Метод групповой
дискуссии тоже относится к описательным.
Он, наверное, наиболее часто используется
отечественной практикой. Это беседа группы
руководителей или экспертов с работниками
относительно их деятельности. Метод групповой
дискуссии позволяет по определенным
критериям выбрать наиболее активных,
самостоятельных, логично рассуждающих
людей.
Система квалификации
по порядку или метод рангового порядка: группа руководителей, исходя
из определенных критериев оценки, располагает
оцениваемых сотрудников по порядку -
от самого лучшего до самого худшего. Итоговая
оценка определяется суммой порядковых
номеров, полученных работником за выполнение
поставленных задач.
Метод заданной балльной
оценки заключается в присвоении заранее
установленных баллов за каждое достижение
работника с последующим определением
его общего делового уровня в виде набранных
очков.
Метод свободной
балльной оценки состоит в присвоении руководителем
или экспертом определенного количества
баллов каждому качеству работника. Общая
оценка складывается как сумма баллов
или как средний балл.
Система графического
профиля заключается в изображении
каждого из деловых качеств сотрудника
(в баллах) в виде точек на графике.
Тестирование - оценка работников по степени
решения ими заранее подготовленных производственных
задач (тестов); определение коэффициента
интеллектуальности сотрудника (количественных
показателей качественного уровня решения
заранее подготовленных производственных
задач).
Метод суммируемых
оценок заключается в определении
экспертами частоты проявления («постоянно»,
«часто», «иногда», «редко», «никогда»)
у работников тех или иных качеств и присвоении
определенных балльных оценок за тот или
иной уровень частоты (см. таблицу 1).
Таблица 1
Использование метода суммируемых
оценок[7]
Показатель: соблюдение установленных
сроков |
Балльные значения степени
выраженности показателя |
1 (редко) |
2 (часто не соблюдается) |
3 (в основном) |
4(с некоторыми исключениями) |
5 (всегда) |
Система заданной группировки
работников предусматривает выбор ограниченного
числа факторов оценки, распределение
работников по этим факторам на четыре
группы («плохой работник», «удовлетворительный
работник», «хороший работник», «отличный
работник») и последующую замену плохих
работников отличными.
Обобщая характеристики этих
методов, мы можем сделать следующие заключения
об их недостатках и достоинствах.
Все эти методы сфокусированы
на отдельном работнике вне организационного
контекста и основываются на субъективном
мнении руководителя или окружающих. В
основном они ориентированы в прошлое,
на достигнутые результаты и не учитывают
перспективы дальнейшего развития организации
и сотрудника.[8] Они довольно эффективны
в крупных иерархических организациях,
действующих в условиях достаточно стабильной
внешней среды, хотя и не лишены определенных
недостатков: по мнению многих специалистов
в области управления, именно оценка персонала
организации часто является "ахиллесовой
пятой" руководителя. Кадровые службы
в России зачастую ограничиваются лишь
изучением биографической информации
и сбором формальных отзывов. При попытках
как-то оценить работающий персонал обычно
выясняется отсутствие оценочных технологий.
Результат - нереальная, субъективная
картина.
Неудовлетворенность многих
организаций традиционными методами оценки
побудила их начать активные поиски новых
подходов к оценке персонала. Можно выделить
несколько направлений в развитии нетрадиционных
методов[9]
Во-первых, новые методы оценки
рассматривают рабочую группу, подразделение,
бригаду, временный коллектив в качестве
основной единицы организации, делают
акцент на оценку работника его коллегами
и способность работать в группе.
Во-вторых, оценка отдельного
сотрудника и рабочей группы производится
с учетом результатов всей организации.
В-третьих, во внимание принимается
не столько успешное выполнение сегодняшних
функций, сколько способность к профессиональному
развитию и освоению новых профессий и
навыков.
Нетрадиционные методы аттестации
начали распространяться достаточно недавно
— 15-20 лет назад, поэтому их до сих пор
часто называют экспериментальными. К
их числу принадлежат:
- метод "360о аттестация";
- психологические методы аттестации;
- деловые игры;
- метод критического инцидента;
- Assessment Center.
Результаты проведенного сравнения
методов могут быть представлены в виде
таблицы 2.
Таблица 2
Анализ эффективности использования
традиционных и нетрадиционных методов
оценки персонала[10]
Характеристика метода |
Аттестационная комиссия |
Ранижирование |
Оценочные шкалы |
Оценка по результатам (МВО) |
Социометрия (360*) |
Assessment Center |
Количественная
определенность |
Нет |
Частично |
Есть |
Частично |
Есть |
Частично |
Трудоемкость |
Высокая |
Низкая |
Низкая |
Высокая |
Средняя |
Высокая |
Приемлемость
для сотрудников |
Средняя |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Приемлемость
для руководителя |
Средняя |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Полезность
для обоснования вознаграждений |
Низкая |
Средняя |
Средняя |
Высокая |
Низкая |
Низкая |
Полезность
для обсуждения с сотрудниками |
Низкая |
Низкая |
Средняя |
Очень высокая |
Высокая |
Высокая |
Полезность
для определения потенциала к росту |
Средняя |
Низкая |
Низкая |
Высокая |
Высокая |
Очень высокая |
Таким образом, заканчивая сравнительный
анализ традиционно используемых методов
и методов экспериментальных, нетрадиционных,
можно сделать вывод, что традиционные
методы могут эффективно применяться
на крупных стабильно работающих предприятиях,
которые функционируют в условиях неизменной
внешней среды, где не требуются инновационные
и нестандартные подходы к решению возникающих
проблем.
Но современная экономическая
действительность предъявляет к большинству
предприятий иные требования: предприятия
существуют в условиях динамично изменяющихся
внешней и внутренней среды, от предприятий
на рынке в условиях жесткой конкуренции
требуются инновационные решения, умение
быстро адаптироваться к новым условиям.
При этом от персонала требуются инициативность,
креативность, стрессоустойчивость, коммуникабельность,
высокая адаптивность и т. д. Эти качества
сотрудников становятся решающими при
прочих равных в условиях конкуренции.
Инструментария традиционных методов
оказывается недостаточно, чтобы в полной
мере оценить те качества сотрудников,
которые позволят организации выжить
и эффективно функционировать в будущем.
Далее рассмотрим более подробно
два наиболее часто применяемых в аттестационной
практике из нетрадиционных методов: деловую
игру и Assessment Center.
Деловая игра - это процедура, где сотрудники
или претенденты на должности в лабораторных,
иногда частично полевых условиях - то
есть в ситуациях, максимально приближенных
к реальности, там, где осуществляется
имитация деятельности, - выполняют различные
задания, упражнения. Причем, это может
быть как индивидуальная, так и групповая
работа, дискуссия, проектирование, выступление,
презентация самого себя или своей организации.
Выполняемые задания подчиняются заранее
определенным требованиям, заданным в
сценарии этого оценочного мероприятия,
есть четкие критерии, по которым проходит
оценка.
Деловые игры в качестве оценочного
метода можно использовать в различных
ситуациях (рис. 1).
Преимущества деловой игры
в оценке персонала по сравнению с другими
методами оценки, на основе проведенного
анализа литературных источников, изучения
мнений специалистов, практики применения
данного метода мы можем выделить следующие.
Можно избежать эмоциональной
напряженности, негативных эмоций, обычно
связанных с оценкой. Деловая игра может
заменить собой другие методы оценки,
например, метод 360 градусов – так как
при деловой игре нет необходимости привлекать
клиентов к оценке (эту роль может сыграть
и коллега).
Рисунок 1. Возможности использования
деловых игр
Деловая игра позволяет выявить
потенциал сотрудника, его личностные
характеристики, обычное поведение в коллективе
и тому подобное, то есть заменяет собой
методы анкетирования, психологического
тестирования, составления личностного
портрета и тому подобное. Можно искусственно
создать критическую, стрессовую, сложную
ситуацию, так как при использовании других
методов сложно оценить поведение в нестандартных
ситуациях. Позволяет выявить социально-психологические
проблемы в коллективе, такие, какие не
могут быть выявлены при других методах
оценки. Но самым главным преимуществом
оценки персонала через деловую игру можно
считать возможность решения реальных
проблем через игру, то есть деловая игра
может преследовать, в отличие от других
методов, несколько целей. Во-первых, непосредственно
оценку персонала, во-вторых, принятие
решений (используется такой метод принятия
решения, как метод мозговой атаки), в-третьих,
деловая игра может стать тренингом профессиональных
и личных качеств сотрудников. Этот метод
имеет серьезные преимущества по сравнению
со многими другими методами обучения.
Участие в деловых играх может дать не
только знания, но и опыт. Бесценный опыт,
который в условиях размеренного существования
надо приобретать годами. Кроме того, с
помощью деловых игр можно учить и учиться
не только тому, как и почему надо работать,
можно тренировать такие важные для успешной
работы качества, как коммуникативность,
лидерские качества, умение ориентироваться
в сложной, быстро меняющейся ситуации.
Можно проигрывать стрессовые и критические
ситуации, можно тренировать не только
отдельных людей, но и команду.
Рассмотрим теперь более подробно
такой метод оценки как Assessment Center. Как
уже было сказано, существует проблема
эффективного, комплексного метода оценки,
который бы давал максимум информации
о многих качествах (как профессиональных,
так и личных) оцениваемого сотрудника.
В мировой практике управления персоналом
было предложено разрозненные методы
и тесты объединить и на их основе создать
принципиально новый метод оценки персонала,
который бы соответствовал новым требованиям
и потребностям организаций. Комплексное
использование тестирования, деловых
игр, собеседований (интервью), тренингов
и некоторых других методов оценки и обучения
нашло свое выражение в комплексном методе
оценки сотрудников, который называется
"центр оценки" или "центр оценки
персонала" (сокращенно ЦО или, соответственно,
ЦОП).[11] Иногда этот метод называют "Ассессмент-центр"
(Assessment Center, AC). На настоящий момент метод
"центр оценки" широко используется
в странах Запада, а в последние годы он
получает распространение и в России.
Рассмотрим более подробно функции, задачи,
возможности, сферу применения этого метода.
Метод центра оценки исходит
из того, что лучший и наиболее быстрый
способ предварительной оценки потенциального
или реального сотрудника - наблюдение
за тем, как он выполняет задачи, типичные
для должности, которую он занимает или
будет занимать. С помощью тестов, деловых
игр и упражнений важнейшие для этой должности
функции можно смоделировать в лабораторных
условиях, хотя, конечно, не полностью,
а с точки зрения тех требований, которые
они предъявляют к человеку.
Центр оценки персонала можно
определить как "комплексный метод
выявления у испытуемого необходимых
для определенной работы (должности) качеств
посредством использования по отношению
к нему ряда диагностических процедур
и наблюдения его действий в ситуациях,
моделирующих профессиональную деятельность".[12]
Нередко под центром оценки персонала
понимают не только сам метод, но и все
мероприятия по его применению, включая,
соответственно, подготовленных людей,
методики и тому подобное (в этом значении
говорят, например, о создании фирмой центра
оценки).
Центр оценки персонала - это
стандартизированная многоаспектная
оценка персонала, включающая в себя взаимодополняющие
оценочные процедуры. Обычно Assessment Center
включает в себя тесты различной направленности[13],
деловые игры, презентации и некоторые
другие элементы (рис. 4).
Тестирование (Testing) предполагает
индивидуальную работу кандидата по ответам
на вопросы, решению задач, описанию ситуаций,
определению понятий. Различают[13]:
- профессиональные тесты – выявляют
профессиональные знания кандидата;
- мотивационные тесты – выявляют
причины поведения человека в бизнесе;
- тесты на общий интеллект.
Рисунок 2. Элементы Центра оценки
Презентация (Presentation Skills) –
кандидатам дается задание без подготовки
за 0,5 - 3 минуты рассказать сначала о себе,
затем о своей компании. В первом случае
оценивается способность вызвать доверие
и интерес у новых людей, во втором – способность
продавать товар и услугу. Выявляется
техника профессиональной презентации:
устойчивый контакт глазами с публикой,
уверенная и разнообразная жестикуляция,
свободная и приятная мимика, владение
голосом (тембр, темп, громкость, модуляции),
осанка и движения.
Деловые игры (Business Cases) – моделирование
ситуаций бизнеса, где есть проблемы, недостаток
информации, ограниченность ресурсов.
Выводы: в ходе оценочных мероприятий
с использованием Assessment Center можно выяснить
потенциал тех или иных сотрудников (так
как количественные и качественные достижения
их работы уже оцениваются и находят свое
выражение в доходах всей коммерческой
организации и качестве обслуживания
клиентов), их способность к дальнейшему
развитию и совершенствованию, их способности
и желанию предлагать и воплощать в жизнь
новые идеи, так как именно от этих качеств
в современных динамично меняющихся условиях
рынка зависит эффективность, успешность
деятельности любой коммерческой организации.