Взаимодействие личности и малой группы в системах управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является выработка рекомендаций по совершенствованию системы взаимоотношения личности и малой группы (на примере конкретной организации).
Задачи работы:
1. Описать теоретические основы изучения взаимодействия личности и малой группы;
2. На примере конкретного предприятия с помощью анкетного опроса исследовать систему взаимодействия личности и малой группы (на предприятии ООО «Лифт-маркет»);

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И МАЛОЙ ГРУППЫ В РАМКАХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 5
1.1. Понятие малых групп. Превращение группы в коллектив 5
1.2. Проблема «личность-группа» с точек зрения общей психологии и социальной психологии 8
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И МАЛОЙ ГРУППЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ЛИФТ-МАРКЕТ» 15
2.1. Краткая характеристика ООО «Лифт-маркет» 15
2.2. Результаты наблюдений за динамикой показателей, характеризующих кадровую ситуацию на предприятии ООО «Лифт-маркет» 19
2.3. Результаты исследования эффективности руководства ООО «Лифт-маркет» 20
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ООО «ЛИФТ-МАРКЕТ» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие личности и малой группы в системах управления.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое [28, c. 23].

Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы. Количественные признаки малой группы - ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность - возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность - социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек - диаде- групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп [8, c. 10].

 

Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя. 

Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности и в какой степени применимы знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.

Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо. Формальные группы - группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность,

Неформальные группы - объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

Формальные и неформальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.  

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы)

В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

Основными критериями психологической общности группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею - чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность - тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов [29, c. 33].

Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др. Сказанное не означает, что только группы, характеризующиеся выраженными признаками психологической общности, могут являться объектами социально-психологического исследования (таковым может быть и случайное или временное объединение людей, и собрание индивидов, характеризующееся высокой степенью психологической разобщенности и дезинтеграции). Речь идет прежде всего о специфике подхода социальной психологии к изучению малых групп, о специфике ее предмета.

Референтность малой группы - значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциям» референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).

С практической точки прения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные группы - временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством практического психолога-тренера.

Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отношений.

Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и структура группы. Композиция группы - это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования.

Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны сточки зрения социально-психологических особенностей группы, например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам [26, c. 90].

 

 

 

2. Анализ системы социально-психологического взаимодействия личности и малой группы на предприятии ООО «Лифт-маркет»

 

2.1. Краткая характеристика ООО «Лифт-маркет»

 

В качестве объекта исследования в данной работе выступает строительная организация Общество с ограниченной ответственностью «Лифт-маркет», которое было основано и зарегистрировано в Новосибирской городской регистрационной палате 8 июня 1998 года (свидетельство № 15763).

 Местонахождение общества: г. Новосибирск, Кутателадзе, 4 .

Основной целью создания организации является получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка потребителей в строительных товарах и услугах.

Как прописано в Уставе, ООО «Лифт-маркет» может заниматься более чем 20 видами деятельности. Основной вид деятельности - возведение зданий и сооружений из кирпича, производство кирпичной кладки.

В связи с указанными целями общество осуществляет следующие виды деятельности:

  • разработка, производство, реализация и ремонт товаров народного потребления, продукции производственно- технического назначения, стройматериалов, медицинского оборудования;
  • коммерческая, комиссионная, торговая, торгово-закупочная и посредническая деятельность;
  • организация оптовой и розничной торговли товарами народного потребления, оказание услуг по приобретению и реализации товаров;
  • брокерская деятельность;
  • проектирование, строительство, монтаж, отделочные, пусконаладочные работы, ремонт, эксплуатация, приобретение, реализация объектов производственного, социального, культурно-бытового назначения, жилых домов;
  • консультативная и экспертная деятельность;
  • оказание транспортных услуг, осуществление ремонта и всех видов сервисного обслуживания транспортных средств;
  • издательская деятельность, тиражирование;
  • рекламно-информационная деятельность;
    • благотворительная деятельность.

Уставной капитал организации составляет 90000 рублей.

В таблице 1 представлены общеэкономические показатели деятельности ООО «Лифт-маркет» в динамике по годам: 2009 – 2011гг.

Таблица 1. Система общеэкономических кадровых показателей в ООО «Лифт-маркет»

Наименование показателя

Ед. изм.

Динамика по годам

2009

2010

2011

 

Общеэкономические показатели

       

1.

Объем продаж

млн. руб.

14,5

19,6

22,5

2.

Величина основных фондов

млн. руб.

8,45

9,12

9,12

3.

Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения

%

69,5

70,3

72,6

4.

Производительность труда

млн. руб.

0,64

0,79

0,75

5.

Прибыль

млн. руб.

2,1

2,8

3,2

6.

Удельный вес фонда потребления в прибыли

%

31

35

40

 

Кадровые показатели

       

7.

Численность персонала, всего

в том числе по категориям:

чел.

10

14

16

 

- Руководители

чел.

3

4

4

 

- Специалисты 

чел.

7

10

12

8.

Текучесть кадров

чел.

0

2

1

9.

Образовательный состав персонала:

чел.

     
 

- средне специальное

 

2

2

4

 

- незаконченное  высшее

 

3

3

5

 

- высшее

 

12

11

16

10.

Возрастной состав персонала:

чел.

     
 

- до 18 лет

 

0

1

1

 

- 18-25 лет

 

3

5

7

 

- 26-36 лет

 

4

4

4

 

- 37-50 лет

 

2

3

3

 

- свыше 50 лет

 

1

1

1

11.

Средний возраст работающих

лет

32,1

33

31

12.

Структура персонала по полу:

%

     
 

- женщин

 

51

53

48

 

- мужчин

 

49

47

52

13.

Распределение персонала по стажу:

чел.

     
 

- до 1 года

 

2

3

1

 

- 1-3 года

 

5

6

5

 

- 3-5 лет

 

2

2

3

 

- 5-10 лет

 

0

2

3

 

- более 10 лет

 

1

1

2

14.

Уровень профессиональной подготовки (для руководителей и специалистов)

%

     
 

- высшее образование

 

87,5

89,5

90

 

- среднее специальное

 

12,5

10,5

10

 

- практики

 

0

0

0

 

Показатели, характеризующие мотивацию трудовой деятельности

       

15.

Фонд заработной платы

тыс. руб.

118,1

124,5

129,5

16.

Средняя заработная плата на одного работника

тыс. руб.

6,32

7,0

7,3

17.

Затраты на обучение персонала, повышение квалификации (в месяц)

тыс. руб.

15,84

19,35

26,58

18.

Затраты на осуществление льгот для персонала (в месяц)

тыс. руб.

49,36

51,29

68,34

19.

Количество прогулов на одного работника

час.

1,8

1,3

0,8


 

Организация структуры управления компании, как хозяйствующей единицы, определена ее целевыми функциями.

Структура управления компанией сформировалась под воздействием специфических факторов:

  • особенностей финансово-хозяйственной деятельности, связанной с эксплуатацией оборудования связи;
  • размера предприятия в зависимости от объема предоставляемых услуг и полученных доходов;
  • численность штата;
  • влияния главных акционеров компании.

Структура управления компании построена в иерархическом порядке, выражающимся в обособленности нескольких уровней управления, четком разделении труда, требующим использования на каждой должности соответствующего специалиста, иерархичности управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему и контролируется им, в наличии правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения задач и обязанностей.

Составим таблицу анализа персонала ООО «Лифт-маркет». Рассмотрим управленческий состав.

Таблица 2. Анализ персонала ООО «Лифт-маркет»

Персонал

Пол

Возраст

Стаж

Образование

1. Генеральный директор

Муж.

35 лет

15 лет

Высшее техническое

2. Зам. ген. Директора

Жен.

40 лет

20 лет

Высшее эконом.

3. Главный бухгалтер

Жен.

50 лет

30 лет

Высшее эконом.

4. Начальник отдела сбыта

Муж.

35 лет

8 лет

Среднее специальное

5. Начальник службы маркетинга

Жен.

26 лет

8 лет

Высшее эконом.

6. Начальник отдела рекламы

Муж.

28 лет

9 лет

Высшее эконом.

7. Начальник отдела кадров

Жен.

48 лет

21 год

Высшее эконом. Высшее психологическое

Информация о работе Взаимодействие личности и малой группы в системах управления