Взаимоотношение теории и практики на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:34, реферат

Краткое описание

Актуальность- исследования обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в меняющейся системе образования. Подтверждением актуальности исследования являются анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы., при недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникло противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект- субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ НА УРОКЕ.docx

— 315.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица 2. Реплики и высказывания учителя, создающие барьеры в разговоре

Характер реплик и высказываний

Примеры

Приказ, указание, команды.

Повтори еще раз.

Не говори со мной таким тоном.

Смотри мне в  глаза. Подними голову. Вынь руки из карманов.

Я все понял.

Выброси эту дрянь  из головы.

Категорическое суждение

Это плохо. То, что  сделал, глупо (ужасно, безобразно и  т.п.). это ложь

Поучение

Ты сделал неверно. Нужно было так-то... Я предупреждала  тебя, что этим все кончится.

В вашем возрасте нам это и не снилось.

В ваши годы я уже...

Вам бы нашу жизнь...

Выяснение – допрос

И кто тебя надоумил?

Опять выкинул номер?

Ну что, опять?

И что же ты натворишь  в следующий раз?

Осуждение, обвинение

Это все, что ты хотел  сказать?

И только в этом твоя вина?

А в другом –  все прекрасно?

Подозрение, недоверие

Когда же это было? Докажи!

Что-то не помню  такого, не было этого.

Предупреждение, угроза

Еще раз повторится, вызываю отца (напишу родителям на производство, иду к директору...)

Вынесение своего рода приговора

Больше не верю тебе. Это – предел. Это невозможно. Не хочу иметь с тобой дела.

Ты лжец (вор, отпетый  человек...)


 

 

 

Таблица 3. Разговор с учащимися

Наблюдаемый параметр (аспект) общения

Влияние на общение

 

Уровень проявления наблюдаемого параметра у учителя

(выписать А,В,С)

оптимизирует

сдерживает (затрудняет)

сказывается негативно (тормозит)

А

В

С

1

2

3

4

5

Наличие цели и плана разговора

Цель определена, план намечен

Цель и план определены не очень четко

Определенности  цели и плана нет

 

Позиция в разговоре

Рядом с учащимися: старинный друг

Над учащимися: умудренный жизненным опытом, выговаривает неопытному

Неопределенная

 

Настрой перед разговором

Доброжелательный: искренние намерения разобраться  в проблемах учащегося, помочь ему

Нейтральный или  равнодушный: разговор скорее обязанность, неодолимое желание разнести, указать, наказать

Неопределенный, скорее полное равнодушие: выполнение указаний администрации школы

 

Место разговора, если его инициатор:

- учитель

Кабинет, классное помещение, лаборантская, нейтральное  уютное помещение

Коридор школы, учительская, столовая

Кабинет директора, завуча, учительская

 

- ученик

Не имеет значения

   

1

2

3

4

5

Расположение участников разговора

       

- учитель

Оба сидят или  стоят, учитель не за учительским  столом

Учитель сидит (не за учительским столом), ученик стоит

Учитель сидит за учительским столом, ученик стоит

 

- ученик

Не имеет значения, но лучше если оба на равных: сидят  или стоят.

   

Стратегия разговора

Гибкая; учитель  принимает во внимание все его  повороты, нюансы, неожиданные ситуации

Довольно жесткая; жесткая: учитель достаточно твердо реализует намеченные цель и план

Неопределенное

 

Управление разговором

В полной мере обеспечивается учителем, но незаметно для учащегося

В достаточной мере обеспечивается учителем, но на учащегося  оказывается давление, не допускающее  отклонений в разговоре

Неопределенное

 

Тон учителя в разговоре

Искренний, заинтересованный

Безразлично-спокойный, равнодушный; указывающий назидательный, надменный

Неискренний, неопределенно-вялый, спокойно-равнодушный, безразличный

 

1

2

3

4

5

Эмоциональный фон разговора (со стороны учителя)

Экспрессивный в  соответствии с конкретной ситуацией

Чрезмерно экспрессивный, с элементами агрессивности

Практически без  экспрессии

 

Драматичность разговора (связана  с нарастанием напряжения и его  снижением при разрешении проблемы)

Прослеживает, отвечает логике и содержанию разговора, сложности  рассматриваемых проблем

Чрезмерная (учитель  «перегибает»); не отвечает сложности  рассматриваемых проблем

Практически не прослеживается

 

Эмпатия со стороны учителя (связана с нарастанием и умением  понять состояние и чувства учащегося)

Учитель стремится  вникнуть в состояние учащегося, понять его чувства

Учитель особенно не стремится вникнуть в состояние  учащегося, понять его

Учителю учащийся не понятен и безразличен, стремление преодолеть непонимание нет.

 

Инициатива в разговоре

Свободно переходит  от учителя к ученику и обратно

Постоянно у учителя, который стремится монополизировать и монополизировать разговор

Обычно хаотический  обмен мнениями и высказываниями

 

1

2

3

4

5

Импровизация по ходу разговора  со стороны учителя

Присутствует; реализует  свободно, умело, естественно, тонко

Присутствует, но не всегда: чаще отсутствует, т.к. жестко реализует  намеченный план

Импровизация на грани хаоса из-за отсутствия и  цели и плана разговора, возможно, и намерения его ввести

 

Достигаемая в разговоре  интимность (т.е. достигаемое взаимное соглашение, взаимопонимание)

Достаточная для  достижения целей разговора

Не достаточная  для достижения целей разговора, в основном из-за позиции учителя

Неопределенна, обычно отсутствует

 

Визуальный контакт

Естественный, периодический

Периодический, по требованию учителя («Смотри мне  в глаза»)

Эпизодический, случайный, отсутствует

 

Юмор в разговоре

Используется учителем тактично и уместно; принимается  юмор учащегося

Используется, но не всегда уместно, порой граничит с  унижением, высмеиванием учащегося; юмор со стороны учащегося обычно не допускается

Практически отсутствует

 

 

 

 

Таблица 5. Задачи учителя на каждом этапе взаимодействия с учащимися

Учебный этап

Этап взаимодействия учителя и ученика

 

Итог

Опека

Наставничество

Партнерство

Сотрудничество

Стимулирующе-мотивационный

Пробудить любопытство, снять эмоциональное напряжение, предусмотреть возможные трудности

Пробудить любознательность, создать обстановку доверия, возможные  трудности в работе обсудить с  учащимися

Поддержать познавательный интерес, пробудить чувство ответственности, вселить веру в свои возможности

Совместно с учащимися  обсудить задачи деятельности, создать  творческую обстановку

Снятие эмоционального напряжения, психологический настрой  на работу; осознанное включение учащихся в активную учебную деятельность и зависимости от индивидуальных возможностей

Операционно-деятельностный

Обеспечить учащихся заданиями, способствующими «заражению успехом»

Обеспечить учащихся заданиями, дающими ощущение «вкуса победы»

Создать «поле» для  самопреодоления

Дать учащимся возможность  самостоятельного поиска путей успешного  выполнения задания

Интеллектуальное  насыщение, овладение учебными действиями и операциями на развитие познавательного  интереса, совершенствование эмоциональной  сферы, отработку навыков самостоятельной  и коллективной работы в соответствии с этапами взаимодействия

Оценочно-результативный

Подробно обосновать учащимся оценку результата их деятельности

Привлечь учащихся к оценке результатов их деятельности

Организовать незначительную помощь учащимся в оценке результатов  их деятельности

Создать атмосферу  адекватного восприятия оценки учителем и самооценки деятельности

Эмоциональное подкрепление учащихся для включения в последующую  деятельность, адекватное восприятие результатов деятельности



Информация о работе Взаимоотношение теории и практики на уроке