Антикризисное управление организацией в современных российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы  изучение теоретических основ и практических аспектов антикризисного управления, его основных проблем и направлений в современных условиях экономики России. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
 изучение сущности, цели, содержания антикризисного управления и его законодательное регулирование;
 определение диагностики развития кризисов на предприятии технологии антикризисного управления;
 выявление направлений реформирования предприятий в процессе антикризисного управления;
 выявление мер государственного антикризисного регулирования в условиях финансового кризиса 2008 года;
 рассмотрение антикризисного управления на предприятии и направлений его основных тенденций с учетом современных экономических условий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1 Общая характеристика антикризисного управления…………….7
1.1.Сущность, цели и задачи антикризисного управления…………………….7
1.2. Содержание процесса антикризисного управления………………………10
1.3. Законодательное регулирование антикризисной деятельности…………12
Глава 2. Стадии и механизм антикризисного управления……………….15
2.1. Кризисы в развитии организации и их диагностика……………………...15
2.2. Технологии антикризисного управления………………………………….20
2.3. Антикризисное реформирование коммерческих организаций………….24
Глава 3. Антикризисное управление организацией в современных российских условиях…………………………………………………………...28
3.1. Антикризисное управление в условиях финансового кризиса…………..28
3.2. Меры государственного антикризисного регулирования………………..30
Заключение ………………………………………………………………………35
Список использованных источников………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Антикриз управление курсовая.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Законодательное регулирование антикризисной деятельности

К настоящему времени сформирована правовая основа антикризисного регулирования. Приняты следующие важные документы:

                  федеральные законы РФ «О несостоятельности (банкротстве)» и «Об особенностях несостоятельности (банкротства) организаций оборонной промышленности», в которых сформирована система антикризисного регулирования, распоряжение ФСДН России «Об утверждении разъяснения в вопросах, связанных с применением процедур банкротства» №40-р от 11 ноября 1999 г.;

                  Указ Президента РФ №651 от 25 мая 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»;

                  Постановление Правительства РФ «О ходе выполнения и задачах Правительства по реализации послания Президента РФ Федеральному Собранию «Порядок во власти - порядок в стране» №1081 от 28 августа 1997 г.; Программа Правительства «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 --2000 годах»;

                  Положение о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации №301 от 4 апреля 2000 г.

В настоящее время продолжается разработка пакета законов по антикризисному регулированию экономикой, в том числе: «О финансовом оздоровлении предприятия, организации», который позволит эффективно проводить финансовое оздоровление и реструктуризацию предприятий, не прибегая к применению процедур банкротства; «Об административной ответственности за правонарушения в сфере управления организациями» (он устанавливает административную ответственность менеджеров за ненадлежащее управление делами организаций вплоть до лишения права занимать руководящие должности в течение определенного срока); «Об экстренных мерах по выводу из кризиса национальной промышленности России», «О мерах по восстановлению оборотных средств предприятий», «Об основах ценовой политики в Российской Федерации», «О государственном контроле за порядком применения регулируемых цен и тарифов» и т.д.

Участниками антикризисного регулирования являются различные службы и организации.

1.   Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России), реорганизованная из бывшей ФСДН России в соответствии с Указом Президента РФ № 651 от 25 мая 1999 г., 2.Федеральная (центральная и территориальные) межведомственная балансовая комиссия по финансовому оздоровлению, в состав которой входят специалисты департаментов финансов, банков, клиринговых центров, способные критически оценить баланс предприятия и целесообразность направления финансовых потоков.

5.Арбитражные суды.

6.Совет по антикризисным программам при Правительстве РФ - это своего рода экспертный орган, выявляющий предприятия, нуждающиеся в судебной или внесудебной санации, и задающий процессу их оздоровления системный и плановый характер.

7. Властные структуры и профильные ведомства, в том числе департаменты управления инвестициями, фонды по поддержке малого бизнеса, службы занятости, государственные налоговые службы, налоговая полиция, внебюджетные фонды, контрольно-ревизионные комиссии, консалтинговые фирмы, антикризисные управляющие.

Круг участников антикризисного регулирования непрерывно расширяется в результате проведения мероприятий, предоставляющих возможность для участия всем желающим. С их помощью обеспечивается мощный общественный резонанс, который укрепляет статус российских предпринимателей и способствует выработке цивилизованных форм отношения к неудачникам из этой когорты.

Между всеми перечисленными участниками антикризисного регулирования формируются взаимоотношения по поводу повышения компетентности и прав в решении проблем финансового оздоровления предприятий. Они основаны на единстве и целостности государственной политики, проводимой в данной области. Механизм взаимодействия государственных структур, ответственных за осуществление процедур банкротства предприятий, с органами исполнительной власти играет главную роль в антикризисном регулировании.


Глава 2. Стадии и механизм антикризисного управления

 

2.1. Кризисы в развитии организации и их диагностика

Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации. Появление идеи, проектирование, планирование, строительство, освоение производственных мощностей, функционирование, развитие, упадок, закрытие или реорганизация - перечень этапов циклического развития организации. Организация может пройти их полностью, а может и остановиться в своем развитии, не достигнув ощутимых результатов, прекратить свое существование.

В тот момент, когда организация начинает свою деятельность, на рынке, как правило, уже действует значительное число фирм-конкурентов. Занять определенную нишу на рынке, позиционировать свою торговую марку непросто. Многие организации разоряются, не выдержав конкуренции. Поэтому во многих странах с развитой рыночной экономикой разработана система мер поддержки малого бизнеса, которая заключается в выдаче льготных кредитов, временном освобождении от налогообложения, передаче на выгодных условиях патентов и технологий. При такой поддержке организации проще пройти этап количественного и качественного роста, добиться устойчивости позитивных тенденций в развитии. Кризисы часто возникают и в зрелых организациях, которые утрачивают свою положительную динамику и способность добиваться соразмерной прибыли.

Кризисы в организации могут проявляться: в форме ужесточения конфликтов, которые способны даже привести фирму к развалу. Моральное устаревание используемых технологий и потеря конкурентных преимуществ, а также значительный отток ресурсов при увеличении числа банкротств - также являются симптомами нарастающей кризисной ситуации. Любые острые противоречия, возникшие в организации, связаны с ее финансово-хозяйственной деятельностью. Поэтому антикризисное управление, прежде всего, направлено на устранение и недопущение пробелов в системе распределения ресурсов и оптимизацию хозяйственной деятельности.

Кризисное финансовое состояние компании требует от менеджеров проведения ряда нетрадиционных мероприятий, использования в управлении методов и подходов, которые значительно отличаются от руководства в обычных, стабильных, условиях. Кризис, в переводе с греческого, означает "решение", "поворотный пункт" или "исход". Экономический кризис в организации отражает ее тяжелое финансовое положение, которое характеризуется неудовлетворительным значением целого ряда показателей, и первым признаком является отрицательный финансовый результат — валовой убыток от деятельности, снижение уровня рентабельности или стремительное сокращение размера прибыли по периодам.

Причинами кризисного состояния организации могут являться: изменение рыночных условий; давление конкурентов; злоупотребления со стороны менеджеров или персонала; деятельность проверяющих или контролирующих государственных органов; введение новых законов или других нормативных актов, изменения в политической ситуации, вызванные перераспределением власти; стихийные бедствия и т. д.

Диагностика кризисов в организации - это совокупность методов, направленных на выявление проблем, слабых и "узких" мест в системе управления, которые являются причинами неблагополучного финансового состояния и других негативных показателей деятельности. Диагностику можно понимать и как оценку деятельности компании с точки зрения получения общего управленческого эффекта, и как определение отклонений, существующих параметров системы от первоначально заданных, и как оценку функционирования организации в подвижной, изменяющейся внешней среде с целью предупреждения кризисов.

Методы диагностики кризиса в организации включают: мониторинг внешней среды и системный анализ сигналов о возможных изменениях состояния и конкурентного статуса фирмы, аудит финансового состояния, анализ кредитной политики и задолженности компании, определение рисков, оценку текущего состояния организации и прогнозирование ее возможных состояний в будущем.

Инструменты диагностирования кризисного состояния, такие как: статистика, моделирование, прогнозирование, эксперимент, экспертиза, маркетинговые исследования, применяются в зависимости от типа кризиса и формы его проявления.

Системный анализ сигналов о возможных изменениях состояния и конкурентного статуса фирмы, предложенный отечественными исследователями позволяет рассматривать в совокупности целый ряд параметров, которые служат индикаторами кризисных явлений, нарастания угроз выполнению миссии фирмы, или, напротив, могут свидетельствовать о расширении возможностей организации. Данная методика является эффективной на этапах раннего диагностирования кризисов, когда ставится цель предупредить их возникновение, не допустить дальнейшего ухудшения показателей деятельности.

Группы показателей (сигналов о нарастании угроз), которые помогают определить возможные негативные тенденции, препятствующие выполнению стратегических целей организации:

   падение величины спроса на товары фирмы, снижение покупательной способности населения, рост величины спроса на товары фирм-конкурентов;

   ухудшение параметров факторов производства: сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов, рост цен на сырье, материалы и оборудование, рост стоимости лицензий на использование изобретений и открытий;

   свертывание производства родственных отраслей, стагнация их научно-технического и экономического потенциала, рост цен на услуги отраслей инфраструктуры;

   ужесточение конкурентной борьбы на фоне снижения конкурентного статуса организации, активное "переключение" покупателей на товар-заменитель, ценовые войны;

   неблагоприятные изменения деятельности государственных и властных структур: повышение налоговых ставок и введение новых налогов, неблагоприятное изменение валютного курса рубля, таможенных пошлин, изменчивое гражданское и коммерческое законодательство, контроль государства за колебаниями цен;

   случайные явления: расположение фирмы в регионе, подверженном стихийным бедствиям; нестабильность внешней политики иностранных государств-партнеров по бизнесу, демографические шоки; неожиданные научно-технические прорывы, реализованные конкурентами;

   ухудшение технических ресурсов фирмы: износ средств технологического оснащения (СТО), использование морально устаревших СТО; применение материалов и полуфабрикатов, снижающих конкурентоспособность продукции; использование устаревших систем преобразования, передачи и контроля потребления энергии, вызывающее потери;

   ухудшение параметров технологических ресурсов: отсутствие потенциала для проведения систематических НИОКР; использование технологии, не позволяющей в течение одного жизненного цикла эффективно изменять поколение продукции фирмы;

   ослабление кадрового потенциала: работники ориентированы на применение командно-административных методов, выполнение традиционных видов работ, обусловленных стабильной технологией; обеспечению технической, социальной и экологической безопасности не придается первостепенного значения;

   отсутствие гибкости организационной структуры: ее застой и ориентированность на исполнение функций, бюрократизация;

   финансовая политика характеризуется систематическим привлечением заемных средств, происходит падение курса собственных акций фирмы.

Диагностика кризисов, проводимая в рамках системного подхода, дает возможность получить наиболее полное представление об исследуемом объекте. В практике предприятий часто используются методы анализа, которые позволяют с минимальными затратами сделать оценку рисков, финансового состояния, прогнозировать будущие тенденции развития.

Управление рисками, их хеджирование необходимо для предупреждения неблагоприятных тенденций развития организации. Чтобы определить риски, можно использовать статистический, экспертный и комбинированный методы. Анализ риска начинается с выявления его источников и причин. Риск измеряется как вероятность определенного уровня потерь. Так, в качестве допустимого риска можно принять угрозу полной потери прибыли от того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом. Критический риск сопряжен уже не только с потерей прибыли, но и с недополучением предполагаемой выручки, когда затраты приходится возмещать за свой счет. Наиболее опасным для предпринимателя является катастрофический риск, приводящий к банкротству организации, потере инвестиций или даже личного имущества предпринимателя.

Суть статистического метода заключается в том, что изучается статистика потерь и прибылей предприятия, устанавливается величина и частота получения экономической отдачи, а затем составляется прогноз на будущее. Под отдачей понимается экономическая рентабельность и эффективность затрат (инвестиций), которая рассчитывается как отношение прибыли к расходам, необходимым для ее получения.

Если кризис наступил, формируется антикризисная команда, в которую могут войти независимые аудиторы, консультанты по бизнесу и другие эксперты. Менеджеры компании должны полностью содействовать работе привлеченных экспертов. Созданная аналитическая группа устанавливает причины, приведшие компанию к существующему плачевному состоянию, определяет пути выхода из кризиса.

Информация о работе Антикризисное управление организацией в современных российских условиях