. Также мы получаем информацию и об отрицательном воздействии деятельности на социальные и экологические условия жизни.
Изучим
функции и средства управления, которые
характеризуют процесс
И заключительной стадией, конечно, является организация и реализация. Ее основная задача – реализация рискрешения. Своевременный контроль отклонений параметров риска и корректировка часто имеют существенное значение.
Также существуют основные средства воздействия, используемые при управлении риском. Стратегия управления – это действия, направленные на обеспечение и изучение задач, функций и целей рискменеджера предприятия. Критерии выбора риск решения определяют границы правомерности в зависимости от объема продаж, размера затрат, инфляции и изменения цен. Выявление путей и средств минимизации рискпотерь. Сюда входит страхование и другие различные защиты от риска, которые в условиях антикризисного управления являются обязательными. И в конце осуществляется оценка эффективности достигнутого уровня потерь к затратам на управление риском.
Таким образом, можно сделать вывод, что оценка риска является частью оценки эффективности.
При управлении организациями возникают организационноуправленческие звенья. К ним относятся такие, как прогнозирование и экспертиза рисков, консультационные службы. Самым простым решением принято считать введение на предприятие должности рискового менеджера и создание органа, который координирует действия по управлению основными видами риска.
Невероятно
большое значение в антикризисном
менеджменте приобретает
Для успешного управления риском необходимо:
1) система информационного обеспечения, соответствующая мировым тенденция развития информационных технологий;
2) управленческое образование персонала;
3) профессиональные
навыки;[5]
Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса
Немаловажным в последние время стал для всего мира и инновационный фактор в антикризисном управлении и поэтому одной из основных задач экономической политики развитых и развивающихся стран является создание инновационных структур. С помощью этих структур можно стабилизировать экономическую ситуацию. Обычно они создаются в период экономического спада, который сопровождается: сокращением рабочих мест; снижение объемов бюджетных отчислений на научное развитие. Сейчас очень популярны такие инновационные структуры: научно технические парки, технополисты, центры высоких технологий, бизнес-инкубаторы.
6На процесс формирования инновационной системы влияет уровень инновационного потенциала предприятия, т. е. его возможности в достижении поставленных целей. Реализация этих целей выступает как один из способов получения высокой прибыли, увеличение конкурентных возможностей на рынке, решение проблемы выживания и конкретно кризисной проблемы. Предприятие тем успешнее избегает кризисные ситуации, чем больше инновационный потенциал предприятия.
Существуют управленческие и технические факторы, которые определяют инновационный потенциал предприятия:
1) состояние системы управления;
2) уровень развития производства;
3) тип организационной структуры;
4) тенденции действующей политики;
5) понимание потребности в изменениях и готовность к ним персонала.
На следующие группы можно подразделить факторы, которые определяют уровень инновационного потенциала:
1) факторы инновационного процесса как непосредственно самостоятельного объекта управления;
2) факторы внешней среды;
3) факторы внутренней среды.
Эта группа представляет собой набор собственных внутренних возможностей как сложной системы, которая определяет ее развитие.
Постановка целей, разработка проектов и инновационных решений – такие элементы инновационного процесса здесь выделяют в первую очередь.
Состав складывается из возможностей данного предприятия. Эти возможности проявляются в широком спектре аспектов:
1) финансово-
2) положение организационной структуры управления;
3) организационно-
4) величина материальных и инновационных ресурсов.
5) профессионализм и решительность управленческих кадров.
Инновационная стратегия тесно взаимодействует с принципами предпринимательского управления.
Она требует от руководителя:
1) способность предвиденья;
2) мужество и реализм;
3) предпринимательский подход;
4) воображение;
5) инициативность.
Способность определения приоритетов – важнейшее условие управления. На управляющих лежит ответственность за инновационную стратегию. Связанная с этим задача руководства состоит в следующем:
1) выявить управленческий потенциал;
2) периодически рассматривать потенциалы талантов их работников;
3) четко устанавливать цели управленческой подготовки;
4) выделять соответствующие ресурсы.
Различают два типа инновационной стратегии:
1) адаптивная – характеризуется тем, что предприятие пользуется нововведением как ответной реакцией на изменения, происходящие на рынке. Это делается с целью сохранения своих позиций в рыночных условиях, иными словами с целью выживания. Эту стратегию характеризует концепция усилий с помощью некоторых изменений и улучшений уже существующих продуктов, технологий, рынков, часто находящихся в русле сложившихся, традиционных для данной организации способов достижения успеха. Эта проблема чаще всего стоит перед предприятиями, занимающими прочные места в определенной отрасли, но не смогли отказаться от привычных подходов. Организации, придерживающиеся адаптивной стратегии, могут продолжить свой привычный путь, который в прошлом привел их к успеху только в такой ситуации, если конкурентные условия остаются относительно стабильными. Но при этом подходе нет возможности переоценивать методы решения проблем, если условия резко меняются. В этом заключаются опасность адаптивного подхода;
2) конкурентная – здесь нововведение используется как отправной пункт для достижения успеха. Нововведение является средством достижения конкурентных преимуществ. Данная стратегия основана на творческом подходе и предполагает обратную связь анализа инновационной среды предприятия. Она складывается из факторов инновационного потенциала. Для этой стратегии необходимы постоянные инновации и усовершенствования предприятия с помощью постоянной оценки в области способов анализа и решения проблем.