Банковский менеджмент, его содержание и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков. Рыночная экономика немыслима без банковского менеджмента, основанного на реальной конкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями, замене государственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов, ориентированных на создание новой товарной массы. Банковский менеджмент призван не просто кредитовать ту или иную программу, но и следить за расходованием кредитов, особенно льготных, на заявленные цели, их своевременным возвратом. В дипломной работе финансовый менеджмент рассмотрен как основной составляющий банковского менеджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и содержание банковского менеджмента……………………...4
Понятие банковского менеджмента: основные цели и задачи…………...…4
Особенности и принципы банковского менеджмента……………………....7
Сфера банковского менеджмента, его составляющие………………………10
Глава 2. Анализ банковского менеджмента в коммерческом банке на примере
АО «Алматинский Торгово-Финансовый Банк»…………………………………...14
2.1 Общая характеристика деятельности АО «Алматинский Торгово-Финансовый банк»…………………………………………………………………………………..14
2.2 Анализ состава и структуры доходов и расходов АО «Алматинский Торгово-Финансовый банк»……………………………………………………………………17
Глава 3. Пути совершенствования банковского менеджмента банков второго уровня РК……………………………………………………………………………...20
3.1 Зарубежный опыт банковского менеджмента в коммерческих банках……….20
3.2 Предложения совершенствования по управлению и минимизации рисков…..26
Заключение……………………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Ахунов.docx

— 70.32 Кб (Скачать файл)

- оценка  состояния активов банка (кредиты, инвестиции, депозиты). Анализ осуществляется на основе классификации активов банка, расчета структурных показателей: сравнения их в динамике и с показателями других банков. Результаты проведенного анализа являются основой для разработки кредитной и инвестиционной политики банка;

- оценка  ликвидности банка производится  на основе расчета финансовых коэффициентов, сравнения их с критериальными уровнями, в динамике, выявления факторов, оказавших влияние на изменение уровня показателей. Материалы анализа позволяют определить стратегию и тактику банка в области управления ликвидностью;

- оценка  доходности банка осуществляется  на основе анализа данных баланса  и отчета о прибылях и убытках. В процессе анализа рассчитывается  система количественных и качественных  показателей, характеризующих доходность  и прибыльность банка, эффективность  использования активов, структуру  доходов и расходов банка. На  основе этого анализа разрабатывается  механизм управления прибыльностью  банка.

Наряду с этими направлениями сводной аналитической работы коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям, таким, как анализ кредитного портфеля банка, анализ портфеля ценных бумаг, анализ кредитоспособности клиентов, анализ достаточности собственного капитала, анализ процентной маржи и др. Материалы указанных аналитических разработок используются для выработки политики в области управления банковскими рисками применительно к сферам деятельности банка.

Банковский менеджмент — управление банком в условиях рыночной экономики — строится на использовании следующих основных принципов:

• ориентация любого банка на спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую прибыль;

• постоянное стремление к повышению эффективности банковской деятельности с целью уменьшения издержек и получения оптимальных результатов;

• корректировка целей, задач и программ банка в зависимости от состояния рынка (кредитного, депозитного, процентного, рынка ценных бумаг);

• учет окончательного результата работы банка и его отделений (филиалов) в процессе деятельности на рынке;

• обязательное использование современной информационной базы (компьютерных сетей и связей с валютной и фондовой биржами, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью принятия оптимальных решений;

• рациональный подбор персонала и его эффективное использование.

Банковский менеджмент имеет определенную специфику, обусловленную характером деятельности данного подразделения общественного разделения труда. Одновременно в деятельности банка значительное место занимают договорные отношения - отношения, которые носят характер партнерских. Партнерским отношениям свойственны такие черты, как доверие, взаимовыгодность, коллективность решений и действий.

Прежде всего, оно определяет специфику целей банковского менеджмента, которые состоят в следующем:

  • обеспечение рентабельной работы банка как хозяйствующего субъекта в условиях денежного рынка;
  • обеспечение ликвидности баланса банка как гарантия надежности банка, соблюдение интересов кредитора и вкладчика;
  • максимальное удовлетворение потребностей клиентов в объеме, структуре и качестве услуг, оказываемых банком, обуславливающих длительность и устойчивость деловых связей;
  • сочетание успешного решения производственных, коммерческих и социальных проблем данного коллектива;
  • создание эффективной системы подготовки, переподготовки и расстановки специалистов, позволяющей наиболее полно реализовать их потенциальные возможности.

В соответствии с указанными целями банковский менеджмент ориентируется на выполнение ряда количественных, качественных и социальных показателей.

Количественные показатели имеют отношение ко всем сферам управления банковской деятельностью. Количество клиентов банка и их счетов, объем депозитов, кредитных вложений, инвестиций; объем операций и услуг, совершаемых банком, - вот лишь некоторый перечень показателей, используемых для анализа и оценки общих результатов деятельности.

Качественные показатели можно подразделить на несколько видов. Первую группу составляют показатели доходов и расходов банка. С их помощью происходит управление рентабельностью банка. Вторая группа охватывает показатели скорости оборота средств, трудоемкости затрат на совершение операций, скорости обработки документов. В третью группу входят показатели степени удовлетворения запросов клиентов по объему, структуре и качеству оказываемых банком услуг. Сюда же можно отнести и способность банка обеспечить конфиденциальность деловых переговоров, сохранность информации.

Социальные показатели характеризуют развитие профессиональной подготовки членов коллектива, их отношение к труду, степень решения социальных проблем.

Другая особенность банковского менеджмента связана с тем, что деятельность банка считается наиболее регулируемой со стороны государства в целях защиты интересов владельцев вкладов и депозитов.

Особенностью управления банковской деятельностью является широта сферы управления, к которой относится денежный оборот и кредитные отношения на макро и микро уровнях, наличие значительного риска при выполнении денежных операций. Указанный риск вытекает из сложного переплетения действий многочисленных внутренних и внешних факторов, что характерно для денежного рынка, а значит, деятельности институтов, с ним связанных. Поэтому в банке применяется принцип коллективного принятия наиболее ответственных решений, используются разнообразные способы защиты кредитора от возможных рисков, осуществляется распределение прав в области совершения кредитных операций между основной конторой и филиалом банка.

 

    1. Сфера банковского менеджмента, его составляющие.

 

Банк — это организация, осуществляющая управление капиталом – собственным и заемным. Этот капитал рассматривается с позиции самовозрастающей стоимости или с позиции его приращения. Есть и другие понятия капитала, например "человеческий капитал", которое рассматривается с позиции отношений между людьми, определяющими успех их общей деятельности в социально-экономических процессах. 

Содержание банковского менеджмента находит конкретное выражение в работе сферы управления. Сфера банковского менеджмента подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом. Данное разделение обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента.

Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора (таблица 2).

 

Таблица 2. Структура и блоки банковского менеджмента

Финансовый менеджмент

Управления персоналом

1. банковская политика

1. мотивация труда

2. маркетинг

2. организационная структура банка

3. управление активами и пассивами

3. расстановка кадров

4. управление доходностью

4.система подготовки и переподготовки  кадров

5. управление собственным капиталом

5. система оплаты труда, стимулирования

6. управление кредитным портфелем

6. организация контроля

7. управление бвнкоскими рисками

7. система повышения в должности

8. создание информационной системы

8. принцип общения в коллективе


 

Финансовый менеджмент охватывает управление денежного продукта, его формирование и размещение, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными направлениями финансового менеджмента являются: разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным сферам деятельности банка (депозиты, кредиты, услуги, инвестиции и т.д.); банковский маркетинг, управление активами и пассивами, ликвидностью, доходностью, собственным капиталом, кредитным портфелем, банковскими рисками.

Отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы является особенностью финансового менеджмента. Каждый банк вырабатывает собственную стратегию и тактику поведения на денежном рынке; постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела.

Вторая сфера банковского менеджмента – управление персоналом – направлена на рациональное использование знаний и опыта банковских служащих. Она включает мотивацию труда, расстановку кадров, организации. Труда сотрудников, систему подготовки и переподготовки кадров, механизм оплаты труда, поощрения и стимулирования, систему продвижения по службе, организацию контроля, принципы общения в коллективе. Научной основой управления персоналом является психология и деловая этика, с помощью которой можно дифференцировать подходы к каждому сотруднику, планировать служебную карьеру и организовать материальное и моральное стимулирование.

Банк который успешно руководит человеческими ресурсами, уже владеет ключевыми позициями для создания и укрепления надежности своего предприятия, обеспечения хороших условий работы для своего персонала.

Управление человеческими ресурсами осуществляется всеми руководителями, поэтому в зоне этого управления оказываются все работники банка с верхнего уровня до нижнего.

Центральной фигурой менеджмента выступает профессионал – управляющий, способный видеть перспективы развития дела, умеющий быстро оценить обстановку и находящий оптимальной решение для достижения цели. Менеджер должен обладать определенными профессиональными и личными качествами: высокой компетентностью, гибкостью мышления, умением идти на риск, напористостью, способностью реализовать намеченные планы и быть лидером в коллективе.

Банковский менеджер должен уметь давать оценку уровню менеджмента на предприятиях, фирмах и т.д., являющихся клиентами банка или желающими ими стать. Эта оценка является одним из составных элементов анализа кредитоспособности клиента и определения степени риска установления кредитных отношений с ним.

Главная задача в управлении коллективом состоит в способности менеджера общаться с коллегами и создании условий для реализации каждым работником своих потенциальных возможностей.

Для повышения эффективности работы, оптимизации руководства, контроля и обслуживания клиентов необходимо:

- обеспечить  эффективную управленческую культуру, так чтобы роль руководства  и его ответственность были  четкими и признавались на  всех уровнях организации;

- внедрить  культуру обслуживания клиентов  во всех подразделениях и службах, которые находятся в контакте  с клиентом;

- разработать  систему эффективного контроля  со стороны руководства и создать  укомплектованные подразделения  контроля;

- обеспечить  эффективность каждого отделения, всех операций на региональном  уровне, всех действий в главном  управлении;

- создать  или усовершенствовать основные процессов управления, такие как стратегическое и оперативное планирование, оценка результатов и мониторинг, принятие решений, аудит, систему управленческой информации.

Для улучшения результатов работы каждого подразделения банка важно, чтобы любое структурное подразделение имело четкое определение, чего оно должно достичь, т.е. оно должно нести ответственность за результаты работы. Определение результатов деятельности объясняет причину существования данного подразделения, которому формулируются основные задачи. Анализ целей и задач подразделения дает возможность увидеть, каких результатов оно должно добиться в работе. Любая задача, результаты которой не могут быть определены, не имеет основания существовать в банке. Вышеуказанный анализ вскрывает все недоразумения, дублирования, пропуски и другие виды непоследовательной политики, которые существуют в отношении ответственности подразделений по всему банку. В этом заключается значение данной работы: ликвидировать несогласованность, так, чтобы каждый руководитель знал, за какие результаты он несет ответственность.

Финансовый менеджмент в коммерческом банке — это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом — управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка.

Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Информация о работе Банковский менеджмент, его содержание и особенности