Власть и личное влияние руководителя предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема курсовой работы была и будет актуальна во все времена.Одной из важных проблем современного менеджмента является проблема лидерства. Каждый менеджер прекрасно понимает, что помимо полномочий для успешного управления необходимы авторитет и уважение, которые помогают решать проблемы, искусство деловых коммуникаций, взаимоотношений с подчиненными, понимание ими намерений и позиций менеджера. Все это соединяется в проблеме лидерства, которая волнует многих исследователей управления. Проблема лидерства и на Западе и у нас приобретает приоритетное значение в изучении и освоении менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Руководительвсистемеменеджмента 6
1.1. Роль и функции руководителя в системе менеджмента 6
1.2. Понятие и сущность власти 11
Глава 2. Стили руководства 13
2.1. Личностные качества руководителя 13
2.2. Стиль руководства: власть и лидерство 16
Глава 3. Анализ стиля руководства руководителя туристической фирмы ОДО “Сотронав” 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Смольская Ольга 422.docx

— 125.42 Кб (Скачать файл)

      Виды власти.

      Власть, основанная на принуждении. Менеджер может осуществлять власть путём принуждения, что даёт ему возможность унижать, запугивать людей. Такой вид власти основан на влиянии на человека с помощью страха: угроза потерять место, быть пониженным в должности и др.

Власть, основанная на вознаграждении. Это  один из эффективных способов влияния  на других людей. Главное для менеджера - правильно определить размер вознаграждения. В противном случае, при недостаточности  вознаграждения степень мотивации  будет незначительной.

Власть, основанная на авторитете и знаниях. В данном виде власти влияние на сотрудника осуществляется благодаря  тому, что он принимает на веру профессионализм  менеджера, его опыт и знания.

Власть, основанная на примере. В основе данного  вида власти лежит потребность человека в принадлежности, причастности, отождествлении себя с некой харизматической  личностью. Харизма (от греч. charisma - милость, божественный дар) означает одарённость, исключительность. Менеджер, наделённый харизматическими чертами, обладает властью, основанной в первую очередь на высоких личных качествах и выдающихся способностях. Такими качествами могут быть профессионализм, солидная внешность, умение достойно вести себя в обществе, независимость суждений, содержательное изложение своих мыслей.

Власть, основанная на законных правах. Руководитель имеет законную власть, которой его  наделяет предприятие или организация, в которой он трудится. Это наиболее известный вариант власти. Начальство всегда стремилось укрепить свою власть, что подтверждает богатый исторический опыт развития человечества. Поэтому  влияние через традиции позволяет  работникам реализовать свои потребности  в принадлежности к социальной группе и безопасности, поскольку именно руководитель берет на себя обязанность  планировать работу, принимать решение, отвечать за организацию ее выполнения [11.c.150].

Методы  влияния.

Методы  влияния, с помощью которых руководитель может воздействовать на своих подчиненных, достаточно разнообразны.

Характерной особенностью использования метода влияния посредством убеждения  является то, что менеджер, исходя из необходимости выполнения конкретного  задания, стремится передать (в отдельных  случаях навязать) сотруднику собственную  точку зрения. Основой метода является не власть, основанная на принуждении, а власть примера, авторитета, опыта  и знаний. Основным достоинством данного  метода является создание необходимой  системы мотивации. К сожалению, реализация данного метода требует  обычно больших затрат времени.

Метод влияния  путем участия позволяет менеджеру  направлять ход мыслей подчиненного в соответствующем направлении, чему способствует открытый обмен мнениями по обсуждаемой проблеме. В результате сотрудник может удовлетворить  свои потребности высшего порядка, реализовать свой творческий потенциал, что, в конечном счете, будет способствовать повышению эффективности работы.

 

 

Лидерство.

Лидерство - это способность оказывать воздействие  на людей с целью достижения намеченных целей. Благодаря лидерству руководитель осуществляет процесс стабильного  влияния на подчиненных.

Роль  лидера в менеджменте уникальна. Идея лидерства пронизывает всю  систему менеджмента: от планирования до контроля. Сотрудники в первую очередь  оценивают деловые качества менеджера  по его способности быть лидером. Только настоящий лидер может  эффективно управлять людьми, сплачивать коллектив.

Качества  лидера – наличие существенных признаков  или особенностей, которыми он отличается от других сотрудников.

Менеджеру недостаточно знать лишь круг своих  обязанностей, понимать технологию работы, ее процедурные тонкости или располагать информацией [3.c.420].

По данным американской Академии менеджмента, лидерство  ассоциируется, как правило, со следующими основными качествами руководителя:

- стремление к достижению цели;

- желание быть лидером;

- честность и прямота;

- уверенность в себе;

- интеллектуальный потенциал;

- навыки и знания;

- контроль над эмоциями;

- проницательность;

- упорство;

- энтузиазм;

- самопознание;

- прямота;

- зрелость;

- цельность;

- смелость.

        Руководство и стили руководства.

Слова "лидер" и "руководитель" являются близкими по значению, поскольку номинальный  руководитель обязан быть лидером своего коллектива.

Руководство - умственный и физический процесс, приводящий к выполнению подчиненными официальных поручений менеджера  и решению поставленных задач.

Авторитарный  стиль руководства (от лат. аuctoritas - власть, влияние) - властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет, стиль руководства. Авторитарный стиль руководства имеет несколько разновидностей.

Руководитель, взявший на вооружение этот стиль, предполагает, что люди по своей природе в  основном ленивы и глупы, а значит, при первой возможности стараются  избегать работы. Поэтому подчиненных  надо принуждать трудиться. Такой менеджер не позволяет себе проявлять мягкотелость и участие. В общении с людьми он обычно неприветлив, часто бывает, груб и безжалостен. Стремится держать  подчиненных от себя на расстоянии, максимально ограничивает контакт  с ними. В общении с сотрудниками он часто повышает голос, активно  жестикулирует, а порой даже оскорбляет людей.

Агрессивно-податливый стиль руководства. Этот стиль характеризуется  избирательностью. Менеджер, придерживающийся такой манеры управления, агрессивен к своим подчиненным и одновременно податлив, услужлив по отношению к  своему начальству. Такие руководители боятся показать собственные слабости и недоработки.

Эгоистичный стиль руководства. Менеджер, разделяющий  этот стиль руководства, единолично решает все вопросы производства и деятельности коллектива. Как ему  кажется, он все знает сам, а поэтому  стремится к единовластию, не терпит никаких возражений, склонен к поспешным, но не всегда верным решениям.

Добросердечный  стиль. Основой данного стиля  является авторитарный характер руководства, однако менеджер дает возможность своим  подчиненным в ограниченных рамках участвовать в принятии тех или  иных решений. Для оценки результатов  работы сотрудников наряду с доминирующей системой наказаний используются и  поощрения [15.с.146].

Имеются две разновидности демократического стиля руководства.

Совещательный стиль руководства. Большинство  проблем, встающих перед коллективом, обсуждается сообща. Руководитель старается  чаще советоваться с подчиненными, не проявляет своего превосходства  и правильно реагирует на критику. За последствия принятых решений  ответственность не перекладывается  на подчиненных. Руководители совещательного стиля руководства используют возможности  двустороннего общения с подчиненными, проявляют доверие к сотрудникам. Несмотря на то, что наиболее важные решения принимаются непосредственно  менеджерами, у подчиненных есть возможность принятия отдельных  конкретных решений самостоятельно.

Участвующий стиль руководства. Основанная идея - максимальное вовлечение коллектива сотрудников в принятие решений  и контроль, за их исполнением. В данном случае менеджер оказывает полное доверие своим работникам. Характер общения между начальником и подчиненными носит открытый, конструктивный характер.

Либеральный стиль руководства (от лат. liberalis - свободный). Этот стиль предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности.

Данный  стиль руководства отличается полной свободой индивидуальных и коллективных решений сотрудников при одновременно минимальном участии руководителя, который, по существу, самоустраняется  от руководящих функций. Обычно в  такой роли выступают люди недостаточно компетентные, не уверенные в прочности  своего служебного положения. Менеджер-либерал обычно предпринимает какие-нибудь решительные действия только по указаниям вышестоящего руководства и стремится уклониться от ответственности за полученные неудовлетворительные результаты. В организации, в которой трудится такой руководитель, важные вопросы решают просто без его участия, поэтому в коллективе, возглавляемом этим менеджером, скорее всего, будет царить фамильярность. В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен представлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии. Руководитель редко комментирует действия подчиненных и не пытается анализировать и регулировать ход событий.

Таким образом, стиль руководства возникает  из личного контакта с подчиненными. Он должен быть гибким, инициативным и  одобряться подчиненными [4.c.115].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ стиля руководства руководителя туристической фирмы ОДО “Сотронав”

 

С целью  выявления лидерских качеств  и определения стиля руководства  был проведен анализ деятельности руководителя на примере ОДО “Сотронав”.

Основные  методы: опрос сотрудников организации, а также личное общение с руководителем.

Туристическая компания "Сотронав" работает с 2009 года, её основной деятельностью является продажа путевок и туров в различные страны мира.  Основные направления это: отдых на Черном море, детский отдых и оздоровление, отдых в Беларуси. Также «Сотронав» является турагентом ведущих белорусских, российских и украинских туроператоров по самым популярным направлениям отдыха: Турция, Египет, Греция, Болгария, Румыния, экскурсионные туры по Европе. Работающие сотрудники – квалифицированные менеджеры и операторы, имеющие специальное образование и необходимый опыт работы. Несмотря на то, что компания появилась на туристическом рынке сравнительно недавно, она уже смогла завоевать доверие потребителей. Штат сотрудников состоит из 10 человек.

С целью  определения личных качеств руководителя был проведен устный опрос восьми сотрудников, а также личная беседа с руководителем.

В результате опроса стало возможным выделить следующие качества:

 • стрессоустойчивость

 • предприимчивость

 • ответственность

 • интеллект

      В результате личной беседы были выделены такие характеристики как:

• эмоциональная  уравновешенность

• общительность

• уверенность  в себе

Наиболее  явно выраженными качествами является ответственность и интеллект, так как большинство опрошенных сотрудников выделило именно их.

Далее для  определения стиля  руководства  всем сотрудникам были заданы следующие  вопросы:

• Чувствует  ли они свою значимость для организации?

• Участвуют  ли они в принятии ответственных  решений?

• Делегируются ли им важные задания?

• Поощряется ли руководством инициатива?

8 сотрудников из 10 ответили на все вышеперечисленные вопросы утвердительно.

Исходя  из опроса и личных впечатлений, я могу сделать вывод, что в данной организации имеет место ярко выраженный демократический стиль управления.

Что касается руководителя, то в результате исследования я выяснила, что он обладает всеми качествами, необходимыми для эффективного управления организацией, что подтверждается на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для эффективной  деятельности организации во главе  нее должен стоять руководитель, который  будет организовывать и направлять усилия и способности подчиненных.   Одной из его функций является руководство,  для осуществления которой руководитель использует влияние.

Руководство - основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Его главная задача состоит в  достижении организацией поставленных перед ней целей. Лидерство и  руководство присутствуют везде, где  есть власть и организация. Эффективное  руководство всегда должно совмещаться  с лидерством.

При анализе  и сравнении феноменов лидерства  и руководства хорошо видны различия и общее между ними.

Страх, вознаграждение, традиция, харизма, разумная вера, убеждение  и участие в управлении являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на исполнителя, апеллируя к его потребностям. Но даже тот редкий руководитель, который  имеет в своем арсенале все  эти механизмы, должен принимать  во внимание и другие факторы. Недостаточно иметь власть: она должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе — предпочтительно вдохновенной, — направленной на достижение целей  организации.

Наиболее  сильным влияние будет тогда, когда исполнитель высоко ценит  ту потребность, к которой апеллируют, считает важным ее удовлетворение или  неудовлетворение и думает, что его  или ее усилия обязательно оправдают  ожидания руководителя. И наоборот, если какой -нибудь из этих компонентов отсутствует, власть влияющего уменьшается или исчезает вовсе.

Поэтому «эффективный руководители» – это  тот, кто может вести себя по-разному  в зависимости от требований реальности.  Да, нельзя не признать значение личности руководителя, его личностные качества, его мастерства, искусности, способностей. Следовательно, управление всегда будет нуждаться в способном, талантливом руководителе – лидере.

Помимо  приведенных в работе теорий, существует множество аспектов  данной проблемы. В заключение можно сказать, что  любому управленцу для успешного  осуществления своих функций  нужно уметь вести за собой  подчиненных, проявляя себя как лидера в организации.

Информация о работе Власть и личное влияние руководителя предприятия