Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 17:04, курсовая работа
Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков. Рыночная экономика немыслима без банковского менеджмента, основанного на реальной конкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями, замене государственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов, ориентированных на создание новой товарной массы. Банковский менеджмент призван не просто кредитовать ту или иную программу, но и следить за расходованием кредитов, особенно льготных, на заявленные цели, их своевременным возвратом. В дипломной работе финансовый менеджмент рассмотрен как основной составляющий банковского менеджмента.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и содержание банковского менеджмента……………………...4
Понятие банковского менеджмента: основные цели и задачи…………...…4
Особенности и принципы банковского менеджмента……………………....7
Сфера банковского менеджмента, его составляющие………………………10
Глава 2. Анализ банковского менеджмента в коммерческом банке на примере
АО «Алматинский Торгово-Финансовый Банк»…………………………………...14
2.1 Общая характеристика деятельности АО «Алматинский Торгово-Финансовый банк»…………………………………………………………………………………..14
2.2 Анализ состава и структуры доходов и расходов АО «Алматинский Торгово-Финансовый банк»……………………………………………………………………17
Глава 3. Пути совершенствования банковского менеджмента банков второго уровня РК……………………………………………………………………………...20
3.1 Зарубежный опыт банковского менеджмента в коммерческих банках……….20
3.2 Предложения совершенствования по управлению и минимизации рисков…..26
Заключение……………………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………………...31
Мировой опыт показал, что компании, которые придерживаются стратегии "связанной диверсификации" (не механического объединения функциональных подразделений, а соединения различных видов деятельности, имеющих рыночные, либо технологические точки соприкосновения), добиваются больших успехов, чем узкоспециализированные банки. Дополнительный коммерческий эффект, получаемый в результате хозяйственного взаимодействия фирм, называется синергией. Соответственно, под концепцией синергичного маркетинга понимается направление в теории и практике банковского менеджмента, которое предполагает создание банковского холдинга для эффективного взаимодействия всех входящих в него финансовых учреждений.
Сегодня все коммерческие банки становятся со временем более сложными организациями. Коммерческие банки обычно расширяют перечень предлагаемых услуг и предоставляют новые схемы кредитования. Среди новых банковских услуг, предлагаемых некоторыми банками, участие в деятельности страховых компаний, предложение инвестирования средств во взаимные фонды и брокерских услуг в операциях с ценными бумагами, финансовое планирование, консультирование в области налогообложения, управление пенсионными программами, финансовое консультирование руководящего персонала предприятий-клиентов, брокерские услуги по операциям с недвижимостью. После того как банки и их конкуренты расширили перечень предлагаемых услуг, уровень и острота конкуренции в сфере финансовых услуг возрастает. Банки, предлагающие кредиты физическим и юридическим лицам, планы управления сбережениями, а также консультирование по финансовым вопросам, сталкивается с прямой конкуренцией со стороны других банков. Параллельно с этим процессом появляются новые отделы и отделения, помогающие руководству более эффективно распределять и контролировать ресурсы банка. Благодаря новым законам банки приобрели право предлагать клиентам депозиты, а также различные варианты потребительского и коммерческого кредита. Дерегулирование в сочетании с обострением конкуренции обусловило резкий рост издержек по принятию депозитов как основных источников финансирования большинства банков.
Банки вынуждены платить процент по конкурентным рыночным ставкам за все привлеченные средства, что вынуждает снижать операционные расходы, сокращая штаты и заменяя устаревающее оборудование новейшими электронными системами обработки данных. Дерегулирование открывает перед клиентами банков возможность получать белее высокие проценты по вкладам, но только сами граждане могли претворить эту возможность в жизнь. Миллиарды долларов, находившиеся на прежних малоприбыльных сберегательных и беспроцентных чековых счетах, стали перетекать на новые, более доходные счета, процентные ставки по которым меняются в соответствии с состоянием финансового рынка. Банки обнаружили, что сегодня имеют дело с более образованными и заинтересованными в процентных ставках клиентами, «лояльные» депозиты которых вполне могут переманить к себе конкуренты, проявляющие большую активность.
Еще один значимый и влияющий на сегодняшние банковские учреждения фактор состоит в том, что с изменением технологических и экономических параметров рынка изменяется и структура кадровых потребностей банков, которая необходима или для эффективного функционирования. С распространением в мире принципов дерегулирования и ростом вследствие этого числа конкурентов на основных рынках, обслуживаемых банками, все чаще встречаются банковские фирмы с сугубо рыночной ориентацией, т.е. более четкие к изменению спроса потребителей на финансовые услуги и более подготовленные к конкурентной борьбе с другими банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями. Эта тенденция заставляет управляющих банками уделять больше внимания маркетингу услуг и реакций своих акционеров.
Для такой новой деятельности банкам нужны менеджеры и сотрудники, способные уделять больше времени изучению потребностей клиентов, разработке новых и модернизации старых услуг в соответствии с меняющимся спросом. Автоматизация бухгалтерского учета позволила менеджерам сократить затраты времени на рутинные операции и тем самым уделять больше внимания планированию новых услуг и способов их предоставления.
Направления в развитии банковского менеджмента в современных условиях.
Сегодня на первый план выходят аспекты качества обслуживания населения. С усилением конкуренции в банковской сфере становится ясно, что предлагаемые банками услуги и продукты все более похожи друг на друга, тем самым обостряется борьба за клиента.
Комфортное, ориентированное на клиента обслуживание должно стать посылом выработки "банковской привычки". Менеджер счета в зарубежных банках стал финансовым семейным консультантом, он знает дни рожденья, семейные события и т. д. В нашей же реальности менеджеры счета - это обезличенные официальные лица. Конечно, это объясняется большим объемом рутинной и бумажной работы, низким уровнем технического оснащения. Если банки хотят, чтобы население имело несколько счетов в банке, они должны постоянно работать над совершенствованием качества обслуживания, исключить очереди. Полпредом банков в работе с населением является менеджер счета. Как бы ни хороша реклама банков, убедить конкретного клиента держать деньги во вкладах, дать им возможность работать на нашу экономику, может только менеджер счета. Все усилия банков должны быть ориентированы на совершенствование продаж как кульминацию банковской маркетинговой деятельности.
Казахстанским банкам потребовалось немного времени, чтобы понять, что рекламная борьба за вклады клиентов не выигрывается одними лишь обещаниями астрономических процентов. В основе советов, которые банки дают своим клиентам, лежит доверие последних к дееспособности банков и профессионализму консультантов. Доверие же – это неотъемлемая предпосылка исполнения операций с деньгами, прежде всего связанных с их вложением. Способы рекламы банковских услуг, которые становятся сложными, в основном и предопределяют доверие клиентов плохо разбирающихся в экономических вопросах и едва ли понимающих, что им предлагает банк. Представление, которое банк создает о себе у своих клиентов и общественности, формируется не только в процессе знакомства с уровнем компетенции сотрудников банка, а гораздо раньше, еще до того, как клиент пришел в банк.
Внешний облик банка определяется не только зданием и оборудованием, но и рекламой, достигнутой с ее помощью степени узнаваемости и информацией, формирующей доверие. Фирменный имидж создается с помощью мер, нацеленных на восприятие возможных клиентов и действий, оказывающих подсознательное воздействие. В первую очередь необходимо назвать визуальные образы, которые должны запечатлеться в сознании общественности или возможных клиентов.
Составляющие имидж банка: цвет на рекламных плакатах, банковских бланках, формулярах, логотип, девиз. Большое значение имеет то, как клиента принимают в банке по телефону или в офисе. Главное - привлечь клиента для оказания ему банковской услуги или заключения сделки. Манера поведения служащих банка при работе с клиентами. Длительные отношения с клиентами, необходимые банку складываются в тех случаях, когда клиент получает своего постоянного, часто не меняемого, компетентного консультанта, который всегда с готовностью откликается на его пожелания. В повышении квалификации кадров кроется еще одна возможность связать клиентов с банком посредством консультаций со специалистом. Эти профессиональные знания можно дополнительно продемонстрировать и подкрепить путем выпуска информационных брошюр, проспектов, рекламных материалов. Все решения банковским операциям должны исходить от клиентов, поскольку никто не может освободить клиента от юридической ответственности за его действия.
В конечном счете, в конкурентной борьбе выживает тот банк, который оказывает активное влияние на формирование своего имиджа, организует поведение своих сотрудников так, что оно работает на имидж и развивает рекламу.
Внебанковская деятельность также является одним из компонентов, способствующих созданию имиджа: например, поддержка со стороны банков культуры и искусства или их участие в общественных мероприятиях, благотворительных акциях. Жесткая конкуренция современного рынка вынуждает обратиться к другому подходу, к другой философии - философии - клиент ориентированной организации. Термин "клиент - ориентированная" или " клиент - центрированная" организация в нашем обиходе появился не очень давно.
Клиент – это центрированный подход и он заключается в следующем: все банки понимают, что источник прибыли в бизнесе - это клиент. Клиент - это потребитель продукта или услуги, тот, кто приносит деньги в банк. Только удовлетворяя потребности конкретных потребителей, банк получает прибыль.
Глубокое понимание ценности клиента, то есть маркетинговое мышление становится принципиальным моментом в деятельности банка и в деятельности сотрудников. Если учесть, что в настоящее время клиент меняется "на глазах" - из бесправного и обиженного он превращается в умного, требовательного, капризного, а может быть и амбициозного или агрессивного клиента), - работать без маркетингового подхода с клиентом невозможно. Сознательно или бессознательно современный клиент задает себе вопрос "А нравится ли мне поведение и сервис продавца". Это кроме вопросов о качестве продукта и цене... поэтому клиент - центрированное мышление трудно переоценить. Для любого бизнеса важно, чтобы у него был клиент, если клиента нет, ни о каком бизнесе не будет и речи. Внимание забота об интересах и потребностях клиентов, умение работать с клиентом становится основой конкурентоспособности банка. Работа с клиентом - это работа, от которой зависит результат всей деятельности. Она предъявляет высокие требования к профессионализму всех без исключения сотрудников банка.
По мнению ведущих менеджеров мира, современное рыночное пространство можно освоить, только обратив свой взор на клиента. Роль менеджеров в современных условиях заметно расширились. Менеджер не просто организатор, он к тому же, еще и проводник новых технологий, новой организационной культуры, развернутой к клиенту.
3.2 Предложения совершенствования по управлению и минимизации рисков.
С целью совершенствования менеджмента в коммерческих банках необходимо провести следующие мероприятия:
-
разработка и продвижение
- освоение
новых сделок и схем
по диверсификации и
хеджированию
операций на кредитном рынке; разработку и внедрение электронных
услуг корпоративной клиентуре;
-
совершенствование автоматизированной
системы документооборота,
аналитического учета и отчетности по
новому плану счетов и в соответствии
с международными стандартами;
- расширение применяемых форм безналичных расчетов;
-
расширение инвестиций в
- развитие международных документарных операций;
- организацию и создание непосредственно в филиале банка отдела стратегического планирования, отдела маркетинга, отдела по связям с общественностью, деятельность которых непосредственно осуществляется согласно экономической обстановке, уровню жизни населения именно в данном регионе;
- дополнительное привлечение
персонала для оказания консультационных
услуг населению в области повышения культуры
и знаний населения в
системе банков.
Совершенствование банковского менеджмента имеет целью: 1) увеличение объема оказываемых клиентам банка услуг; 2) снижение издержек и потерь от невозврата кредитов; 3) повышение цен на эти услуги в связи с повышением их качества и надежности. Последний вариант в условиях конкурентного рынка вряд ли приемлем.
Снижение издержек и потерь связано с повышением уровня автоматизации, сокращением накладных расходов, страхованием банковских рисков и т.д. Роста объема оказываемых услуг можно достичь посредством увеличения доли обслуживаемого рынка, выходов на новые рынки и оказанием качественно новых услуг.
Формирование "рынка покупателя" в столь специфичной области, какой является рынок финансовых услуг, и создание банковской индустрии в западных странах способствовало проникновению концепции менеджмента и маркетинга в финансовую сферу и возникновению банковского менеджмента и маркетинга. В Казахстане аналогичные процессы охватили в большей мере торговлю и, в меньшей, финансовую сферу. Поэтому можно говорить о зарождении банковского менеджмента лишь на базе освоения накопленного мирового опыта в этой области.
Как показывает анализ тенденции развития мировой банковской индустрии, современный банковский менеджмент предполагает постоянную активную диверсификацию деятельности банков, расширение всего спектра оказываемых ими услуг, постоянный поиск банками возможности удовлетворения потребностей, возникающих у отдельных клиентских групп, посредством предложения им новых банковских продуктов.
Альтернативной формой совершенствования банковского управления является система кредитования направленная на финансовую поддержку малого бизнеса. Это является особенно актуальным в условиях возростания влияния мирового финансового кризиса на деятельность банков второго уровня и активизацией роли государства в финансовой системе страны. Как известно, в РК с целью снижения негативного влияния мирового финансового кризиса и стимулирования дальнейшего развития финансовых институтов Правительством для отечественных банков второго уровня выделено 5 млрд. долларов США. Данные средства прежде всего предоставлены на основе целевого использования банками в области кредитования развития малого и среднего бизнеса. Основным инструментом развития системы кредитования банков является такой механизм как финансовый лизинг.
Система лизинговых отношений пришла в Казахстан из стран с развитой рыночной экономикой. Так, по информации президента Европейской ассоциации мировых компаний Марка Баерта, в 2000 году объем лизинговых контрактов в США составил около 130 миллиардов долларов - это почти 40 % объема мирового лизинга, в Европе - 123,5 миллиардов долларов, в Японии - 9 млрд.долл.
При финансовом лизинге инвестиционная деятельность осуществляется следующим образом: лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у продавца и передать его лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях. После выплаты лизингодателем полной суммы, предусмотренной договором, имущество переходит в его собственность.
По сравнению с другими способами приобретения оборудования, финансовый лизинг имеет ряд существенных преимуществ, которые особенно привлекательны для субъектов малого бизнеса, по следующим причинам:
Информация о работе Банковский менеджмент, его содержание и особенности