Взаимоотношение теории и практики на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:34, реферат

Краткое описание

Актуальность- исследования обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в меняющейся системе образования. Подтверждением актуальности исследования являются анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы., при недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникло противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект- субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ НА УРОКЕ.docx

— 315.36 Кб (Скачать файл)

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии общения. – М.: Просвящение, 1987. – 224с.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991. – 192с.

Инновационная стратегия  обучения /Под ред. В.Я. Ляудис.

Конникова Р.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф. дис. ... д ра пед. наук. – Л., 1970.

Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. – М., 1991. – 120с.

Основы педагогического  мастерства /Под ред. И.А. Зязюна. – Киев, 1987. – 108с. 112с.

Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: Технология и творчество. – Л., 1989. – 84с.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М.: АПИ СССР, 1957. – 328с.

Седова Н.В. Педагогическое общение: психологический тренинг для учителей //Педагогика. – 1994. - №1. – с.56 59.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шляков Е.И. Педагогика

Смирнова Г. Коммуникативные умения учителя. //Народное образование. – 1999. - №2. – с.197-205

Смирнов С.А. Методика организации творческой познавательной деятельности – основы гуманистической педагогической системы //Инновационная деятельность в образовании. – 1995. - №2.

Смирнов С.А. Филосовско-психологические проблемы развития образования. – М., 1981.

Совместная деятельность: методология, теория, практика //Под  ред. Журавлева А.А. и др. – М.: Наука, 1988. – 229с.

Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. Перевод с англ. /Под ред. Н.Ф. Талызиной. – М.: Педагогика, 1984. – 472с.

Теоретические основы решения педагогических проблем //Беликов В.О., Хлоповских О.Г., Шебаева С.В. – Магн. – 1999. МГПИ, 40с.

Тряпицина А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. – Л., 1989. – 91с.

Филиппова О. Индивидуально-стилевые черты в речевом поведении учителя.

Шляпов Е.И., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. – Ростов Н/Д, 1995.

Щербинина Ю. Речевая агрессия учителя: пути преодоления. //Народное образование. – 1999. - №7 8. – с.270 272.

Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986. – 144с.

 

59

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ

Факультет физико-математический
Кафедра общей педагогики и
основ управления 



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Допущена к защите _________________
Зав. кафедрой ______________________

 

Приложение 1

Тест №1

«Тактика взаимодействия»

С помощью этого  теста можно прояснить тенденции  общения (направленность на противоборство или на сотрудничество).

Из приведенных  утверждений нужно выбрать вариант  «а» или «б».

1. а) Обычно я  настойчиво добиваюсь своего

б) Чаще я стараюсь найти точки соприкосновения.

2. а) Я стараюсь  избежать неприятностей.

б) Считаю, что когда  доказываешь то, в чем считаешь себя правым, на дискомфорт внимания обращать не следует.

3. а) Мне неприятно  отказываться от своей точки  зрения.

б) Я всегда стараюсь войти в положение другого  человека.

4. а) Я думаю,  что не стоит волноваться из-за  разногласий с другими людьми.

б) Разногласия всегда волнуют меня.

5. а) Я стараюсь  успокоить другого и сохранить  отношения.

б) Я считаю, что  всегда надо доказывать свою точу зрения.

6. а) Считаю, что  всегда надо искать общие точки  зрения.

б) Думаю, что надо стремиться к осуществлению своих  замыслов.

7. а) Я обычно, сообщаю свою точку зрения, прошу  людей высказаться.

б) Я считаю, что  лучше демонстрировать преимущество своей точки зрения.

8. а) Я обычно  пытаюсь убедить других людей

б) Чаще я пытаюсь  понять точку зрения других людей.

9. а) Я всегда  склоняюсь к прямому обсуждению  проблемы.

б) Беседуя, я слежу  за развитием мысли собеседника.

10. а) Я обычно  отстаиваю свою позицию.

б) Я склонен, если меня убедят, переменить свою позицию.

Обработка результатов:

П=1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8а, 9а, 10а.

С=1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6а, 7а, 8б, 9б, 10б.

Подсчитайте количество совпадений по «П» (противоборство) и  «С» (сотрудничество).

Оцените степень  выраженности тенденций.

Тест №2

Взаимоотношения учителя  с классом

Инструкция. Прочтите предлагаемые суждения. Подчеркните  в каждом из них тот номер ответа, который в наибольшей степени  соответствует взаимодействиям  в общении с классом.

Начиная работать с  классом постараюсь почувствовать  и понять особенности этого коллектива.

Всегда 7654321 никогда.

Придя на урок, стараюсь понять сегодняшнее состояние класса.

В каком бы состоянии  ни был класс, пытаюсь создать  на уроке благоприятную обстановку.

Если чувствую, что  между классом и мной начинается несогласие (зреет конфликт), пытаюсь  все проанализировать.

Если чувствую, что  между классом и мной возникает  непонимание, пытаюсь откровенно поговорить с учащимися.

Свое плохое самочувствие и настроение стараюсь скрыть от учащихся.

На уроке думаю  только о деле, забывая о своих  проблемах.

Организуя групповую  работу на уроке, стараюсь учитывать  взаимоотношения учащихся.

При опросе учащихся стараюсь показать наиболее интересные, индивидуальные черты личности каждого  ученика.

Проводя урок стараюсь замечать и учитывать изменения  в настроении класса, его реакциях.

Уроки пролетают  для меня очень быстро.

Комментарии к тексту. Чем больше у вас ответов ближе  к левой части шкалы (7,6,5), тем  оптимальнее вам удается строить  свои взаимоотношения с учащимися  на уроках. И наоборот, чем больше ответов ближе к правой части  шкалы, тем менее благоприятно складывается ваши отношения с классом.

 

 

Приложение 2

Таблица 1. Признаки проявления различных установок учителя по отношению к учащимся в ситуации индивидуального опроса

Аспект общения  или действия учителя

Признаки проявления установок

 

положительных

отрицательных

Выражение лица

Живое, благожелательное

Непроницаемое, каменное, безразличное, презрительное

Мимика

Отражает ход  ответа (успехи и неудачи)

Нейтральная или  не отражает ход ответа

Визуальный контакт с  учащимися

Осуществляется, его  функции – поддержать учащегося

Осуществляется  далеко не всегда. Отсутствует

Время, отводимое учащемуся  на ответ

Достаточное или  большее, чем необходимо (по содержанию материала и возможностям учащегося)

Обычно меньше, чем  необходимо (по содержанию материала  и возможностям учащегося)

При неверном ответе

Вопрос повторяется, иногда в измененной, подсказывающей формулировке. Учитель как бы не замечает неверного ответа, пропускает его: помогает отвечать, подсказывает; сам дает правильный ответ

Вопрос обычно не повторяется. Учитель порицает за неверный ответ, выражает недовольство; спрашивает другого (иногда не дождавшись ответа)

Оценка неверного ответа

Мягкая, либеральная, иногда с оправдывающими учащегося  мотивами

Резкая

При правильном ответе

Учитель радуется, реакция одобрения, поддержки

Учитель воспринимает как должное, реакция как на событие  само собой разумеющееся

Частота обращения в ходе урока к учащемуся

Периодически: часто, очень часто

Эпизодически: редко, очень редко


 

 

 

Таблица 2. Взаимодействие учителя с классом (общие аспекты)

Наблюдаемый параметр (аспект) общения

Влияние на общение

 

Уровень проявления наблюдаемого параметра у учителя

(выписать А,В,С)

оптимизирует

сдерживает (затрудняет)

сказывается негативно (тормозит)

А

В

С

1

2

3

4

5

Установление контакта учителя  с учащимися в начале урока

Возникает быстро, легко, естественно

Возникает не сразу, требует от учителя определенных учений

Возникает с трудом, требует от учителя значительных усилий

 

Стабильность контактов  учителя с классом в течение  урока

Постоянны (практически  не нарушаются)

Эпизодически нарушаются (достаточно легко и быстро налаживаются)

Нарушаются довольно часто, налаживаются с трудом

 

Поддержание контактов с  классом осуществляется на уровне:

       

- визуальном (зрительном);

Преимущественно

Присутствует

 

- мимическом (изменение мимики);

 

- вербальном (словесном)

В минимальной степени

Преимущественно

Преобладает над  другими

 

- жестов

Присутствует

Присутствует

 

1

2

3

4

5

Владение классом

Полное совершенное  в течение всего урока

Недостаточно полное; владение классом нарушается в отдельные  моменты урока

Практически отсутствует; учитель владеет классом эпизодически

 

Взаимопонимание учителя

Полное, постоянное

Не полное, не всегда

Практически отсутствует

 

Позиция учителя по отношению  к классу

Вместе с классом: (направленность на взаимодействие с  учащимися)

Над классом: (противопоставление себя учащимся); под влиянием класса (недостаточное владение классом)

Над классом (отчуждение себя от класса); непонимание класса (не управление классом)

 

Характер общения учителя  с классом

Ровный, спокойный  чаще мягкий

Неровный, с неожиданными (крайними) переходами (нередко неоправданными), чаще жесткий

Крайне неровный неспокойный; очень жесткий; очень  мягкий

 

Тон общения учителя с  классом

Естественный искренний, заинтересованный

Равнодушный, сухой

Холодный, отстраненный; крайне сухой

 

1

2

3

4

5

Настрой учителя при общении  с классом

Положительный (естественный, радостный)

Нейтральный (деловой, официальный)

Отрицательный (общение  рассматривается как тяжкий долг обязанность)

 

Стратегия взаимодействия учителя  с классом

Гибкая вариативная, учитывает состояние

Недостаточно гибкая, лишь в определенной мере учитывает  состояние класса

Не гибкая, недостаточно учитывает состояние класса

 

Реакция учителя на изменение  состояния класса

Быстрая, адекватная

Недостаточно быстрая, не всегда адекватная

Фактически, отсутствует, учитель практически не реагирует  на изменения состояния класса

 

Психологический климат урока (как результат взаимодействия учителя  и учащихся)

Эмоционально-радостный

Равнодушно-спокойный

Напряженно-грозовой, нервозный

 

Интенсивность общения учителя  с классом

Оптимальная, определяется конкретной ситуацией

Выше необходимой (учитель постоянно и нередко  неоправданно «дергает» класс)

Ниже необходимой (учитель не вовлекает класс в  достаточной мере в работу)

 

 

Таблица 3. Взаимодействие (общение) учителя и учащихся при объяснении материала

Наблюдаемый параметр (аспект) общения

Влияние на общение

 

Уровень проявления наблюдаемого параметра у учителя

(выписать А,В,С)

оптимизирует

сдерживает (затрудняет)

сказывается негативно (тормозит)

А

В

С

1

2

3

4

5

Стратегия объяснения

Гибкая, направленная на реализацию намеченных целей, но учитывающая  изменения в состоянии и реакциях класса

Недостаточно гибкая или жесткая в соответствии с  намеченным планом, но с некоторым  учетом состояния класса и его  реакций

Жесткая в соответствии с намеченным планом, практически  без учета состояния и реакции  класса

 

Владение материалом ориентировка в нем

Полное, свободное

Недостаточное, с  некоторыми затруднениями

Очень слабое, крайне недостаточное; существенно затруднена

 

Отношение учителя к раскрываемому  материалу

Искренний интерес; уверенность в значимости и ценности материала

Равнодушное; значимость и ценность материала не демонстрируется

Равнодушное, пренебрежительное; демонстрация никчемности и незначительности материала

 

1

2

3

4

5

Обращение к классу (прямое или косвенное)

Постоянное, умелое и уместное

Эпизодическое, недостаточное  для поддержания контактов с  классом

Практически отсутствует (учитель сам по себе, класс сам  по себе)

 

Использование вопросов, реплик, замечаний учащихся, возникающих  у них по ходу объяснения материала

Гибкое связанное  с их естественным вплетением в ткань  материала; умелое обыгрывание вопросов и реплик

Негибкое, используются отдельные реплики, вопросы; обычно не обыгрываются

Игнорирование или  неумелое использование вопросов, реплик

 

Импровизация по ходу объяснения материала

Применения широкого в соответствии с возникающими на уроке ситуациями; осуществляется учителем легко и изящно

Иногда применяется; осуществляется не всегда изящно

Практически не применяется; иногда осуществляется, но очень неумело

 

Мастерство в подаче материала:

       

- последовательность, логичность

Четкая, хорошо прослеживается и оптимизирует восприятие и усвоение материала

Не достаточно четкая, не всегда прослеживается: создает  затруднения в восприятии и усвоении материала

Практически не прослеживается, материал излагается хаотически

 

1

2

3

4

5

- аргументированность выдвигаемых  положений

Полная, глубокая, нередко  не традиционная, неожиданная

Недостаточно полная и глубокая, не всегда убеждающая учащихся

Очень слабая, неубедительная

 

- формирование образного  видения материала

Постоянное, умелое и уместное

Эпизодическое, иногда в зависимости от эмоционального настроя учителя

Практически не прослеживается

 

- обращение к чувствам  учащихся

Постоянное, умелое и уместное

 

 

- обращение к личному  опыту, знаниям учащихся

Постоянное, умелое и уместное

 

 

Владение учителем вдохновением при раскрытии материала

Полное, управляемое, адекватное решаемым задачам

Эпизодическое, стихийное, в соответствии с сегодняшним  настроение и желанием

Практически отсутствует; проявляется очень редко и  неумело

 

 

 

 

Таблица 4. Учитель в учебном диалоге

Наблюдаемый параметр (аспект) общения

Влияние на общение

 

Уровень проявления наблюдаемого параметра у учителя

(выписать А,В,С)

оптимизирует

сдерживает (затрудняет)

сказывается негативно (тормозит)

А

В

С

Возникновение диалога

Естественное, непринужденное, неожиданное, нестандартное

Запланированное учителем (как обязательный элемент урока)

Учитель избегает диалогов

 

Инициатива возникновения  диалога

Принадлежит учителю  или учащемуся

Принадлежит учителю

Чаще всего принадлежит  учащимся, учителю – почти никогда

 

Позиция учителя по отношению  к партнеру по диалогу (учащемуся)

Уважительная, как  к равному

Превосходства (в  знаниях, опыте)

Неопределенная (связанная  обычно с недостаточным знанием  материала или несвободным владением  им)

 

Стиль общения в диалоге

Демократический, свободный

Авторитарный, крайне авторитарный

Неопределенный

 

Тон общения учителя в  диалоге

Естественный, заинтересованный, искренний

Высокомерный, назидательный

Равнодушный, незаинтересованный

 

Тактика ведения учителем диалога

Гибкая, ненавязчивая и незаметное вовлечение учащихся в  диалог

Жесткая; прямое вовлечение учащихся в диалог

Неопределенная, связанная  с конкретными, сиюминутными обстоятельствами

 

 

 

 

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические  предпосылки понятия взаимодействия «учитель-ученик» 4

§1. Сущность педагогической категории «взаимодействие» в гуманистической  педагогике 4

§2. Гуманизация  образования и отношения сотрудничества в педагогике. 10

§3. Субъект –  субъектные отношения в учебном  процессе. 19

Глава 2. Практика взаимодействия учителя на уроке 28

§1. Вербальные и  невербальные способы взаимодействия. 28

§2. Уровни взаимодействия «учитель-ученик». 30

 

Заключение 45

Приложения 46

Литература 57

 

Таблица 1. Реплики и высказывания учителя на уроках, их функции

Функции реплик и  высказываний

Влияние на процесс  общения

Примеры реплик и  высказываний

Контакта

Оптимизирующее

Давайте подумаем...

Попробуем порассуждать...

Попытаемся обсудить...

Нужно подумать...

Стимулирующие высказывания учащихся; регулирующие их мыслительную активность (одобрение, ободрение).

Оптимизирующее

Вы на верном пути...

Очень интересная мысль (идея)...

В этом что-то есть...

Очень точно сказано...

Совсем неожиданно...

Это стоило бы развернуть...

Верно, хотелось бы конкретизации...

Вы с этим согласны? Ваше представление иное? Отлично! Удивительно  придумано.

Отражающие позицию учителя  по отношению к учащемуся:

   

- симпатия, озабоченность

Оптимизирующее

Попытайтесь еще  раз. Соберись. сосредоточься. Есть время  подумать. Надо внимательно посмотреть.

- безразличное

Нейтральное, тормозящее

Ну что, ничего не сделал?

Так и думала.

Этого следовало  ожидать.

- неприязнь, раздражение

Тормозящее

Опять безобразное  оформление!

Ты опять не понял! Сколько раз тебе можно повторять!

Ты скоро кончишь  возиться?

Прямые требования

Нейтральное, тормозящее

Смотри сюда! Что  ты делаешь?

Сотри! Сокращай! Пиши!

Реплики дисциплинарного  характера

 

Разговор! Тише! Убери  пальцы!

Не смотри в окно! Чем ты там занят? Смотри на меня! Сядь прямо!

Прямые критические

 

Ничего не знаешь! И откуда ты такой взялся!? Кошмарный  ученик! Ужас!

Негативные оценки-суждения

 

Ужасный класс! Что  с вами делать, как работать? Как  с вами разговаривать? Все очень  плохо. Не хочу иметь с вами дела.

Высказывания – повторы:

   

- направляющие формулировки  учащихся

Оптимальное, нейтральное

 

- повторяющиеся высказывания  учащихся

Нейтральное, тормозящее

 

Высказывания и реплики, связанные с вмешательством в  речь учащегося:

   

- стимулирующее

Оптимальное, нейтральное

Еще примеры.

Прокомментируй  положение.

- комментирующее

Нейтральное, тормозящее

 

Информация о работе Взаимоотношение теории и практики на уроке