Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:35, реферат
На севоднешнее время закрепился взгляд на труд как на осознанаю целенаправленную созидательную деятельность, приложение человеком умственных и физических усилий для получения верного результата в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей, как на проявление человеческой личности.
Во время перехода к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах управления.
В учебном пособии под редакцией д.э.н. А.Я. Кибанова дано следующее определение понятия «управляющие персоналом».
Управляющие персоналом – самостоятельный вид профессиональных управляющих, главной целью которых, является: создание условий для повышения производственной, творческой отдачи и активности персонала; разработка и реализация кадровой политики предприятия; подбор и расстановка персонала; решение вопросов связанных с обучением и повышением квалификации кадров, и их профессиональным ростом для эффективного достижения целей организации. [38]
В свою очередь С.В. Шекшня в книге «Управление персоналом современной организации» дает определение понятию «системы управления персоналом».
Системы управления персоналом – методы, процедуры, приемы воздействия организации на своих сотрудников с целью максимального использования их потенциала для достижения организационных целей (это – подбор, обучение и развитие, оценка и вознаграждение персонала) [53].
Работа с
кадровым потенциалом организации
на современном этапе
Управление кадрами организации есть составной элемент менеджмента, связанный с людьми и их отношениями внутри организации. Управление трудовыми ресурсами направлено на достижение эффективности работы предприятия, самих работников, развитию у них потребностей высокого уровня и способностей к творческой деятельности, коммуникативности и внутренней заинтересованности в развитии и совершенствовании деятельности своей организации.
Рисунок 1.1 - Объекты и носители функций управления персоналом
Управление персоналом связано с разработкой и реализации политики, включающей планирование, выбор, наем, размещение трудовых ресурсов; обучение и подготовку работников; аттестацию кадров; продвижение по службе, карьеру; методы и стандарты оплаты труда; условия работы; формальные и неформальные связи; консультирование и переговоры; преодоление конфликтных ситуаций в коллективе. Данный приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Состав функциональных блоков по управлению персоналом
Функциональный блок |
Содержание задач в функциональном блоке |
Определение потребности в персонале |
-планирование
качественной потребности в -выбор методов
расчета количественной -планирование количественной потребности в персонале. |
Обеспечение персоналом |
- получение и
анализ маркетинговой (в - разработка
и использование - отбор персонала, его деловая оценка. |
Развитие персонала |
- планирование
и реализация карьеры и - организация и проведение обучения. |
Использование персонала |
- определение
содержания и результатов - производственная социализация; - введение персонала, его адаптация в трудовой деятельности; - упорядочение рабочих мест; - обеспечение безопасности труда; - высвобождение персонала. |
Функциональный блок |
Содержание задач в функциональном блоке |
Мотивация результатов труда и поведения персонала |
- управление
содержанием и процессом - управление конфликтами; - использование
монетарных побудительных - использование немонетарных побудительных систем: групповая организация и социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего времени. |
Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом |
- правовое регулирование трудовых отношений; - учет и статистика персонала; - информирование
коллектива и внешних - разработка кадровой политики. |
Управление
кадровым составом организации в
современных условиях должно осуществляться
не интуитивно, как зачастую было ранее,
а с учетом научных разработок в
данной области.
В общем виде стадии управления трудовыми ресурсами можно представить следующим образом (рис. 1.2):
На рисунке 1.2 показаны этапы управления персоналом организации, которые при более углубленном рассмотрении включают в себя следующие мероприятия. [47]
Рисунок 1.2 - Этапы управления работой персонала в организации
Анализ ситуации, включает определение потребностей организации в трудовых ресурсах. Данные потребности определяются исходя из штатного расписания организации, текущих и перспективных планов дальнейшего развития, анализа слабых и сильных сторон наличной рабочей силы.
Планирование трудовых ресурсов – процесс определения потребностей организации в персонале, то есть определение когда, где, сколько и какие (какой квалификации) сотрудники потребуются организации. [53]
План трудовых ресурсов служит основой подбора персонала.
На основании сравнения плана по трудовым ресурсам с численностью персонала, уже работающего в организации, отдел трудовых ресурсов определяет вакантные рабочие места, которые необходимо заполнить. Если такие места существуют, то начинается прием на работу, состоящий из определенных стадий.
Определение потребности в
Качественная потребность – то есть, потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу организации. [38]
Количественная потребность - сводится как к выбору метода расчета численности сотрудников, так и к установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности работников на определенный временной период. [38]
Постановка целей – предполагает, что кадровая политика не должна идти в разрез с общими целями организации.
Система целей для управления персоналом рассматривается двояко:
-
она должна отвечать на вопрос:
каковы конкретные потребности
работников, удовлетворения которых
они вправе требовать от
- она должна отвечать и на такой вопрос: какие цели по использованию персонала ставит перед собой администрация и какие условия она стремится для этого создать.
Эффективность управления персоналом организации зависит от того, в какой степени указанные две группы целей будут непротиворечивы.
Наем, отбор и прием персонала.
В рамках данной функции решаются следующие задачи: планирование трудовых ресурсов; применение условий найма организации; опрос претендентов, беседы; переводы; увольнения; приказы о введении в должность и повышении; статистика кадров; рабочее время и сверхурочные; законодательство о найме и т.п.
Это исходный этап в процессе управления персоналом. От того, как проведен набор и какие люди отобраны для работы в организации, зависит вся последующая деятельность в процессе управления трудовыми ресурсами.
Процесс подбора и отбора кадров: [37]
1.
Отбор персонала,
анализ содержания работы – это процесс систематического и подробного исследования содержания работы;
описание характера работы (должностная инструкция);
требования к персоналу (требования, предъявляемые работой).
2. Анализ источников найма – предполагает получение ответа на следующие вопросы: где искать потенциальных работников (источники) и как известить заявителей об имеющихся вакансиях (методы).
3. Отборочное собеседование.
Основной
целью отборочного
Отборочное собеседование – обмен информацией между представителем организации и кандидатом на замещение вакантной должности с целью оценка квалификации и потенциала последнего для работы в данной должности. [53]
4. Использование персонала – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий для наиболее эффективной реализации творческого и физического трудового потенциала работников. [38]
Использование персонала должно отвечать целям организации, не ущемлять интересы личности и обеспечивать строгое соблюдение законодательства о труде в процессе этой работы.
5. Обучение подготовка персонала.
В современных условиях быстрого устаревания профессиональных навыков способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов успеха. Формами профессионального развития являются - планирование и развитие карьеры, подготовка резерва руководителей, профессиональное обучение.
Профессиональное развитие – приобретение сотрудником новых знаний, умений и навыков, которые он будет использовать в своей профессиональной деятельности. [53]
Основные методы профессионального развития – профессиональное обучение, развитие карьеры, образование.
Профессиональное обучение – процесс развития у сотрудников специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения. [53]
Основные виды профессионального обучения – на рабочем месте и вне рабочего места (аудиторное обучение).
Принципы обучения взрослых людей – актуальность, участие, повторение, обратная связь.
6.
Контроль и оценка
Оценка результативности труда – одна из функций управления персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы руководителем или специалистом. [38]
В общем виде результат труда работника аппарата управления характеризуется уровнем, или степенью достижения цели управления при наименьших затратах. При этом важное значение имеет правильное определение качественных и количественных показателей, отражающих конечные цели организации или подразделения.
Показатели, по которым оцениваются работники, называются критериями оценки. К ним относятся качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов.
Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Однако наиболее распространенной является безусловно система периодической аттестации персонала, более подробно, речь о которой пойдет в подразделе 1.2 данной дипломной работы.
7. Оплата труда.
Характер и величина вознаграждения, получаемого сотрудниками в качестве компенсации за свой труд, оказывает непосредственное влияние на способность организации привлекать, удерживать и мотивировать требуемый ей персонал.
Традиционная система
Должностной оклад – величина заработной платы, выраженная в денежных единицах и соответствующая определенному рабочему месту (должности) в организации. [53]
8. Трудовые отношения, включают в себя ряд внешних и внутренних факторов по обеспечению процесса производства товаров и услуг: переговоры с профсоюзами; толкование и распространение кадровой политики организации; консультации по трудовому законодательству. [18]
9.
Охрана здоровья и социальные
Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многостороннего, то есть планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, влияющих на эту среду.
К основным факторам социальной среды организации относятся: [5]
-
Потенциал – отражает
- Условия и охрана труда – включает факторы. Которые связаны с содержанием совместной работы, техническим уровнем производства, организационными формами трудового процесса и качеством рабочей силы, а также факторы воздействующие на психофизиологическое самочувствие работников, на обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение производственного травматизма или профессиональных заболеваний и т.п.;
- Социальная защита – мероприятия по социальному страхованию и соблюдению других социальных гарантий, установленных действующим законодательством РФ, коллективным договором и другими правовыми актами;
Социально-психологический
Учитывая
вышеизложенное обстоятельство, руководство
с целью повышения эффективност