Влияние внешних факторов на принятие управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:28, реферат

Краткое описание

Целью работы было продемонстрировать влияние каждой группы факторов на конкретном примере.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Обозначить основные моменты процесса принятия управленческих решений на государственном и муниципальном уровнях.
2. Определить факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений в ГМУ.
3. Рассмотреть влияние описанных выше факторов на принятие решения о Стратегическом плане Екатеринбурга до 2020 года.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
§ 1. Принятие решений в муниципальном управлении. Основные понятия………………4
§ 2. Факторы, влияющие на процесс принятия решений…………………………………...6
§ 3. Рассмотрение факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений на примере принятия решения о Стратегическом плане города Екатеринбург до 2020 года………………………………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………………………20
Список использованных источников и литературы………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат рур.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Цели управления. Цель — это мысленное предвосхищение желаемого результата будущих действий. Для ОГВ и ОМС цели определяются их функциями и полномочиями.

Структура организации. Процессы принятия управленческих решений всегда протекают в рамках определенной структуры организации, они «несвободны» от структуры, которая влияет как на способы принятия решений, так и на качество этих решений.

Организационная культура. Для ОГВ и ОМС, пожалуй, самый малозначительный фактор. Организационная культура в них всегда носит формальный характер и не оказывает особого влияния на принятие управленческих решений.

Организационные процессы можно условно разделить на две группы — функциональные процессы и процессы управления. Функциональные процессы — это совокупность взаимосвязанных операций, направленных на достижение. Процессы управления организацией традиционно разделяют на два класса — функции управления и «связующие» процессы. Среди функций управления обычно выделяют такие, как планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из них реализуется с помощью «связующих» процессов, к которым относят обмен информацией и принятие управленческих решений.

Ресурсы организации. Для ГМУ основными ресурсами, влияющими на процесс принятия управленческих решений, являются административные. Необходимо учитывать компетенцию и объём полномочий. Каждое решение должно основываться на материальном и организационном обеспечении.

При принятии управленческих решений важна среда, в которой они принимаются.

- ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. Решение принимается в условиях определенности, когда известен результат каждого из альтернативных вариантов выбора.

- РИСК. К решениям, принимаемых в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это должно иметь место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации. В итоге вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности.  
 ВРЕМЯ И ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ СРЕДА. Ход времени обычно обусловливает изменение ситуации. Если они значительны, ситуация может преобразиться настолько, что критерии для принятия решения станут недействительными. Поэтому решения следует принимать и воплощать в жизнь, пока информация и допущения, на которых основано решение, остаются релевантными и точными.

Также важно рассмотреть  ряд ограничений.

Информационные ограничения. Информация необходима для рационального решения проблем. Порой, однако, необходимая для принятия хорошего решения информация недоступна или стоит слишком дорого. В стоимость информации следует включить время руководителей и подчиненных, затраченные на ее сбор, а также фактические издержки, например, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и т. д. Поэтому руководитель должен решить, существенна ли выгода от дополнительной информации, насколько само по себе важно решение, связано ли оно со значительной долей ресурсов организации или с незначительной денежной суммой. Если информацию получить по приемлемой цене непросто, но такая возможность скоро появится, самое правильное для руководителя - отложить принятие решения.

Поведенческие ограничения. Многие из факторов, затрудняющих межличностные и внутриорганизационные коммуникации, влияют на принятие решений. Например, руководители часто по - разному воспринимают существование и серьезность проблемы. Они могут также по разному воспринимать ограничения и альтернативы. Это ведет к несогласию и конфликтам в процессе принятия решения. 
Руководители могут быть настолько перегружены информацией и текущей работой, что будут не в состоянии воспринять открывающиеся возможности.

Негативные последствия. Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством нахождения эффективного компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому. Негативные последствия следует учитывать, принимая решения.

Взаимозависимость решений. В организации все решения некоторым образом взаимосвязаны. Единичное важное решение почти всегда наверняка может потребовать сотен решений менее значительных. Особенно в таких масштабах, как государственное и муниципальное управление. Способность видеть, как встраиваются и взаимодействуют решения в системе управления, становится все более важной по мере продвижения на высшие этажи власти.

Таким образом, принятие управленческих решений в ГМУ— это сложный процесс, который находится под влиянием большого числа факторов. Поэтому для достижения успеха ЛПР должно учитывать все эти факторы, и делать выбор альтернативы осознанно с учетом знаний о себе и о ситуации, в которой оно находится.

 

 

 

 

§ 3. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений на примере принятия решения о Стратегическом плане города Екатеринбург до 2020 года

 

В качестве примера, на котором мы рассмотрим факторы, влияющие на процесс  принятия управленческих решений, будет  представлено решение о Стратегическом плане развития Екатеринбурга до 2020 года.

Личностные  факторы мы опустим, ввиду большого количества разработчиков и отсутствия  настолько интимной о них информации, которая бы позволила нам провести соответствующий анализ. За разработку Стратегического плана отвечал Программный Совет стратегического развития Екатеринбурга под председательством Главы города Екатеринбурга - А.М. Чернецкого. Сопредседатели: Басаргин Виктор Федорович - Заместитель Полномочного представителя Президента РФ в УрФО; Воробьев Алексей Петрович - Председатель Правительства Свердловской области и  Силин Яков Петрович – Председатель Екатеринбургской городской Думы.

Члены Правления: Анимица Евгений Георгиевич – Заведующий кафедрой УрГЭУ; Воронин Николай Андреевич - Председатель областной Думы законодательного собрания Свердловской области; Денежкина Елена – менеджер проекта RACE (на время действия проекта), сотрудник Центра Государственной политики Бирмингемского университета; Клейн Николай Владимирович – Вице-президент Союза оборонных предприятий, ген. директор ОАО “ЗиК”; Ковалева Галина Алексеевна – Первый заместитель председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министр экономики и труда Свердловской области; Леонтьева Елена Геннадьевна – президент общественной организации инвалидов – колясочников “Свободное движение”; Набойченко Станислав Степанович – Председатель Совета ректоров вузов УрФО, ректор УГТУ-УПИ; Осинцев Юрий Валерьевич – член Правительства Свердловской области, министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области; Смирнов Виталий Николаевич -  Первый заместитель Главы города, Татаркин Александр Иванович -  Директор Института экономики УрО РАН;  Черешнев Валерий Александрович – Председатель Президиума УрО РАН; Черкашин Владимир Алексеевич -  Председатель  Правления ОАО Сбербанк Свердловской области, Якимов Виктор Васильевич   - Председатель Палаты представителей законодательного собрания Свердловской области и около 200 членов Совета.

 Перейдём к рассмотрению ситуационных факторов, и начнём с экономической ситуации. Конечно, нельзя сравнивать экономическое положение 2003 года, когда Стратегический план был принят, 2008 года – кризисного, посткризисного 2009-го и 2010-го, когда план был подвержен актуализации и пролонгации. Тем не менее, даже если рассматривать самые худшие показатели кризисного периода, получается следующая картина. По объёму городского бюджета Екатеринбург занимает четвёртое место в России (после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска). Екатеринбург является одним из крупнейших финансово-деловых центров России, здесь сконцентрированы офисы транснациональных корпораций, представительства иностранных компаний, большое количество федеральных и региональных финансово-кредитных организаций. Банковский сектор Екатеринбурга насчитывает более 90 банковских организаций, в числе которых 19 местных. Страховой сектор представлен более, чем 100 компаниями, из которых 26 являются местными. В секторе негосударственного пенсионного страхования работают 14 пенсионных фондов, в том числе 6 местных. До недавнего времени Екатеринбург был единственным региональным городом, в котором работали две фондовые биржи. Однако в 2008 году ФСФР отозвала лицензию у Екатеринбургской фондовой биржи, которая занимала третье место в России по объёму совершаемых сделок. В городе было построено большое количество бизнес-центров, в том числе класса А. Администрация города ведёт активную работу по привлечению инвестиций, разработан стратегический план «Повышение инвестиционной привлекательности города». Екатеринбург с самого своего основания был крупным промышленным центром. В городе хорошо развита сфера торговли — Екатеринбург занимает третье место в стране по объёму розничного товарооборота (после Москвы и Санкт-Петербурга) с большим отрывом от других городов-миллионников. Одной из самых динамично развивающихся отраслей является строительство. Также хорошие показатели демонстрирует в последнее время сфера туризма.

Положительные экономические  показатели позволили заявить такую  пафосную миссию, как трансформация  города из исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-научного центра в современный многофункциональный центр с элементами мирового города, ядром которого станет научно-производственно-финансово-информационный комплекс, способный интегрировать Екатеринбург в глобальную экономику, встроить в новейшие инновационные национальные и региональные процессы и создать комфортную среду для обитания его жителей.

Политическая  ситуация как на момент принятия, так и на момент пролонгации плана отличалась стабильностью и устойчивостью. Не предвиделось смены политического курса страны. Новый лидер страны (президент) был избран в 2008 году, но, во-первых, к резким изменениям это не привело, а, во-вторых,  через 2 года после выборов последовала процедура актуализации Стратегического плана. Именно стабильность политической ситуации обуславливает отсутствие в плане альтернативных  вариантов развития города, а также возможность долгосрочного стратегического планирования.

Правовые  факторы оказали не столь существенное влияние, нежели экономические и политические. Но, конечно, нельзя сказать о том, что Стратегический план принят в соответствии с законодательством РФ, с Концепцией социально-экономического развития РФ до 2020 года, с некоторыми отраслевыми стратегиями. При актуализации и пролонгации также были учтены все изменения в законодательстве. Разработка и принятие Стратегического плана происходили строго в соответствии с нормами права. Программный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом муниципального образования "город Екатеринбург", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области, муниципальными правовыми актами и положением «О Программном совете…» Главы Екатеринбурга от 1 ноября 2008 г. № 4794.

Нельзя недооценивать  влияние социокультурных факторов. Именно исходя из  показателей качества жизни, здравоохранения, образования, социального климата, демографических и многих других показателей была заявлена социальная ориентированность Стратегического плана и сформулирована главная цель стратегии города Екатеринбурга – обеспечить достаточно высокое и устойчиво повышающееся качество жизни для нынешних и будущих поколений горожан.

Стратегическая цель развития Екатеринбурга осуществляется проведением активной городской политики, направленной на достижение равновесия между различными сферами, секторами и видами деятельности, обеспечение гражданских прав и наилучших условий жизни, учете интересов всех тех, кто работает в городе, кто в нем учится, посещает его, ищет в нем развлечения, культуру, информацию, знания.

Достижение главной  цели предполагает реализацию еще ряда основных стратегических подцелей. Среди  них:

-     формирование  благоприятной социальной среды,  обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры и науки, здорового образа жизни населения, заботы об условиях труда, семьях, внедрения принципов социальной справедливости; повышения уровня общественной безопасности и т.п.;

-        создание благоприятного социально-экономического и правового климата для предпринимателей и жителей города

-  развитие эффективного инновационного производства, сферы услуг,

-  улучшение городской  среды, устойчивое функционирование  и развитие инфраструктуры и  систем жизнеобеспечения города, позволяющих сформировать здоровую, безопасную, благоустроенную и стимулирующую среду обитания;

-  формирование гражданского  общества и развитие городского  местного самоуправления 

Технологические факторы оказали свое влияние в части оценки инновационного потенциала города, его инвестиционной привлекательности. Развитие эффективного инновационного производства обеспечит интеграцию в региональную, национальную и мировую экономику на базе роста инвестиций, создания новых высококонкурентных рабочих мест, привлечения высококвалифицированных кадров, активизации инновационной деятельности, максимизации доходов городского бюджета, роста прибылей предприятий, эффективного использования муниципального имущества, развития рыночных институтов, роста малого предпринимательства, опережающего развития уникальных и экспертно-ориентированных производств и т.д.

Географические  и природно-климатические условия можно назвать благоприятными. Они обуславливают выгодное положение города на карте, развитие некоторых отраслей промышленности и сельского хозяйства. Екатеринбург находится в центральной части Евразии, в 1667 км к востоку от Москвы. Стоит отметить, что географическое положение Екатеринбурга крайне выгодно и с течением истории благоприятно повлияло на развитие города. Екатеринбург находится в том месте Урала, где горы имеют небольшую высоту, что послужило благоприятным условием для строительства через Екатеринбург основных транспортных магистралей из Центральной России в Сибирь (Большой Сибирский тракт и, с некоторых пор, Транссибирская железная дорога). В результате Екатеринбург сформировался как стратегически важный центр России, который и поныне обеспечивает связь между Европейской и Азиатской частями страны. Находится в зоне умеренно-континентального климата.

Информация о работе Влияние внешних факторов на принятие управленческих решений