Виды и задачи профессиональной деятельности HR менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:44, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы в том, что на сегодняшний день В России профессия менеджер по персоналу (или HR-менеджер) является сравнительно новой специальностью. На сегодняшний день существует мало факультетов, которые могут подготовить HR-специалистов. Вследствие этого мнение руководителей компаний о представителях данной профессии весьма противоречивое.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
История развития профессии HR-менеджера………………………………..….5
Задачи и обязанности HR-менеджера………………………………………..….6
HR-менеджер как консультант руководителя…………………………………..8
Виды HR-менеджера по отраслям…………………………………………..….12
Перспективы профессии HR-менеджера…………………………………….…17
Заключение…………………………………………………………………..…..20
Список использованной литературы………………………………………...…22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Виды и задачи профессиональной деятельности HR менеджера.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Виды и задачи профессиональной деятельности HR менеджера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….……..3

История развития профессии HR-менеджера………………………………..….5

Задачи и обязанности HR-менеджера………………………………………..….6

HR-менеджер как  консультант руководителя…………………………………..8

Виды HR-менеджера по отраслям…………………………………………..….12

Перспективы профессии HR-менеджера…………………………………….…17

Заключение…………………………………………………………………..…..20

Список использованной литературы………………………………………...…22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы в том, что на сегодняшний день  В России профессия менеджер по персоналу (или HR-менеджер) является сравнительно новой специальностью. На сегодняшний день существует мало факультетов, которые могут подготовить HR-специалистов. Вследствие этого мнение руководителей компаний о представителях данной профессии весьма противоречивое.

HR-менеджера иногда воспринимают  как кадровика, т.е. работника, который  ведет кадровое делопроизводство и следит за соблюдением норм Трудового Законодательства. Главной целью его деятельности осуществление всего цикла работ с персоналом:

- изучение рынка труда;

- разработка стратегии управления персоналом;

- кадровая политика и планирование  кадровой работы;

- оперативный поиск и обеспечение  предприятия необходимыми специалистами;

- создание кадрового резерва;

- анализ потенциала кадров;

- маркетинг персонала.

Круг выполняемых им обязанностей очень широк. Большинство успешных специалистов посещают курсы повышения квалификации и многочисленные специальные тренинги. Новые сотрудники встречаются вначале именно с менеджером по персоналу, он осуществляет первичную адаптацию, вводит в курс дела, рассказывает о компании. Поэтому, если возникнут вопросы по поводу рабочей деятельности, можно с уверенностью сказать, что новые потенциальные сотрудники придут за помощью именно к HR-менеджеру. Впрочем, не только новые специалисты. Менеджера по персоналу чаще всего выбирают как посредника во время переговоров с директором компании, независимо от темы переговоров. Поэтому профессионал в управлении персоналом должен быть своего рода психологом, уметь слушать и понимать людей.

Цель данной работы – рассмотреть виды и задачи профессиональной деятельности HR менеджера.

Исходя из поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть историю развития профессии HR-менеджера;

- изучить задачи и обязанности HR-менеджера;

-выделить деятельность HR-менеджера как консультанта руководителя;

- расписать виды HR-менеджера по отраслям;

- выделить перспективы профессии HR-менеджера

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития профессии HR-менеджера

 

Началом истории празднования Дня HR-менеджера можно считать 1835 год, ведь именно тогда в России вышло постановление, регулирующее отношения между наемными рабочими людьми и хозяевами фабричных заведений. Это постановление, по сути, явилось первым документом, регламентирующим отношения между наемным трудом и капиталом, в нем также было прописано существование работников, которых позже стали называть HR-менеджерами.

В советское время кадровики, так тогда называли HR-менеджеров, заполняли трудовые книжки, выдавали пропуска, писали должностные инструкции и вели учет людей на производстве, заполняя личные дела. Их работа не требовала ни особенных физических, ни моральных затрат. То есть, эффективность работы, как всего предприятия, так и отдельно взятых сотрудников не заботила работников кадровых служб. Такое положение дел, в период перестройки перестало удовлетворять потребностям компаний. Хотя, если компания небольшая, то вопросами оформления найма и увольнения работников занимается сам владелец, который поручает своему секретарю или бухгалтеру делать записи в трудовых книжках и вести учет сотрудников. К слову сказать, на мелких предприятиях и по сей день такая же система.

По данным экспертов, обычно у компании появляется свой менеджер по персоналу, когда штат достигает количества ста человек. При расширении штата до 150 человек, у менеджера по персоналу появляются помощники. Таким образом, в больших компаниях отделы по работе с персоналом насчитывают по 10-15 сотрудников, при этом каждый из этих специалистов решает какие-либо конкретные задачи: поиск нужных специалистов, наем персонала, обучение и т.п.

HR-менеджера когда-то называли  обычным кадровиком, который, однако, выполнял меньший круг обязанностей, чем современный менеджер по кадрам. То есть, в прошлом сотрудниками отдела кадров выполнялась исключительно рутинная работа, такая как оформление документации по найму и ее ведение, оформление больничных листов, документов уходящих в отпуск и увольняющихся работников. Сегодня же круг обязанностей менеджеров по персоналу гораздо шире.

 

Задачи и обязанности HR-менеджера

 

Основной задачей HR-менеджера является изыскание возможностей максимально эффективного труда каждого сотрудника на предприятии. Главное – результат, которого можно добиться только правильной мотивацией. А вот уже каким образом мотивировать работников, решает менеджер по персоналу, возможно, это будут грамотно составленные должностные инструкции, премии или, наоборот, штрафы за какие-то оплошности, размещение на доске «Лучших работников предприятия» и т.п.

Кроме того, менеджер по персоналу обязан способствовать профессиональному росту работников фирмы. Поэтому, чтобы определить квалификацию сотрудника используется его регулярная аттестация, которая может проходить как в устной форме собеседования, так и в письменной форме тестирования или анкетирования. Соответственно, чтобы повысить профессиональный уровень сотрудников используются самые разные обучающие программы, тренинги, направленные как на развитие каких-то профессиональных качеств, так и умения плодотворно общаться, работать в коллективе и т.п. Обычно, в штате каждой крупной компании имеется ассистент по тренингам, который либо сам занимается вопросами подготовки сотрудников, либо направляет персонал фирмы на специализированные занятия в какие-либо тренинговые компании. В самых продвинутых компаниях каждому сотруднику (кроме технического персонала) разрабатывают персональную концепцию карьерного роста, в которую уже входят определенные учебные или тренинговые программы.

Борясь за качество труда, HR-менеджер не должен забывать, о том, что весь контингент сотрудников должен вписываться в определенную линию компании и соответствовать общим требованиям. Так, к примеру, в некоторых организациях обязательно соблюдение дресс-кода, поэтому специалист по персоналу должен найти способ добиться этого от каждого сотрудника фирмы. Для чего ему необходимо не только поддерживать, но и обновлять в духе со временем корпоративную культуру организации. Совместно с руководящим составом HR-менеджер должен разработать миссию и цель компании, довести данные сведения до каждого из сотрудников и разработать план мероприятий по сплочению компании, укреплению ее духа и поддержанию внутренней культуры. Такими совместными мероприятиями могут стать выезды на природу, коллективные походы в театр, празднование дней рождения сотрудников и т.д.

Часто задачей HR-менеджера становится определенная стратегия работы, следуя которой менеджер по кадрам планирует подбор для фирмы сотрудников, обладающих какими-либо определенными качествами. К примеру, в компании Procter&Gamble действует стратегия набора персонала исключительно на низовые позиции с последующим их продвижением по карьерной лестнице.

Говоря о других обязанностях HR-менеджера нельзя не отметить важность выбора кандидатов на появившиеся вакантные места. Такая ситуация может сложиться в период расширения и роста компании, когда приходится активно сотрудничать со специальными рекрутинговыми агентствами. А менеджер по персоналу формулирует базовые требования к кандидатам, предварительно согласовав их с руководством, и проводит предварительный отбор при помощи рассматривания резюме кандидатов, собеседования, тестирования или других процедур.

 

 

 

HR-менеджер как консультант руководителя

 

На сегодняшний день чтобы быть растущей, конкурентоспособной компанией необходимо иметь хорошо подобранный, профессиональный и лояльный персонал. Эффективный персонал – основа любого бизнеса, залог будущего успеха. Поэтому служба персонала играть важную роль. Компании требуются специалисты по персоналу, способные построить систему эффективного подбора, адаптации и развития персонала внутри компании. Бывшие кадровые службы дополняются, либо сменяются (в зависимости от масштабов компании) менеджерами по персоналу, HR-менеджерами. Ведь теперь необходимо работать не только с кадровыми документами, но и непосредственно с людьми.

В крупных Компаниях отдел персонала насчитывает чаще всего нескольких HR-менеджеров, а в идеальном варианте включает в свой состав и других специалистов, таких как рекрутер, кадровик, тренинг-менеджер, организатор корпоративных мероприятий. В компаниях с небольшой численностью зачастую есть только один HR-менеджер, на которого и возложены все функции вышеперечисленных специалистов.

Роль HR-менеджера в деятельности компании растет. Менеджер по персоналу не только нанимает персонал и работает с ним, но и участвует вместе с высшим руководством в создании внутрифирменной политики управления персоналом и отвечает за ее реализацию. Зачастую HR-менеджер становится проводниками новых идей, знакомит руководство с передовыми методами управления персоналом, занимается разработкой миссии, корпоративной культуры предприятия. Тем самым HR-менеджер входит в ранг управленца, влияющего на стратегию развития бизнеса. 

Требования к HR-менеджеру, как к специалисту.

Подбирая, HR-менеджера для своей Компании руководители хотят, чтобы он умел:

  • грамотно подбирать и оценивать персонал,
  • разрабатывать систему мотивации,
  • проводить аттестацию,
  • разрабатывать должностные инструкции и регламентирующие документы,
  • принимать активное участие в разработке политики компании в области управления персоналом, а также знать кадровое делопроизводство.

Помимо этого в компетенции HR-менеджера входит формирование благоприятного психологического климата в коллективе, проведение корпоративных мероприятий, содействие в адаптации новых сотрудников, создание программы развития персонала, организация, и, при необходимости, проведение обучения.

Это те профессиональные навыки, которые специалисты в области работы с персоналом стараются развивать, посещая семинары, тренинги, читая специализированную литературу.

Также руководители хотят видеть в HR-менеджере, как в личности, такие качества как:

  • активную жизненную позицию, качества лидера,
  • самостоятельность, инициативность,
  • обучаемость, мобильность,
  • высокую коммуникабельность,
  • умение работать в команде,
  • исполнительность, ответственность,
  • организованность, работоспособность,
  • гибкость.

Все вышеперечисленные знания действительно необходимы для того, чтобы грамотно организовать работу отдела персонала. А развитие данных личностных качеств позволит HR-менеджеру чувствовать себя комфортно, уверенно, применять свои знания на практике, строить эффективное взаимодействие с руководителем.

Но достаточно ли всего этого для того, чтобы быть хорошим специалистом?

Ведь самым главным и важным качеством для HR-менеджера было и остается умение быть хорошим коммуникатором. Так как, в российских компаниях взаимодействие строится чаще всего на профессионально-личностном уровне, важно понять, что чтобы быть действительно полезным своей компании нужно, научиться, во-первых, быть, хорошим психологом, то есть человеком способным чувствовать, понимать и принимать другого человека, а во-вторых, завоевать у руководителей авторитет и, используя различные способы цивилизованного влияния не только доносить новые идеи и информацию, но и добиваться их реализации. Помочь в этом могут навыки управленческого консультирования.

Итак, на сегодняшний день наиболее удачной моделью построения отношения между руководителями и HR-менеджером, является консультирование.

Консультант это не тот, кто знает ответы на все вопросы, а тот, кто может построить взаимодействие с другими таким образом, что ответы будут найдены совместно, с учетом интересов сторон.

Навыки управленческого консультирования позволяют стать партнером для своего руководителя, помощником, чье мнение значимо и весомо. Поэтому, первое чему должен уделить внимание HR-менеджер в своем обучении, на наш взгляд, – это развитие навыков управленческого консультирования, таких как

Информация о работе Виды и задачи профессиональной деятельности HR менеджера