Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:34, реферат
Актуальность- исследования обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в меняющейся системе образования. Подтверждением актуальности исследования являются анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы., при недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникло противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект- субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса.
Объект исследования - процесс взаимодействия в учебной деятельности.
Предмет исследования
- способы организации
Задачи исследования:
Анализ литературы по проблеме.
Определение требований общества на современном этапе его развития к взаимодействию учителя и ученика.
Реализация теории взаимодействия в учебной деятельности.
Гипотеза- учитель организует взаимодействие, если:
Владеет теорией опроса.
Практикой взаимодействия.
Глава I. Теоретические
предпосылки понятия
Понятие “взаимодействие” в самом общем значении отражает универсальную, общую форму движения, влияние объектов друг на друга. Для человека это характерно в стремлении к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения. С этим понятием связана и потребность человека к общению, обучению, образованию, собственному развитию (К.А. Абульханова-Славская, Л.П. Буева, М.С.Качан, В.А. Ленторский).
Взаимодействие- одна из философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения. Свойства объекта могут быть познаны только во взаимодействии с другими объектами.
Взаимодействие
– согласованная деятельность по
достижению совместных целей и результатов,
по решению участниками значимой
для них проблемы или задачи. Один
из психологических законов
Педагогическая наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики. Это понятие встречается в различных исследованиях, посвящённых рассмотрению особенностей педагогического процесса, особенностей педагогического общения и другими вопросами педагогической деятельности.
Педагогическая наука говорит о том, что взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Среди этих взаимодействий особое место принадлежит общению (специфическая форма субъект- субъектного взаимодействия) и совместной деятельности (специфическая форма субъект- объектного субъектного взаимодействия). Между ними существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности и самостоятельной ценностью. (15, 9,20, 32)
Субъект- субъектное взаимодействие (общение в широком смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией (общению в узком смысле), взаимодействие как обмен действиями и восприятие на основе его людьми друг друга. Коммуникация на основе некоторой совместной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных усилиях (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Х..И. Лийметс).
Педагогическое
взаимодействие – систематическое,
постоянное осуществление коммуникативных
действий учителя, имеющих целью
вызвать соответствующую
В авторитарной парадигме
взаимодействие трактовалось как педагогический
воздействие педагога на ученика, как
обусловленность и порождение поведения
ребёнка активными действиями взрослого,
а также как готовность принять
воспитывающее воздействие
Предметом педагогической деятельности является другой человек, обладающий собственной активностью, и поэтому она не может быть ничем иным как взаимодействием, хотя оно и носит чаще всего асимметрический характер.
Педагогический
потенциал педагогического
В рамках этого взаимодействия
между двумя сторонами
В педагогическом плане “взаимодействие ” определяет само существование образовательных и воспитательных процессов, с ним связаны цели и содержание, методы и формы педагогической деятельности, мотивы поведения и движущие силы педагогического процесса (В.А. Кан Калик, Г.Д. Кириллова, А.К. Маркова).
Способность к педагогическому взаимодействию означает универсальную особенность педагога, характерную для выполнения его функций в педагогическом процессе, оказывать влияние на других людей в совместной деятельности зависит возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса.
Процесс взаимодействия
рассматривают как
Углубленное понимание сущности взаимодействия представлено в работах И.Ф. Радионовой, а в области дидактики в работах В.К. Дьяченко, Л.Клинберга, В.Я. Ляудис.
Содержание учебной
деятельности предполагает активное участие
учащихся в этой деятельности, поскольку
предусматривает творческую переработку
полученной информации с целью более
глубокого её усвоения (32). Так современная
социокультурная ситуация для которой
характерны повышенный интерес к
развитию школы и отдельной личности,
к интеллектуальной свободе человека,
к раскрытию его творческого
потенциала, к формированию критичности
и самокритичности, активности и
инициативы, обуславливает новый
подход к подготовке будущего учителя,
связанный с развитием
Этот процесс
сегодня рассматривает
В отечественной
педагогике к разработке сущности педагогического
взаимодействия обращались психологи
и педагоги. Интерес к данной проблеме
явно выражен и в зарубежных публикациях
психолого-педагогического
Рассматривая образование
как процесс приобщения к социокультурной
деятельности, овладение её содержанием
и способами, педагоги всё более
склонны к рассмотрению педагогического
процесса как совместной продуктивной
деятельности педагога и учащихся.
В педагогику введены такие понятия
как “педагогическое
От каких же условий зависит проявление активности учителем и учащегося в процессе учебной и внеучебной деятельности ? В рамках проблемы педагогического взаимодействия остро встаёт вопрос о том, чему принадлежит ведущая роль во взаимодействии: внешним стимулам или внутренним условиям. Отмечается три различные позиции по этому вопросу. Первая позиция, когда во взаимодействии отводят ведущую роль внешним воздействиям, вторая- когда подчеркивается и уравновешивается значение как внешних, так и внутренних условий, третья - когда утверждается во взаимодействии активность развивающейся личности.
В педагогике разработаны
подходы к проектированию педагогического
взаимодействия с ориентацией учащихся
на ценностные личностные установки, коммуникацию
творческого характера, методику включения
школьников в ситуации совместной деятельности,
где проектируется совместный поиск
решения творческих задач, самоотчёт
в группе о личностном вкладе в
общие достижения, общение на основе
поиска личностного смысла деятельности
в различных учебно-
Обобщая различные
подходы к исследованиям
Для создания ситуаций взаимодействия необходимо проектировать условия, способствующие :
Активному включению всех участников образовательных процессов в обсуждение и выполнение действия при принятии решений на различных этапах организации взаимодействия;
Исследовательской позиции всех субъектов образования;
Объективации поведения, что предполагает получение постоянной обратной связи;
Партнёрскому общению, что означает признание и принятие ценности личности каждого, его мнения, интересов, особенностей, устремлений, перспективы личностного роста.
Последователей различных школ и направлений объединяет позитивное видение ученика, стремление к взаимодействию, направленному на сотрудничество, на благожелательную поддержку развития внутренних сил ребёнка и предоставления ему возможностей выбора и принятия ответственности за свои действия.
За последние
годы резко возрос интерес педагогов
к категории взаимодействия. Наиболее
активно эта категория
Процесс организации
взаимодействия часто носит внутренне
противоречивый, не однозначный характер,
в педагогическом процессе часто
возникают противоречия ввиду наличия
различных мотивов поведения
людей, несовпадения их устремлений
или ценностей, неумения определять
свои действия или регулировать свою
деятельность в соответствии с деятельностью
других людей, несформированностью
у учащихся необходимых для
§2. Гуманизация
образования и отношения
Одной из основных причин неудач и неэффективности труда учителей, а иногда и разочарования в педагогической профессии становится неумение строить педагогически целесообразные отношения с учащимися. Данное положение обосновано в работах Е.Н. Ильина, Я.Л. Коломенского, Т.Н. Мальковской, Н.П. Шульца и др.
Удовлетворение
же отношениями с учителями
Особую значимость отношений сотрудничества взаимодействия учителя и ученика в учебной деятельности определили Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, А.А. Бодалёв, И.Л. Волков, А.С. Высотский, Е.Н. Ильин, Я.Л. Коломинский, Л.А Леонтьев, А.В. Мудрик, В.Ф. Шаталов.
Информация о работе Взаимоотношение теории и практики на уроке