Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 13:07, курсовая работа
Цель курсовой работы изучение теоретических основ и практических аспектов антикризисного управления, его основных проблем и направлений в современных условиях экономики России. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучение сущности, цели, содержания антикризисного управления и его законодательное регулирование;
определение диагностики развития кризисов на предприятии технологии антикризисного управления;
выявление направлений реформирования предприятий в процессе антикризисного управления;
выявление мер государственного антикризисного регулирования в условиях финансового кризиса 2008 года;
рассмотрение антикризисного управления на предприятии и направлений его основных тенденций с учетом современных экономических условий.
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1 Общая характеристика антикризисного управления…………….7
1.1.Сущность, цели и задачи антикризисного управления…………………….7
1.2. Содержание процесса антикризисного управления………………………10
1.3. Законодательное регулирование антикризисной деятельности…………12
Глава 2. Стадии и механизм антикризисного управления……………….15
2.1. Кризисы в развитии организации и их диагностика……………………...15
2.2. Технологии антикризисного управления………………………………….20
2.3. Антикризисное реформирование коммерческих организаций………….24
Глава 3. Антикризисное управление организацией в современных российских условиях…………………………………………………………...28
3.1. Антикризисное управление в условиях финансового кризиса…………..28
3.2. Меры государственного антикризисного регулирования………………..30
Заключение ………………………………………………………………………35
Список использованных источников………………………
Инфляция за I квартал 2010 года составила 5,3%, что соответствует I кварталу 2009 года. Растёт безработица.
Кризисный период в организации характеризуется совокупным наложением разных кризисов, причем их набор для каждой компании индивидуален. Предприятия, как и государство, с момента своего становления и до сегодняшнего дня, не раз переживали кризисные периоды. Это позволило им выработать не только механизм диагностики, но и защитный механизм – антикризисное управление. В российских компаниях, чаще всего он базируется на стереотипах: узнав, что в стране кризис, руководители и собственники действуют по отработанным шаблонам: сократить персонал, отрезать интернет, отправить людей в административные отпуска. При этом столкнувшись с кризисом 2008 года, они даже не пытались разобраться, насколько эти меры адекватны их ситуации. Для того чтобы это понять и создать «собственную антикризисную программу», нужен другой уровень управления организацией, способный выявить наиболее тонкие и узкие места, понять все опасности и риски процессов происходящих во внутренней и внешней среде. Используя накопленный в последние два десятилетия опыт, некоторые предприятия достаточно быстро преодолели «кратковременный сбой в финансовом обеспечении управления стратегическими и тактическими элементами деятельности». При этом произошедший «мини кризис» заставил некоторых владельцев и руководителей фирм задуматься, что делать дальше.
Не все предприятия смогли заранее диагностировать проблемы и подготовиться к кризису, это обусловлено следующими факторами:
отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
низкая квалификация и неопытность менеджеров;
низкий уровень ответственности руководителей предприятия за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
Кроме того обычно ранняя диагностика на основе анализа финансовых и экономических показателей осуществляется специально обученными специалистами – риск-менеджерами, но в настоящее время очень мало предприятий, которые не то что в штате имеют таких специалистов, а просто целенаправленно на постоянной основе оценивают риски предприятия. Именно поэтому для этих компаний кризис 2008 года был неожиданностью.
Действия предприятий по недопущению кризиса и ослабления его последствий:
ранняя диагностика кризисных явлений в деятельности предприятия.
срочность реагирования на кризисные явления.
адекватность реагирования компании на степень реальной угрозы его финансовому равновесию.
полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния.
Но главное требование к успешному выходу предприятия из кризиса «мобильность компании при принятии управленческих решений и скорость внедрения изменений в ней». При этом любые новации, внедряемые в организации, в первую очередь зависят от готовности персонала к постоянным инновациям. То есть в период кризиса работники в организации становятся ключевым инструментом изменений и поэтому, снижать издержки на персонал конечно необходимо, но надо прорабатывать другие схемы в оплате труда. Второй вопрос это сокращение персонала. Сотрудников, не нацеленных на собственное развитие, если они в своей работе используют только старые ранее накопленные знания и навыки, и к тому же не стремятся к повышению производительности труда за счет постоянного самосовершенствования. Проводя любое изменение необходимо учитывать, что не все работники в компании: «офисный планктон», от которого необходимо избавиться, чтобы выжить. Только такой подход к мотивации и увольнению сотрудников позволяет иметь инновационный менеджмент, основа которого развивающийся персонал.
3.2. Меры государственного антикризисного регулирования
В условиях глобального финансового кризиса важнейшими задачами государства становятся ликвидация сбоев функционирования экономического механизма и создание условий для преодоления кризисных явлений. В рамках программы антикризисных мер Правительства на 2010 год был выделен ряд проблем российской экономики, усиливающих развитие кризисных явлений. К таким проблемам были отнесены: высокая зависимость от экспорта природных ресурсов; недостаточная конкурентоспособность не сырьевых секторов экономики; недостаточная развитость финансового сектора, банков.
В рамках программы антикризисных мер Правительства РФ были выделены семь основных приоритетов: полное удовлетворение социальных обязательств; сохранение и усиление промышленного и технологического потенциала; стимулирование внутреннего спроса; поддержка долгосрочных целей модернизации страны; освобождение малого бизнеса от давления чиновников; развитие национальной финансовой системы; поддержание макроэкономической стабильности и создание необходимых условий роста экономики. Для практической реализации задач антикризисного регулирования используется ряд инструментов: нормативно-законодательное регулирование; финансовая политика; промышленная политика и т.д. Нормативно-законодательная деятельность государства подразумевает создание правовой базы для проведения антикризисного управления и включает основные нормативные акты в данной сфере.
Финансовая политика предполагает использование финансовых рычагов и ресурсов государства для проведения антикризисных мер. Этот вид регулирования основывается на использовании бюджетной системы государства, где аккумулируются государственные финансовые ресурсы, Одним из ключевых вопросов в условиях кризиса является обеспечение устойчивости финансовой системы. В рамках антикризисной программы Правительства для решения данной проблемы проводятся меры по расширению ресурсной базы и увеличению ликвидности всей финансовой системы, повышению доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и обеспечению санации банков. Достижение рассмотренных приоритетов финансовой политики во многом связано с обеспечением привлекательности экономики, что требует постепенного сокращения инфляции. Правительство ставит задачу удержать рост цен в 2010 году примерно в тех пределах, которые были зафиксированы в прошлом году. В последующем возможно замедление инфляции до 10% в 2011 году и 7,5 % в 2012 году. Таким образом, необходимо сочетать решение нескольких задач: обеспечить экономику достаточным количеством ликвидности и в то же время не допустить разгона инфляции.
Проведение финансовой политики в условиях кризиса во многом направленно на поддержку реального сектора экономики. Важное значение для обеспечения доступности банковского кредита имеет рефинансирование банковской системы, упрощение процедур предоставления государственных гарантий и субсидирование процентных ставок по кредитам. В 2008 году на эти цели уже направлено на возвратной основе из всех источников, более 2 триллионов рублей. В 2009 году, в дополнение к уже выделенным коммерческим банкам, банкам с государственным участием и Внешэкономбанку субординированным кредитам, направлены 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. Внешэкономбанку, 225 млрд. руб. коммерческим банкам на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики.
В настоящее время многие предприятия активно используют возможность получения государственных гарантий по кредитам отдельных организаций в размере до 10 млрд. рублей по каждой гарантии. При этом максимальный размер предоставления государственных гарантий в иностранной валюте для поддержки экспорта промышленной продукции с 50 до 150 млн. долларов США. Наряду с этим предприятия сельского хозяйства, автомобилестроения и транспортного машиностроения получают возможность субсидирования процентных ставок по кредитам. В рамках государственной программы поддержки малого бизнеса, субсидируются процентные ставки по кредитам малым предприятиям.
Одним из важнейших направлений финансового регулирования выступает проведении бюджетной политики, призванной обеспечивать финансовую поддержку предприятий в кризисной ситуации и смягчать отрицательные последствия кризисов. Задачами бюджетной политики в условиях кризиса являются: обеспечение управляемости экономики; обеспечение удовлетворения минимальных социальных потребностей и смягчение социальной напряженности, в том числе в ходе проводимых реформ; выравнивание уровней социально-экономического развития на различных территориях за счет совершенствования системы межбюджетных отношений. Государство должно гарантировать минимальный социальный пакет - социальный стандарт, финансируемый из федерального бюджета. Это осуществляется изъятием части доходов богатых слоев населения и перераспределением в пользу наиболее бедных слоев населения.
Промышленная политика включает совокупность действий государства способствующих экономической жизнеспособности предприятий и отраслей. Важным инструментом регулирования промышленной деятельности выступает мониторинг предприятий, являющихся ключевыми для российской экономики, с тем чтобы предотвратить как массовые увольнения, так и утрату накопленного нашей экономикой за годы роста производственного потенциала. Государство прилагает необходимые усилия для минимизации последствий банкротства для работников этих предприятий и местных сообществ, обеспечит сохранение стратегически важных производственных активов таких предприятий в ходе процедур банкротства. Другим действенным механизмом должна стать ликвидация неэффективных предприятий.
В рамках промышленной политики определяется список системообразующих предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении и особенно нуждающихся в государственной поддержке. На госгарантии по кредитам предприятий в 2010 году выделено 300 млрд. рублей из федерального бюджета. Для всех предприятий в 2010 году снижена налоговая нагрузка. Налог на прибыль снижен до 20%. Предприятия, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации. Введено налоговое льготирование приоритетных научных разработок. Освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России, что серьезно уменьшит расходы предприятий на модернизацию производства.
В рамках промышленной политики реализует меры, направленные на недопущение необратимых кризисных явлений в ключевых секторах экономики. При этом значительное внимание в антикризисной программе Правительства уделяется отраслям, имеющим значительный мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство), важным с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс), ключевых с позиции обеспечения обороноспособности страны, обеспечивающих основу для функционирования экономики в целом (ТЭК, транспорт). Наряду с этим, промышленная политика определяет точки роста.
Таким образом, проведение антикризисного регулирования характеризуется различными направлениями воздействия на социально-экономические результаты. При этом, невозможно добиться успеха, по рассмотренным направлениям антикризисной программы без серьезной государственной поддержки науки. Поэтому приоритетное место в антикризисной программе приобретает инвестирование в научно-исследовательские разработки, что позволит повысить уровень науки и современной индустрии. Наряду с этим эффективная реализация антикризисных мер требует информационной открытости, выступающей неотъемлемым атрибутом инновационной экономики, основанной на демократическом участии общества в государственном управлении.
Заключение
На сегодняшний день наиболее актуальной проблемой для современного бизнеса становится восстановление платежеспособности предприятия. В российской экономике возникновение данной проблемы напрямую связано с введением правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов характеризуемой явлениями финансовой несостоятельности, в условиях разразившегося финансового кризиса, а именно банкротства. В свою очередь потребность такого регулирования отвечает интересам как государства, в части создания правового поля для осуществления мер оздоровления структур, не адаптируемых или плохо адаптированных в условиях рыночной экономики, так и собственников, в части осуществления возможностей развития в условиях реальной конкуренции.
Экономический кризис на предприятии, в организации означает тяжелое финансовое положение, которое характеризуется неудовлетворительным значением целого ряда показателей: платежеспособности, рентабельности, финансовой устойчивости.
Развитие любой организации является цикличным, а поэтому существует вероятность возникновения кризисных ситуаций на любой стадии развития предприятия (становление, рост, зрелость или спад). При этом краткосрочные кризисные ситуации могут быть устранены путем принятия оперативных мероприятий. Если деятельность предприятия неэффективна, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства предприятия. Именно в данном случае необходимо принять решение: ликвидировать организацию путем применения законодательно предусмотренных процедур банкротства либо снизить остроту кризиса, а сам кризис свести на «нет» и дать возможность юридическому лицу продолжить свою деятельность
Решение такой задачи опирается на разработку антикризисной стратегии, базирующейся на глубоком финансовом анализе и моделировании прогнозной динамики.
Управленческие решения в условиях экономического и финансового кризиса принимаются с учетом высокого финансового риска и реальной угрозы банкротства, предусматривающего защитные меры.
Эффективным инструментом преодоления кризисного состояния, на сегодняшней день, выступает тщательно спланированная и четко организованная инвестиционная деятельность. У организаций, находящихся на траектории кризисной динамики, финансовые ресурсы особенно ограничены. Тем не менее путем осуществления реорганизационных мер, а также предложений потенциальным инвесторам доходных бизнес-планов решаются задачи привлечения инвестиций.
Из сказанного можно сделать вывод, что стержнем антикризисной стратегии, в каком бы направлении она не разрабатывалась, является жесткое и решительное обновление технологий - производства, сбыта, управления.
Информация о работе Антикризисное управление организацией в современных российских условиях