Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение вопросов власти и способов ее реализации в организации.
Реализация данной цели требует решения следующих задач:
- рассмотреть понятие, сущность и виды власти;
- проанализировать политику как способ реализации власти в организации;
- раскрыть распоряжение, как способ реализации власти;
- охарактеризовать предприятие;
Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты власти…………………………………………...5
1.1 Понятие, сущность и виды власти……………………………………...5
1.2 Политика как способ реализации власти в организации……………...8
1.3 Распоряжение, как способ реализации власти………………………..13
2. Анализ и совершенствование коммуникационных процессов на основе власти на ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат»………………………….17
2.1 Общая характеристика предприятия………………………………….17
2.2 Анализ форм власти и управленческого персонала в ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат»……………………………………………………….28
2.3 Контроль эффективности принятия и исполнения решений……….29
2.4 Разработка рекомендаций и мер, направленных на повышение власти в ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат»……………………………………33
Глоссарий…………………………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………………39
Список используемой литературы………………………………………...42
Власть и способы ее реализации
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты власти…………………………………………...5
1.1 Понятие, сущность и виды власти……………………………………...5
1.2 Политика как способ
реализации власти в
1.3 Распоряжение, как способ реализации власти………………………..13
2. Анализ и совершенствование
коммуникационных процессов на
основе власти на ЗАО «Йошкар-
2.1 Общая характеристика предприятия………………………………….17
2.2 Анализ форм власти
и управленческого персонала
в ЗАО «Йошкар-Олинский
2.3 Контроль эффективности
принятия и исполнения решений…
2.4 Разработка рекомендаций
и мер, направленных на
Глоссарий………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………...42
Введение
Конституирующим началом руководства является власть. Нередко само руководство трактуют как разновидность власти, властных отношений.
Власть - одно из фундаментальных начал общества, всех его структурных уровней. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных объединениях, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве и международных коалициях. Власть в организации является одной из разновидностей общественной власти.
Большинство людей связывают власть с силой и агрессией, но такой взгляд можно оправдать только с позиции обыденного понимания. В действительности сила вовсе не является обязательным компонентом власти.
Об успехах руководителей, менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. А побуждать, или мотивировать, людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя. Способность оказывать влияние на поведение людей называется властью.
Власть может относиться к индивиду, группе, подразделению и организации в целом. Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации, взаимозависимости. Обладание ею - это возможность влияния на удовлетворение потребностей. Власть используют как руководители, так и подчиненные, для того, чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение. Власть позволяет распоряжаться действиями и поведением людей, направлять их в русло интересов организации.
Социолог Роберт Бирстед считает, что «власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка».
Таким образом, власть играет большую роль в организации. Успех и неудачи в применении власти и реакции на нее в основном определяются пониманием власти, знанием, как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия ее использования. Следовательно, осветить важнейшие стороны понимания власти является весьма актуальным в наши дни.
Целью курсовой работы является изучение вопросов власти и способов ее реализации в организации.
Реализация данной цели требует решения следующих задач:
- рассмотреть понятие, сущность и виды власти;
- проанализировать политику как способ реализации власти в организации;
- раскрыть распоряжение, как способ реализации власти;
- охарактеризовать предприятие;
- проанализировать
- исследовать формы и типы власти на ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат»;
- предложить меры направленные на повышение власти в ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат».
Объект исследования - промышленное предприятие ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат».
Предмет изучения - способы и приемы применения власти.
Курсовая написана на основе данных отчетности предприятия. В качестве научных источников были выбраны работы Лактионова К., Парахина В.Н., Ушвицкий Л.И., Огарков А.А. и другие.
При написании курсовой работы использована учебная, периодическая литература, статистическая информация, а также работы отечественных исследователей и авторов
В аналитической части использована бухгалтерская и статистическая отчетности предприятия ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат».
1. Теоретические аспекты власти
1.1 Понятие, сущность и виды власти
В основе руководства людьми находится влияние, то есть психологическое (эмоциональное или рассудочное) воздействие, которое оказывается на них с целью изменения поведения. Потенциальная и реальная возможность влияния на окружающих называется властью. Фактор власти является одним из ключевых в функционировании организаций, а также экономики и общества в целом.
Власть неразрывно связана с влиянием, часто эти понятия употребляются как синонимы. Различие между ними обычно проводят по силе влияния. Власть отличается от влияния высокой силой воздействия и вероятностью подчинения. Влияние же обычно характеризуется как властное, так и особенно более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект. Однако в целом грани между данными понятиями размыты и достаточно условны, поэтому в дальнейшем между ними не будет проводиться строгое различие.
В управленческой литературе власть – это способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинить их своей воле. В этом случае акцент делается на социальный характер власти: властные отношения всегда возникают между людьми и общественными группами.
Определение власти как организационного процесса подразумевает следующее:
1. власть – это потенциал, имеющийся у ее пользователя, то есть она существует не только тогда, когда применяется (например, если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть);
2. власть – это функция взаимозависимости, так как между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
3. власть не является абсолютной, то есть тот, к кому применяют власть, имеет некоторую свободу действий.[11, c. 32]
Власть представляется как социальное отношение между двумя партнерами (индивидуальными или коллективными), агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает в качестве взаимодействия ее субъекта (руководитель) и объекта (сотрудников), при котором субъект с помощью соответствующих средств контролирует объект, определяет его поведение.
Власть характеризуется:
- асимметричностью (один субъект чем-то превосходит другого);
- постоянным стремлением к изменению существующего баланса – соотношения сил взаимосвязанных субъектов, когда один из них использует ее ровно столько, сколько необходимо для выполнения своих функций, не вызывая у других субъектов чувства протеста;
- целенаправленность (осуществляется ради чего-то);
- опорой на определенные ресурсы;
- наличием специфического механизма реализации;
- возможностью сопротивления и неподчинения;
- неполным охватом всех сфер организации, зависимостью необходимого объема от характера решаемых задач.
По направленности власть может быть позитивной, созидающей и негативной, означающей способность манипулировать людьми, что-то разрушать, чему-либо препятствовать. В конечном итоге такое злоупотребление ведет к дестабилизации ситуации.
Власть имеет организацию:
- единоличную (осуществляется одним лицом);
- коллективную (осуществляется группой совместно);
- коллегиальную (осуществляется одним лицом с учетом общего мнения).
Власть можно рассматривать как индивидуальную, реализуемую отдельным субъектом, или системную, базирующуюся на совокупности обязательных для всех безличных норм, правил, требований.
Власть бывает формальной и реальной.
Формальная – это власть должности. Она обусловлена официальной ролью последней в структуре управления организацией, совокупностью принадлежащих ей полномочий и не связана с личными качествами занимающего ее субъекта. Масштабы формальной власти измеряются либо числом лиц, которые прямо или косвенно обязаны подчиниться требованиям обладателя должности, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без согласования с другими. В этом случае власть и руководство, представленные в виде служебной иерархии, пронизывают всю систему управления любой организации. В большинстве случаев должность не дает неограниченной власти, а лишь позволяет контролировать выполнение определенных функций. Но, кроме формальной структуры, существует и неформальное распределение власти и влияния в коллективе, что иногда приводит к несовпадению границ формальной и реальной власти.
Реальная власть (личная власть) зависит от степени признания ее обладателя окружающими, то есть от его места не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений. Она измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиниться, либо степенью его зависимости от окружающих. Для успеха формальной, а часто и неформальной организации власть необходима как инструмент координирования усилий членов коллектива и поддержания производственной дисциплины.
Готовность подчиняться
(восприятие власти) определяется пониманием
и принятием работников смысла распоряжений,
их интеллектуальными и
Часто из-за несовпадения границ формальной и реальной власти их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу, что ослабляет взаимное стремление к монополизации власти. [11, c. 33-34]
Таким образом, власть – это отношения в динамике, отношения, изменяющие и ситуацию, и людей, отношения, изменяющиеся во времени. Власть используют руководители, подчиненные и подразделения, для того чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение.
1.2 Политика как способ реализации власти в организации
Власть – это доступная сила или потенциал, позволяющая достичь желаемых результатов. В зависимости от того, как используется власть, политику можно определить двумя путями: как поведение, нацеленное на личную выгоду, и как естественный процесс принятия решений в организации. Первое определение понимает политику корыстной и включающей действия, несанкционированные организацией. Хотя политика может быть направлена на достижение недостойных, корыстных целей, корректное поведение может служить целям организации. Поэтому вторая точка зрения рассматривает политику как естественный процесс в организации, позволяющий преодолевать разногласия разных заинтересованных групп, как нормальный процесс принятия решений. Обычно это деятельность, посредством которой власть реализует себя в разрешении конфликтов и снятии неопределенности. Политика нейтральна и не обязательно приносит организации вред. Таким образом, формальное определение политики организации может звучать так: политика организации – это деятельность, направленная на приобретение, расширение и использование власти и других ресурсов для получения желаемых результатов в ситуации неопределенности или при наличии разногласий по поводу альтернативных решений.
Политика – это механизм достижения консенсуса, когда неопределенность высока и есть разногласия по поводу целей и приоритетности проблем. В большинстве организаций существует три сферы политической активности или такие категории проблем, в решении которых играет роль политика:
- структурные изменения;
- преемственность в управлении (процесс постепенного обновления
- руководства выдвижением молодых, заранее подготовленных сотрудников предприятия);
- распределение ресурсов. [15, c. 87]
Структурные изменения затрагивают самую сердцевину власти и властных полномочий. Реорганизации меняют ответственность и задачи, также это может касаться власти, связанной с возможностями преодоления стратегически непредвиденных обстоятельств. Поэтому крупные реорганизации могут привести к взрыву политической активности. Чтобы сохранить свой уровень власти и ответственности, менеджеры могут активно заключать договоренности и вступать в переговоры. И часто к существенной политической активности приводят слияния и поглощения организаций.
Организационные изменения, например приглашение новых управляющих, продвижения и перестановки, имеют большое политическое значение, особенно на высших уровнях организации, где высока неопределенность и большое значение имеют сети доверия, сотрудничества и коммуникации между руководителями. Так решение о приглашение нового руководителя может вызвать ощущение неопределенности, дискуссии.