Антикризисное управление в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выяснение роли антикризисного управления предприятием в хозяйственном механизме.
Задачами данной курсовой работы являются рассмотрение сущности и типов антикризисного управления, его инструментов, а так же роли антикризисного управления предприятием.

Содержание

1.Понятие кризиса в социально-экономическом развитии 4
2.Возможность, необходимость и содержание антикризисного управления 5 Необходимость и возможность антикризисного управления
3.Признаки и особенности антикризисного управления 6
Эффективность антикризисного управления
Понятие технологии антикризисного управления
Общая схема механизма управления в кризисной ситуации
Параметры контроля кризисных ситуаций в механизмах антикризисного управления
4.Роль государства в антикризисном управлении 14
5.Важнейшие факторы антикризисного управления 16 Природа и классификация управленческих рисков
Антикризисное управление риском
Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса
6.Человеческий фактор антикризисного управления 23 Характеристики управления персоналом
кризисного предприятия.
Система антикризисного управления персоналом.
Стиль, типы, условия разработки кадровой политики на кризисном предприятии.
Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия.
Ли Якокки, как пример успешной работы менеджера и управленца в кризисной ситуации для крупнейшей корпорации Крайслер.
Заключение 37
Приложение 38
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

       Функциональные  подсистемы предназначены для выполнения следующих задач:

       1) управление подбором и распределением персонала;

       2) планирование рабочего процесса сотрудников;

       3) управление системой мотивации;

       4) управление трудовыми отношениями;

       5) управление развитием персонала;

       6) управление социально-правовой базой;

       7) информационное обеспечение системы управления персоналом.

       Структура системы управления вообще зависит  от характеристик самого предприятия: его масштаба, характера деятельности, территориального расположения, сферы бизнеса и т. д. Как правило, в крупных организациях система управления персоналом достаточно сложная и разветвленная, в то время как в средних и малых организация одна подсистема может выполнять сразу несколько функций.

       Для обеспечения должного уровня антикризисного управления персоналом, руководителям необходимо обратить внимание на планирование и разработку кадровых стратегий при работе с ним. Основные меры здесь:

       1) привлечение новых сотрудников и специалистов;

       2) переквалификация сотрудников в связи с использованием новых программ и технологий;

       3) разработка системы гарантий (социальных, правовых и т. д.);

       4) организация системы трудоустройства сотрудников при перепрофилировании предприятия.

       В последнее время пристальное  внимание в сфере антикризисного управления персоналом уделяется кадровому маркетингу. Это комплекс мер, направленный на повышение квалификационного уровня сотрудников и развитие персонала.

       Основные  методы, применяющиеся в кадровом маркетинге, это создание образовательных  учреждений в рамках данного предприятия для подготовки узких специалистов; привлечение студентов и аспирантов для стажировки и практики; сотрудничество с различными службами занятости; разработка системы обучения для действующих сотрудников с целью повышения их профессионального уровня; использование лизинга персонала.

       Еще одним важным направлением в антикризисном  управлении персоналом является использование  так называемых профессиограмм –  это линия качеств сотрудника, которые необходимы и предпочтительны  для данной должности. Профессиограммы имеют большое значение с точки зрения планирования и прогнозирования возможных потребностей в том или ином уровне сотрудника (его квалификации) на определенном этапе функционирования предприятия. Ни одно предприятие не может обойтись без своей организационной культуры, это является частью его существования. Кроме того, эффективное управление невозможно построить на статичных основах, необходимо использовать новейшие разработка в области организационно-культурной базы предприятия.

       В настоящее время выделяют четыре основных типа организационной культуры:

       1) предпринимательская – предполагает рыночную форму управления;

       2) партиципативная – основана на демократическом стиле;

       3) бюрократическая – основной силой является воля руководителя;

       4) органическая – основа – коллективная форма управления.[7] 
 
 

       Стиль, типы, условия разработки кадровой политики на кризисном предприятии 

       8Антикризисная кадровая политика это очень широкое понятие. В нее входит прогнозирование состояния персонала на будущие периоды. Особое значение здесь имеет выявление потребности предприятия в новых или отказ от старых специалистов на определенные периоды.

       Состав  кадровой политики включает в себя не просто направления и способы  управления персоналом, она состоит  из целого комплекса элементов:

       1) постановка основных, наиболее приоритетных целей и задач в области персонала, определение общих принципов кадровой политики;

       2) организационно-штатные мероприятия – планирование потребности в тех или иных кадровых ресурсах, разработка и формирование структуры и штата, назначения, создание резерва, перемещения и распределения;

       3) информационная составляющая – создание и поддержка системы движения кадровой информации, организация устойчивой и постоянной информационной системы;

       4) финансовая составляющая – разработка системы и направления распределения денежных средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;

       5) развитие персонала – обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;

       6) система оценивания и корректировки – анализ соответствия кадровой политики стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала.

       В настоящее время можно выделить четыре основных типа кадровой политики, проводящейся в условиях кризиса.

       1. Превентивная кадровая политика. Руководитель имеет представление о возможном развитии ситуации на основании результатов прогнозов, однако не располагает необходимыми средствами чтобы осуществить те или иные действия. Если же средства имеются, то планирование на основе имеющихся ресурсов осуществляется только на среднесрочный период. Таким образом, все основные прогнозы и планы направлены на краткосрочные и среднесрочные периоды, при этом в них, как правило, не содержится кардинальных изменений.

       2. Пассивная кадровая политика. Достаточно слабая позиция, поскольку управленческий состав не имеет четкой, определенной стратегии действий по отношению к сотрудникам. В условиях кризиса никаких особых решительных мер не предпринимается, обычно действия руководителей направлены лишь на устранение отрицательных последствий.

       В кадровой службе плохо развиты системы  планирования и прогнозирование, также  малое внимание уделяется текущему оцениванию персонала и его деятельности. при такой политике практически  не выделяются средства для развития персонала. Этот тип вообще отличается малыми финансовыми затратами на персонал. Возникающие проблемы фиксируются, но не проходит детального анализа ситуации и выявления причин возникновения затруднений и вопросов.

       3. Активная кадровая политика. Руководитель активен в своих действиях, располагает всеми необходимыми прогнозами и составленными на их основе планами. Кроме того, он заранее предусматривает в общем бюджете организации средства для кадровых служб, поэтому возможности финансового характера для осуществления тех или иных мероприятий есть. В связи с этим кадровая служба имеет хорошо развитую систему прогнозирования, которая уже направлена на среднесрочные и долгосрочные периоды. Кадровая программа включается во все основные планы и стратегии организации.

       4. Реактивная кадровая политика. Вопросу кадров уделяется большое внимание.

       Принимаются активные действия по определению симптомов  кризисной (возникновение конфликтных  ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной  рабочей силы для решения задач, а также мотивации к высокопродуктивному труду) и предпринимает меры по устранению кризиса. В сфере кадровых служб имеется достаточно средств для осуществления тех или иных действий.

       Возникновение проблем исследуется очень детально, с выявлением причин и последствий. Каждая ситуация рассматривается индивидуально, по необходимости, привлекаются специалисты со стороны.

       Большую роль играет обмен опытом и навыком  в сфере кадровой политики, это  дает возможность узнавать о новых  или с успехом применять старые программы. Однако необходимо осторожно подходить к использованию прошлых опытов, так как каждая ситуация сугубо индивидуально в силу индивидуальных характеристик самого предприятия. Также не стоит забывать о различных факторах, которые с течением времени меняются и заметно влияют на организацию.

       Положительной тенденцией является всевозрастающий  контакт с зарубежными партнерами, в том числе и по вопросу  оценке кадровой политики иностранных  коллег. Но здесь также нужно учитывать  рыночные особенности каждой страны.

       Кадровая  политика, особенно в условиях кризисной ситуации, должна быть максимально реалистичной и соответствующей ситуации. Часто приходится включать довольные жесткие меры для достижения той или иной цели, это, конечно, не желательно, но в критических ситуациях необходимо.

       Очень важный аспект – это комплексность  кадровой политики. Она должна учитывать  цели и задачи всех уровней и направлений  организации: экономических, правовых, социальных и т. д.

       Большинство крупных предприятий имеют дочерние фирмы, филиалы. Все они нуждаются в единой кадровой политике, но с учетом их функциональных особенностей. Головные и дочерние предприятия различаются по направлением деятельности. В таких ситуациях кадровая политика должна быть рассмотрена как концепция с общими для всех приоритетами и принципами, но с разными методами и способами.

       Конечно, нельзя не затронуть социально-психологическую  сторону кадровой политики. Грамотный  руководитель старается разработать  политику таким образом, чтобы в  кризисной ситуации не возникло проблем  с персоналом по причине неуверенности людей в собственном будущем. Это довольно серьезный вопрос для многих предприятий, так как от поведения и доверия рабочих и сотрудников часто зависит вся ситуация.

       Кроме того, кадровая политика должна быть рациональной, что особенно важно в условиях кризиса. 

       Принципы  и методы управления персоналом кризисного предприятия 

       Принципы  управления персоналом по сути своей  представляют собой основные нормы  и правила, которые должен использовать в своей управленческой деятельности руководитель. Они отражают тенденции, экономические законы, положения менеджмента.

       Принципов управления персоналом существует довольно много. Исследователи выделяют следующие  группы:

       1) базисные;

       2) частные;

       3) специфические.

       Базисные  принципы действуют, как правило, на уровне государственных органов управления, к ним относятся законность, демократизм, научность, преемственность. Специфические принципы используются при управлении персоналом в хозяйственных организациях: оптимизация персонала организации; разделение управленческих ролей в организации; формирование потенциала персонала.

       Частные включают принципы, связанные с работой  состава персонала: поиск, распределение, подготовка, дополнительное образование.

       В антикризисном управлении, помимо вышеперечисленных, существует определенный набор принципов, использование которых позволяет грамотно управлять персоналом в кризисной ситуации и в период ее преодоления, а также способствует предотвращению кризисов:

       1. Принцип системности в его рамках руководители, специалисты и все сотрудники организации рассматриваются как целостная динамическая система, которая тесно связана с внешней средой бизнеса. Подразумевается полная координация всех процессов формирования и изменения кадрового состава организации.

       2. Принцип командности большинство руководителей пытаются создать у себя в организации команду – специально подобранные сотрудники и специалисты, которые выполняют различные функции, но объединены общими целями и задачами. Такой принцип особенно важен для предприятий в период кризиса, так как для решения проблемы часто требуется всеобщее объединение и взаимодействие. Однако этот принцип распространяется не только на кризисные ситуации – многие руководители с самого начала направляют коллектив на тесную совместную деятельность, что позволяет более успешно решать задачи и проблемы.

       3. Принцип равных возможностей предоставление всем сотрудникам, независимо от их классовой, национальной или половой принадлежности, равных прав и возможностей. К сожалению, этот принцип не так широко распространен, как другие, в силу прошлых устоев. Однако именно он позволяет избежать внутренних конфликтов между сотрудниками.

       4. Принцип горизонтального сотрудничества проблемой многих современных организаций является наличие такого явления, как перекладывания заданий и обязанностей на подчиненные отделы. Как правило, выполнение работ этими отделами слабо контролируется, что приводит к негативным результатам. Поэтому необходимо создать горизонтальные связи, которые будут обеспечивать нужный уровень информации и контроля.

       5. Принцип правовой и социальной защищенности его основа состоит в строгом и неукоснительном соблюдении Конституции РФ, различных нормативно-правовых актов и кодексов.

       Кроме того, он подразумевает, что современный  менеджер должен знать и использовать трудовой, административный, гражданский и другие кодексы и отрасли права. В противном случае недостаточная подготовка руководителя может привести к конфликтным ситуациям разного рода, по поводу трудовых отношений, например.

Информация о работе Антикризисное управление в организации