Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 10:52, реферат
Менеджмент и маркетинг – теснейшим образом взаимосвязанные дисциплины в сфере управления предприятием.
Как нам известно из трудов Филиппа Котлера: «Маркетинг – это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять, и наращивать количество потребителей посредством создания у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании», а также «упорядоченный и целенаправленный процесс осознания проблем потребителей и регулирования рыночной деятельности».
1. Введение. Взаимосвязь маркетинга и менеджмента. 2
2. Понятие информации, определение степени её полезности, роль информации в маркетинге и менеджмент 3
2.1. Виды маркетинговой информации. 4
2.1.1. Качественные и количественные методы сбора маркетинговой информации. 6
2.1.2. Процесс маркетингового исследования. 8
3. Информационные системы. 9
3.1. Информационные системы в менеджменте. 10
3.2. Сущность и функции маркетинговой информационной системы. 12
3.3. Эффект от внедрения информационных систем. 14
4. Заключение. 15
5. Использованные источники информации. 15
Оглавление
Информационные аспекты маркетинга и менеджмента
Менеджмент и маркетинг
– теснейшим образом
Как нам известно из трудов Филиппа Котлера: «Маркетинг – это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять, и наращивать количество потребителей посредством создания у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании», а также «упорядоченный и целенаправленный процесс осознания проблем потребителей и регулирования рыночной деятельности». От маркетинговой политики предприятия зависит его успех и продвижение на целевых рынках, без которых невозможно благополучное существование предприятия. Зачастую важные управленческие решения принимаются в зависимости от поставленных маркетинговых целей.
Разумеется, существует и обратная связь. «Менеджмент – это управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности» (Большой Экономический Словарь). Достижение ключевых позиций на целевых рынках невозможно не только без своевременно принятых эффективных маркетинговых решений, но и при отсутствии грамотного управления.
Из приведенных выше определений дисциплин, взаимосвязи которых посвящена эта глава, следует, что они ставят перед собой сходные задачи, достижение которых зачастую зависит от высокой степени взаимодействия руководства компании и маркетинговых служб.
Разумное управление
предприятием, поддержание и наращивание
спроса на его продукцию обеспечивается
достоверной, актуальной и точной информацией.
Информация – основа для разработки
любых маркетинговых и управлен
Зачастую для определения
верного решения требуется
Для понимания сути данной работы необходимо чёткое представление о самом понятии информации и данных, которые зачастую ошибочно не разделяют. Итак, данные – это «сырые» цифры и факты, отражающие отдельные аспекты реальности. Под информацией понимаются данные, представленные определённым образом или в определённой форме, что придаёт им смысл. Информация, в отличие от данных обладает информативностью, являющейся характеристикой полезности первой.
Полезность и важность информации определяются такими её качествами, как:
В зависимости от направленности деятельности, одни и те же данные могут представлять различную информацию.
В случае с маркетингом информация в основном важна в качестве показателей состояния целевых рынков и позиций на них самого предприятия, и необходима для его продвижения, а также как путь к информированию потребителя о своих товарах или услугах.
С позиций менеджмента информация рассматривается в большинстве случаев как показатель эффективности производства товаров или услуг и необходима для учёта расхода ресурсов, рационального распределения производительных сил и многого другого, а также важна для принятия дальнейших решений по изменению структуры предприятия.
В маркетинге для получения и обработки данных применяют маркетинговые исследования, проводить которые – задача маркетинговой информационной системы; менеджмент для этих целей использует специализированные информационные системы различных видов, рассмотренные в главе 3.1. Вместе с маркетинговой ИС они образуют ИС предприятия.
Маркетинговые информация, данные и их источники делятся на многие подвиды по различным критериям. В этой главе будут рассмотрены основные из них:
Первичные и вторичные данные.
Первичные данные получаются в результате специально проведённых для решения конкретной маркетинговой проблемы так называемых «полевых» маркетинговых исследований, их сбор осуществляется путём наблюдений, опросов, экспериментальных исследований.
Под вторичными данными, применяемыми при проведении так называемых «кабинетных» маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований. Другими словами, вторичные данные не являются результатом проведения специальных исследований. Кабинетные исследования являются наиболее доступным и дешёвым методом проведения маркетинговых исследований. Для малых, а порой и средних предприятий – это практически единственный метод получения маркетинговой информации.
Сбор вторичной информации обычно предшествует сбору первичной информации. Вторичные данные помогают исследователю более широко ознакомиться с ситуацией в отрасли, с тенденциями изменения объёма продаж и прибыли, конкурентами, последними достижениями науки и техники.
Внутренние
и внешние источники
Внутренними источниками служат:
Внешними источниками являются:
Внешнюю информацию можно также подразделить на официально опубликованную, доступную для всех, и на т.н. синдикативную информацию, недоступную для широкой публики и издаваемую отдельными организациями – такая информация приобретается за деньги. Специальные информационно-консультативные организации, как уже говорилось в первой главе, собирают и обрабатывают первичную информацию, а затем её продают.
За последние годы, в связи с развитием компьютерных сетей, появилась возможность пользоваться их услугами, как для специализированных маркетинговых фирм, так и для специалистов маркетинговых подразделений организаций, осуществляющих данные исследования самостоятельно. Так, посредством сети Интернет, можно получить информацию о состоянии рынка определённых товаров в различных странах. Кроме того, в России функционирует ряд компьютерных информационных систем, специально ориентированных на сбор и передачу разнообразной информации, в том числе о рынках и товарах.
Качественные
методы сбора маркетинговой
Качественные исследования включают в себя сбор, анализ, и интерпретацию данных путём наблюдения за поведением представителей целевых групп потенциальных потребителей товаров или услуг.
Наблюдение в маркетинговых исследованиях представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путём наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано, например, как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.
Наблюдение является весьма трудоёмким методом. Однако оформление итогов наблюдений занимает порой в два раза больше времени, чем само наблюдение.
По характеру окружающей обстановки наблюдение может быть полевым, что означает, что процессы проходят в естественной обстановке (в магазине, у витрины), или лабораторным, т.е. проводящимся в искусственно созданной ситуации. Результаты наблюдений фиксируются на подходящих носителях информации.
К качественным исследованиям также относятся: глубинное интервью, анализ протокола и проекционный метод.
Глубинное интервью заключается в последовательном задании квалифицированном интервьюером респонденту группы вопросов для выяснения причин определённого поведения клиентов или их мнения об определённой проблеме.
Анализ протокола заключается в помещении респондента в определённую ситуацию по принятию решения, при этом он должен словесно описать все факторы и аргументы, которыми он руководствовался при принятии решения. После этого исследователь анализирует протоколы, предоставленные респондентами.
При использовании проекционных методов респонденты помещаются в определённые имитируемые ситуации в надежде на то, что респонденты выскажут такую информацию о себе, которую невозможно получить при проведении прямого опроса, например, относительно потребления наркотиков, алкоголя, дачи чаевых и т.п.
Количественные методы сбора информации.
Количественные исследования обычно приравнивают к проведению различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое количество респондентов.
Опрос заключается в сборе первичной информации путём прямой постановки вопросов респондентам относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Опрос может носить структурированный и неструктурированный характер: в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором – интервьюер задаёт вопросы в зависимости от полученных ответов.
При проведении опроса группа респондентов может подвергаться или однократному, или многократным исследованиям. В первом случае получается как бы поперечный срез данной группы по многим параметрам для фиксированного момента времени. Во втором случае одна и та же группа опрашиваемых, называется панелью, неоднократно изучается в течение определённого периода времени. Различные типы панелей используются при проведении многих маркетинговых исследований.
Процесс маркетингового исследования включает следующие этапы и процедуры:
1.1 Определение
потребности в проведении
1.2. Определение проблемы. Ясное, чёткое изложение проблемы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования. При проведении маркетинговых исследований сталкиваются с двумя типами проблем:
1.3. Формулирование
целей маркетинговых
2. Разработка плана исследований.
2.1. Выбор методов
проведения маркетинговых
2.2. Определение типа требуемой информации и источников её получения. При проведении маркетинговых исследований обычно используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.
2.3. Определение
методов сбора необходимых
2.4. Разработка выборки. Выборка должна быть репрезентативной иллюстрацией генеральной совокупности. Только в этом случае, исходя из характеристик выборки, можно делать выводы о генеральной совокупности.