Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 15:20, реферат
Слова "лидер" или "лидерство" мы привыкли видеть в устойчивых словосочетаниях: политический лидер, лидер нации, религиозный лидер. Речь идет о людях, сумевших повлиять на ход истории своей непоколебимой верой в правоту дела, способностью вдохновить и повести за собой массы людей. О них написаны горы книг. То их ставят в пример, то ими пугают.
Поскольку руководитель всегда заинтересован в высокой степени управляемости, то, очевидно, что было бы полезно понять от чего именно она зависит. Ниже приведены некоторые факторы, которые, по мнению специалистов в области управления, оказывают влияние на управляемость:
3. Типология источников власти
Мы уже говорили о том, что власть, которую имеет руководитель, не обязательно является властью его должности, что могут быть и другие возможности влияния на людей. Действительно в менеджменте известны различные типологии власти. Рассмотрим типологию власти подробнее.
Сначала нужно понять, откуда проистекают различия во влиянии, на чем именно это влияние основывается. Власть всегда имеет источник, то есть один человек имеет нечто, что дает ему возможность влиять на поведение другого человека. Например, источниками влияния может быть должностное положение, ресурсы, которые находятся в распоряжении руководителя, знания, опыт, личностные качества человека. Все это может быть источником влияния, а, следовательно, источником власти.
Сначала специалистами в области управления выделялось пять базовых источников власти: принуждение, экспертиза, закон (право принятия решений), пример (харизма), вознаграждение. Позже стали рассматриваться и такие источники, как власть информации, власть связей, власть над ресурсами.
Все источники власти, используемые при управлении предприятиями можно объединить в две большие группы (рис.4).
К первой группе относятся те, которые имеют личностную основу. Здесь власть основывается на знаниях, умениях, личностных качествах или должностных полномочиях человека, оказывающего влияние.
Ко второй группе относятся источники власти, имеющие организационную основу. Власть, имеющая организационную основу, базируется на ресурсах и возможностях организации.
Рассмотрим более подробно названные источники власти.
3.1.Личностная основа власти
Экспертная власть. Этот вид власти не связан напрямую с занимаемой человеком руководящей должностью. Более того, экспертной властью могут обладать как руководители, так и исполнители при условии, что они в определенных вопросах разбираются лучше других работников.
Экспертная власть – это способность человека влиять на других людей в силу своей профессиональной подготовленности, уровня образования, опыта, таланта, умений и навыков
В основе экспертной власти находится вера исполнителя в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребности подчиняющегося. В данном случае речь идет о таких потребностях подчиненного как, например:
Это влияние называют еще влиянием через «разумную веру». Ярким примером экспертной власти, хотя и не относящимся к вопросам управления предприятием, является влияние врача на своего пациента. При этом больной верит, что врач разбирается в медицинских вопросах лучше него, поэтому его надо слушаться и выполнять все предписания. Таков же механизм действия экспертной власти в управлении предприятием. Экспертной властью может обладать, например, опытный руководитель по отношению к молодым неопытным работникам, или наоборот, опытный работник по отношению к молодому руководителю; специалист по персональным компьютерам по отношению к остальным работникам, которые слушают этого специалиста почти как пациент своего врача.
Власть примера (харизма).
Власть примера – это власть, основанная на силе личных качеств и способностей руководителя
В этом случае способность влиять на поведение подчиненных основывается на привлекательности для них тех или иных личностных черт руководителя. Такой руководитель является для подчиненных «эталоном», которому хочется подражать, поэтому этот вид власти еще называют «эталонным». Стремление быть похожим незаметно приводит под влияние того, кому подражают.
Можно сформулировать некоторые характеристики харизматических личностей (10, с.475).
Таким образом, механизм влияния, в данном случае, основывается на том, что люди часто испытывают влияние тех, кто обладает восхищающими их чертами характера и кто является их идеалом.
Традиционная власть.Традиционная власть основана на восприятии традиции подчиняться должностному лицу. При этом исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, а его долг – подчиняться им. В результате исполнитель ожидает, что подчинение приведет к удовлетворению его потребностей (продолжать работать в этой организации, иметь хорошие взаимоотношения с начальником, получать вознаграждения в виде премий, благодарности и др.).
Традиционная власть – это возможность и способность оказывать влияние на подчиненных в силу своего должностного положения
Все руководители пользуются традиционной властью, так как они, по определению, наделены полномочиями управлять людьми.
Влияние с помощью традиции возможно лишь тогда, когда нормы культуры, внешние по отношению к предприятию, поддерживают точку зрения, что подчинение начальству является желаемым поведением. Система, основанная на традиционной власти, рухнет, если она не даст своим лояльным, покорным сторонникам ощущение тепла и защищенности.
Традиционная власть с незапамятных времен была эффективным средством влияния, но в последние годы ее эффективность снижается. Замечено, что сейчас люди гораздо меньше подчиняются традиции, чем раньше. Об этом говорит, например, нежелание многих работников выполнять абсурдные приказы начальника или выслушивать от него оскорбительные замечания.
Власть информации.
Власть информации – это возможность и способность влиять на поведение людей, обеспечивая, или, напротив, лишая их доступа к важной и нужной для них информации
Эта власть не связана жестко с занимаемой должностью, хотя руководители, безусловно, владеют ею в силу своего положения, которое делает их центром сосредоточения информации.
Возможность использования власти информации проистекает в основном из специфических личностных качеств человека. Дело в том, что важной и нужной для дела информацией владеют многие работники организации, но используют ее в своих интересах только некоторые, а именно те, кто имеет потребность во власти, хочет влиять на людей, но, как правило, не имеет для этого других возможностей. Либо это происходит тогда, когда человек, таким образом, хочет еще более усилить свое влияние. Например, распоряжаться информацией (и в некоторых случаях – по своему усмотрению) может, секретарь, который имеет возможность регулировать потоки информации, поступающие к руководителю.
Власть информации следует отличать от экспертной власти, которая связана с необходимостью понимания или способностью использовать данные. Власть информации не требует понимания, она основывается только на владении.
Власть принуждения.Власть принуждения – это влияние через страх. Чего опасается человек, который хочет продолжать работать в данной организации? Например, у него может быть страх потерять работу, уважение коллег, получить удар по самолюбию и др. Чтобы избежать таких нежелательных для себя ситуаций, работник стремится не перечить начальнику, выполнять все его указания и распоряжения.
Власть принуждения – это возможность оказывать влияние на поведение подчиненных посредством наказания (выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и др.)
Однако при использовании этого способа влияния на подчиненных следует помнить, что страх ограничивает инициативу и творчество. Если наказание слишком строго, человек в стремлении избежать его может начать работать «строго по правилам». Для некоторых видов работ это допустимо (экономист, технолог), для некоторых просто необходимо (бухгалтер). Но существуют виды работы, где нужна активность работника. И таких работ в современных организациях становится все больше. Например, это работа по созданию новых видов продукции или услуг, снабжению сырьем, материалами, информацией, работа по сбыту продукции; это работы по управлению предприятием на разных его уровнях и т.д.
Власть вознаграждения. В данном случае механизм оказания влияния основывается на том, что в зависимости от ожидаемого уровня компенсации, подчиненный прилагает те или иные усилия для выполнения приказа или распоряжения руководителя.
Власть вознаграждения – это возможность руководителя вознаграждать подчиненного за выполнение желательных действий путем предоставления ему определенных благ (денежных выплат, продвижения по службе, объявления благодарности и др.)
Это один из самых старых и достаточно эффективных источников власти. Но эффективен он при условии, что руководитель сумеет правильно определить, что именно в глазах подчиненного является «вознаграждением», и фактически предложить его. Проблема в использовании власти вознаграждения состоит в том, что ресурсы каждого предприятия ограничены, и руководитель, в свою очередь, тоже ограничен в возможностях выдавать необходимые вознаграждения.
Власть над ресурсами. Любое предприятие в своей деятельности использует ресурсы – сырье, материалы, финансовые средства, рабочую силу, оргтехнику, оборудование, инструменты и т.д. Распределением ресурсов обычно занимаются руководители различных уровней и подразделений. Причем наиболее ценные и ограниченные из ресурсов контролируются на высшем уровне управления. Именно дорогие и дефицитные ресурсы создают более сильную зависимость по сравнению с доступными.
Власть над ресурсами – это возможность влиять на подчиненных посредством регулирования их доступа к ресурсам
Желание подчиненных получить необходимые ресурсы и понимание того факта, что получение во многом зависит от руководителя, обуславливает наличие этого вида власти. Возможность контролировать ограниченные ресурсы еще более укрепляет традиционную власть руководителей.
Власть связей.
Власть связей основывается на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как на предприятии, так и вне его.