Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:34, реферат
Актуальность- исследования обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в меняющейся системе образования. Подтверждением актуальности исследования являются анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы., при недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникло противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект- субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии общения. – М.: Просвящение, 1987. – 224с.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991. – 192с.
Инновационная стратегия обучения /Под ред. В.Я. Ляудис.
Конникова Р.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф. дис. ... д ра пед. наук. – Л., 1970.
Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. – М., 1991. – 120с.
Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А. Зязюна. – Киев, 1987. – 108с. 112с.
Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: Технология и творчество. – Л., 1989. – 84с.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М.: АПИ СССР, 1957. – 328с.
Седова Н.В. Педагогическое общение: психологический тренинг для учителей //Педагогика. – 1994. - №1. – с.56 59.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шляков Е.И. Педагогика
Смирнова Г. Коммуникативные умения учителя. //Народное образование. – 1999. - №2. – с.197-205
Смирнов С.А. Методика организации творческой познавательной деятельности – основы гуманистической педагогической системы //Инновационная деятельность в образовании. – 1995. - №2.
Смирнов С.А. Филосовско-психологические проблемы развития образования. – М., 1981.
Совместная деятельность: методология, теория, практика //Под ред. Журавлева А.А. и др. – М.: Наука, 1988. – 229с.
Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. Перевод с англ. /Под ред. Н.Ф. Талызиной. – М.: Педагогика, 1984. – 472с.
Теоретические основы решения педагогических проблем //Беликов В.О., Хлоповских О.Г., Шебаева С.В. – Магн. – 1999. МГПИ, 40с.
Тряпицина А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. – Л., 1989. – 91с.
Филиппова О. Индивидуально-стилевые черты в речевом поведении учителя.
Шляпов Е.И., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. – Ростов Н/Д, 1995.
Щербинина Ю. Речевая агрессия учителя: пути преодоления. //Народное образование. – 1999. - №7 8. – с.270 272.
Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986. – 144с.
59
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет физико-математический Кафедра общей педагогики и основ управления
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Допущена к защите _________________ Зав. кафедрой ______________________
Приложение 1
Тест №1
«Тактика взаимодействия»
С помощью этого
теста можно прояснить
Из приведенных
утверждений нужно выбрать
1. а) Обычно я настойчиво добиваюсь своего
б) Чаще я стараюсь найти точки соприкосновения.
2. а) Я стараюсь избежать неприятностей.
б) Считаю, что когда доказываешь то, в чем считаешь себя правым, на дискомфорт внимания обращать не следует.
3. а) Мне неприятно отказываться от своей точки зрения.
б) Я всегда стараюсь войти в положение другого человека.
4. а) Я думаю,
что не стоит волноваться из-
б) Разногласия всегда волнуют меня.
5. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения.
б) Я считаю, что всегда надо доказывать свою точу зрения.
6. а) Считаю, что
всегда надо искать общие
б) Думаю, что надо стремиться к осуществлению своих замыслов.
7. а) Я обычно, сообщаю свою точку зрения, прошу людей высказаться.
б) Я считаю, что
лучше демонстрировать
8. а) Я обычно пытаюсь убедить других людей
б) Чаще я пытаюсь понять точку зрения других людей.
9. а) Я всегда
склоняюсь к прямому
б) Беседуя, я слежу за развитием мысли собеседника.
10. а) Я обычно отстаиваю свою позицию.
б) Я склонен, если меня убедят, переменить свою позицию.
Обработка результатов:
П=1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8а, 9а, 10а.
С=1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6а, 7а, 8б, 9б, 10б.
Подсчитайте количество совпадений по «П» (противоборство) и «С» (сотрудничество).
Оцените степень выраженности тенденций.
Тест №2
Взаимоотношения учителя с классом
Инструкция. Прочтите предлагаемые суждения. Подчеркните в каждом из них тот номер ответа, который в наибольшей степени соответствует взаимодействиям в общении с классом.
Начиная работать с классом постараюсь почувствовать и понять особенности этого коллектива.
Всегда 7654321 никогда.
Придя на урок, стараюсь понять сегодняшнее состояние класса.
В каком бы состоянии
ни был класс, пытаюсь создать
на уроке благоприятную
Если чувствую, что между классом и мной начинается несогласие (зреет конфликт), пытаюсь все проанализировать.
Если чувствую, что между классом и мной возникает непонимание, пытаюсь откровенно поговорить с учащимися.
Свое плохое самочувствие и настроение стараюсь скрыть от учащихся.
На уроке думаю только о деле, забывая о своих проблемах.
Организуя групповую работу на уроке, стараюсь учитывать взаимоотношения учащихся.
При опросе учащихся стараюсь показать наиболее интересные, индивидуальные черты личности каждого ученика.
Проводя урок стараюсь замечать и учитывать изменения в настроении класса, его реакциях.
Уроки пролетают для меня очень быстро.
Комментарии к тексту.
Чем больше у вас ответов ближе
к левой части шкалы (7,6,5), тем
оптимальнее вам удается
Приложение 2
Таблица 1. Признаки проявления различных установок учителя по отношению к учащимся в ситуации индивидуального опроса
Аспект общения или действия учителя |
Признаки проявления установок |
||
положительных |
отрицательных | ||
Выражение лица |
Живое, благожелательное |
Непроницаемое, каменное, безразличное, презрительное | |
Мимика |
Отражает ход ответа (успехи и неудачи) |
Нейтральная или не отражает ход ответа | |
Визуальный контакт с учащимися |
Осуществляется, его функции – поддержать учащегося |
Осуществляется далеко не всегда. Отсутствует | |
Время, отводимое учащемуся на ответ |
Достаточное или большее, чем необходимо (по содержанию материала и возможностям учащегося) |
Обычно меньше, чем необходимо (по содержанию материала и возможностям учащегося) | |
При неверном ответе |
Вопрос повторяется, иногда в измененной, подсказывающей формулировке. Учитель как бы не замечает неверного ответа, пропускает его: помогает отвечать, подсказывает; сам дает правильный ответ |
Вопрос обычно не повторяется. Учитель порицает за неверный ответ, выражает недовольство; спрашивает другого (иногда не дождавшись ответа) | |
Оценка неверного ответа |
Мягкая, либеральная, иногда с оправдывающими учащегося мотивами |
Резкая | |
При правильном ответе |
Учитель радуется, реакция одобрения, поддержки |
Учитель воспринимает как должное, реакция как на событие само собой разумеющееся | |
Частота обращения в ходе урока к учащемуся |
Периодически: часто, очень часто |
Эпизодически: редко, очень редко |
Таблица 2. Взаимодействие учителя с классом (общие аспекты)
Наблюдаемый параметр (аспект) общения |
Влияние на общение |
Уровень проявления наблюдаемого параметра у учителя (выписать А,В,С) | ||||
оптимизирует |
сдерживает (затрудняет) |
сказывается негативно (тормозит) | ||||
А |
В |
С | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Установление контакта учителя с учащимися в начале урока |
Возникает быстро, легко, естественно |
Возникает не сразу, требует от учителя определенных учений |
Возникает с трудом, требует от учителя значительных усилий |
|||
Стабильность контактов учителя с классом в течение урока |
Постоянны (практически не нарушаются) |
Эпизодически нарушаются (достаточно легко и быстро налаживаются) |
Нарушаются довольно часто, налаживаются с трудом |
|||
Поддержание контактов с классом осуществляется на уровне: |
||||||
- визуальном (зрительном); |
Преимущественно |
Присутствует |
— |
|||
- мимическом (изменение мимики); |
— |
— |
— |
|||
- вербальном (словесном) |
В минимальной степени |
Преимущественно |
Преобладает над другими |
|||
- жестов |
Присутствует |
Присутствует |
— |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Владение классом |
Полное совершенное в течение всего урока |
Недостаточно полное; владение классом нарушается в отдельные моменты урока |
Практически отсутствует;
учитель владеет классом |
|||
Взаимопонимание учителя |
Полное, постоянное |
Не полное, не всегда |
Практически отсутствует |
|||
Позиция учителя по отношению к классу |
Вместе с классом: (направленность на взаимодействие с учащимися) |
Над классом: (противопоставление себя учащимся); под влиянием класса (недостаточное владение классом) |
Над классом (отчуждение себя от класса); непонимание класса (не управление классом) |
|||
Характер общения учителя с классом |
Ровный, спокойный чаще мягкий |
Неровный, с неожиданными (крайними) переходами (нередко неоправданными), чаще жесткий |
Крайне неровный неспокойный; очень жесткий; очень мягкий |
|||
Тон общения учителя с классом |
Естественный искренний, заинтересованный |
Равнодушный, сухой |
Холодный, отстраненный; крайне сухой |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Настрой учителя при общении с классом |
Положительный (естественный, радостный) |
Нейтральный (деловой, официальный) |
Отрицательный (общение рассматривается как тяжкий долг обязанность) |
|||
Стратегия взаимодействия учителя с классом |
Гибкая вариативная, учитывает состояние |
Недостаточно гибкая, лишь в определенной мере учитывает состояние класса |
Не гибкая, недостаточно учитывает состояние класса |
|||
Реакция учителя на изменение состояния класса |
Быстрая, адекватная |
Недостаточно быстрая, не всегда адекватная |
Фактически, отсутствует, учитель практически не реагирует на изменения состояния класса |
|||
Психологический климат урока (как результат взаимодействия учителя и учащихся) |
Эмоционально-радостный |
Равнодушно-спокойный |
Напряженно-грозовой, нервозный |
|||
Интенсивность общения учителя с классом |
Оптимальная, определяется конкретной ситуацией |
Выше необходимой (учитель постоянно и нередко неоправданно «дергает» класс) |
Ниже необходимой (учитель не вовлекает класс в достаточной мере в работу) |
Таблица 3. Взаимодействие (общение) учителя и учащихся при объяснении материала
Наблюдаемый параметр (аспект) общения |
Влияние на общение |
Уровень проявления наблюдаемого параметра у учителя (выписать А,В,С) | ||||
оптимизирует |
сдерживает (затрудняет) |
сказывается негативно (тормозит) | ||||
А |
В |
С | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Стратегия объяснения |
Гибкая, направленная
на реализацию намеченных целей, но учитывающая
изменения в состоянии и |
Недостаточно гибкая или жесткая в соответствии с намеченным планом, но с некоторым учетом состояния класса и его реакций |
Жесткая в соответствии с намеченным планом, практически без учета состояния и реакции класса |
|||
Владение материалом ориентировка в нем |
Полное, свободное |
Недостаточное, с некоторыми затруднениями |
Очень слабое, крайне недостаточное; существенно затруднена |
|||
Отношение учителя к раскрываемому материалу |
Искренний интерес; уверенность в значимости и ценности материала |
Равнодушное; значимость и ценность материала не демонстрируется |
Равнодушное, пренебрежительное; демонстрация никчемности и незначительности материала |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Обращение к классу (прямое или косвенное) |
Постоянное, умелое и уместное |
Эпизодическое, недостаточное для поддержания контактов с классом |
Практически отсутствует (учитель сам по себе, класс сам по себе) |
|||
Использование вопросов, реплик, замечаний учащихся, возникающих у них по ходу объяснения материала |
Гибкое связанное с их естественным вплетением в ткань материала; умелое обыгрывание вопросов и реплик |
Негибкое, используются отдельные реплики, вопросы; обычно не обыгрываются |
Игнорирование или неумелое использование вопросов, реплик |
|||
Импровизация по ходу объяснения материала |
Применения широкого в соответствии с возникающими на уроке ситуациями; осуществляется учителем легко и изящно |
Иногда применяется; осуществляется не всегда изящно |
Практически не применяется; иногда осуществляется, но очень неумело |
|||
Мастерство в подаче материала: |
||||||
- последовательность, логичность |
Четкая, хорошо прослеживается и оптимизирует восприятие и усвоение материала |
Не достаточно четкая, не всегда прослеживается: создает затруднения в восприятии и усвоении материала |
Практически не прослеживается, материал излагается хаотически |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
- аргументированность |
Полная, глубокая, нередко не традиционная, неожиданная |
Недостаточно полная и глубокая, не всегда убеждающая учащихся |
Очень слабая, неубедительная |
|||
- формирование образного видения материала |
Постоянное, умелое и уместное |
Эпизодическое, иногда в зависимости от эмоционального настроя учителя |
Практически не прослеживается |
|||
- обращение к чувствам учащихся |
Постоянное, умелое и уместное |
— |
||||
- обращение к личному опыту, знаниям учащихся |
Постоянное, умелое и уместное |
— |
||||
Владение учителем вдохновением при раскрытии материала |
Полное, управляемое, адекватное решаемым задачам |
Эпизодическое, стихийное, в соответствии с сегодняшним настроение и желанием |
Практически отсутствует; проявляется очень редко и неумело |
Таблица 4. Учитель в учебном диалоге
Наблюдаемый параметр (аспект) общения |
Влияние на общение |
Уровень проявления наблюдаемого параметра у учителя (выписать А,В,С) | ||||
оптимизирует |
сдерживает (затрудняет) |
сказывается негативно (тормозит) | ||||
А |
В |
С | ||||
Возникновение диалога |
Естественное, непринужденное, неожиданное, нестандартное |
Запланированное учителем (как обязательный элемент урока) |
Учитель избегает диалогов |
|||
Инициатива возникновения диалога |
Принадлежит учителю или учащемуся |
Принадлежит учителю |
Чаще всего принадлежит учащимся, учителю – почти никогда |
|||
Позиция учителя по отношению к партнеру по диалогу (учащемуся) |
Уважительная, как к равному |
Превосходства (в знаниях, опыте) |
Неопределенная (связанная
обычно с недостаточным знанием
материала или несвободным |
|||
Стиль общения в диалоге |
Демократический, свободный |
Авторитарный, крайне авторитарный |
Неопределенный |
|||
Тон общения учителя в диалоге |
Естественный, заинтересованный, искренний |
Высокомерный, назидательный |
Равнодушный, незаинтересованный |
|||
Тактика ведения учителем диалога |
Гибкая, ненавязчивая и незаметное вовлечение учащихся в диалог |
Жесткая; прямое вовлечение учащихся в диалог |
Неопределенная, связанная с конкретными, сиюминутными обстоятельствами |
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические
предпосылки понятия
§1. Сущность педагогической категории «взаимодействие» в гуманистической педагогике 4
§2. Гуманизация
образования и отношения
§3. Субъект – субъектные отношения в учебном процессе. 19
Глава 2. Практика взаимодействия учителя на уроке 28
§1. Вербальные и невербальные способы взаимодействия. 28
§2. Уровни взаимодействия «учитель-ученик». 30
Заключение 45
Приложения 46
Литература 57
Таблица 1. Реплики и высказывания учителя на уроках, их функции
Функции реплик и высказываний |
Влияние на процесс общения |
Примеры реплик и высказываний |
Контакта |
Оптимизирующее |
Давайте подумаем... Попробуем порассуждать... Попытаемся обсудить... Нужно подумать... |
Стимулирующие высказывания учащихся; регулирующие их мыслительную активность (одобрение, ободрение). |
Оптимизирующее |
Вы на верном пути... Очень интересная мысль (идея)... В этом что-то есть... Очень точно сказано... Совсем неожиданно... Это стоило бы развернуть... Верно, хотелось бы конкретизации... Вы с этим согласны? Ваше представление иное? Отлично! Удивительно придумано. |
Отражающие позицию учителя по отношению к учащемуся: |
||
- симпатия, озабоченность |
Оптимизирующее |
Попытайтесь еще раз. Соберись. сосредоточься. Есть время подумать. Надо внимательно посмотреть. |
- безразличное |
Нейтральное, тормозящее |
Ну что, ничего не сделал? Так и думала. Этого следовало ожидать. |
- неприязнь, раздражение |
Тормозящее |
Опять безобразное оформление! Ты опять не понял! Сколько раз тебе можно повторять! Ты скоро кончишь возиться? |
Прямые требования |
Нейтральное, тормозящее |
Смотри сюда! Что ты делаешь? Сотри! Сокращай! Пиши! |
Реплики дисциплинарного характера |
Разговор! Тише! Убери пальцы! Не смотри в окно! Чем ты там занят? Смотри на меня! Сядь прямо! | |
Прямые критические |
Ничего не знаешь! И откуда ты такой взялся!? Кошмарный ученик! Ужас! | |
Негативные оценки-суждения |
Ужасный класс! Что с вами делать, как работать? Как с вами разговаривать? Все очень плохо. Не хочу иметь с вами дела. | |
Высказывания – повторы: |
||
- направляющие формулировки учащихся |
Оптимальное, нейтральное |
|
- повторяющиеся высказывания учащихся |
Нейтральное, тормозящее |
|
Высказывания и реплики, связанные с вмешательством в речь учащегося: |
||
- стимулирующее |
Оптимальное, нейтральное |
Еще примеры. Прокомментируй положение. |
- комментирующее |
Нейтральное, тормозящее |
Информация о работе Взаимоотношение теории и практики на уроке