Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 23:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение устройства, планировки и размещения оборудования магазина и выработка рекомендаций по их рационализации. Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи: - изучить влияние планировки торгового предприятия на торгово-технологический процесс;
- исследовать планировку магазина и систему размещения оборудования;
- анализировать управление движением покупателей внутри магазина;
- выявить пути совершенствования планировки в торговом зале магазина, а также выявление недостатков на рассматриваемом предприятии.
Рисунок 3 - Изменение направления движения покупательских потоков
Изменение направления движения покупательских потоков, препятствующее образованию "холодной зоны":
· покупатели двигаются по направлению против часовой стрелки — основной поток;
· покупатели двигаются по направлению против часовой стрелки — посетители "холодной зоны";
· покупательские потоки ориентированы по направлению по часовой стрелке — основной поток
Вероятные характеристики поведения покупателя на отдельных этапах его движения по торговому залу:
1. Зона покупки – посетитель полностью адаптировался к среде; увлечён совершением запланированных покупок; раздражители не воспринимаются.
2. Зона возвращения – покупатель достиг цели и свободен; чувство облегчения и ослабленное внимание; легко поддаётся воздействию и зависит от внешних раздражителей.
3. Зона адаптации – покупатель легко реагирует на раздражители и может оценить их; неосознанно ищет ответ на вопрос, на что можно потратить деньги, сэкономленные при достижении основной цели.
4. Зона выхода – покупатель ускоряет проход к кассе; не задерживается.
В зоне адаптации желательно разместить товары, у которых:
1. Потребительские характеристики хорошо известны посетителю.
2. Объективность восприятия
не требует большой
3. Возможные искажения восприятия не имеют отношения к потребительским свойствам товаров.
В зоне покупки следует размещать известные и необходимые посетителю товары.
Отобрав нужные товары, покупатель достиг своей цели. Его ничто не задерживает и он ускоряет проход к кассе. На этой стадии движения покупателя можно манипулировать такими факторами привлечения внимания, как форма, размер, цвет, запах, положение и т.д. Этот отрезок маршрута посетителя и часть торгового зала условно называют «зоной возвращения».
Первоочередная задача любого торгового оборудования – эффективно преподнести товар, подчеркнуть его достоинства, побудив покупателя обязательно купить ту или иную вещь. Красивые многофункциональные стеллажи, горки, витрины сами по себе способствуют увеличению продаж, однако они могут принести намного больше пользы, если разместить их особым образом.
Оборудование, установленное в торговом зале магазина, решает не только функциональные задачи обеспечения торгово-технологического процесса, но и участвует в организации покупательских потоков. Задача мерчендайзера состоит в том, чтобы посредством размещения торгового оборудования задать выгодное направление движения покупательского потока.
Самым распространённым является расположение оборудования параллельно контрольно-кассовым пунктам, что позволяет контролёрам наблюдать за проходами. Диагональное расположение или расположение в виде ответвлений от центрального прохода обычно не нравится ни продавцам, ни покупателям.
Изменяя конфигурацию оборудования, можно не только направлять движение покупательских потоков, но и управлять вниманием посетителей. Поскольку монотонность прямого прилавка может вызвать утомление, скуку у посетителей, он кажется более длинным, чем есть на самом деле. Преимущества прилавка сложной конфигурации заключаются в том, что покупатель воспринимает его не как единое целое, а как композицию из нескольких коротких прилавков. Это способствует восстановлению активности внимания посетителей благодаря наличию неожиданных препятствий и необходимости изменения направления движения.
При установке оборудования в торговом зале необходимо обеспечить свободную циркуляцию покупателей внутри магазина. Свободная циркуляция покупательских потоков достигается за счёт:
- Оформления указателей отделов в виде вывесок или флагов;
- Обеспечение хорошей просматриваемости всех отделов магазина;
- Выкладка товаров повышенного спроса в местах, влияющих на передвижение покупателей;
- Расстановки оборудования параллельно движению покупательских потоков так, чтобы обеспечить посещение наибольшей глубины зала;
- Устранения лишнего напольного оборудования.
Стеллажи и прилавки необходимо размещать таким образом, чтобы посетители не только подходили ко всем отделам, но и совершали как можно больше покупок, особенно товаров импульсивного и пассивного спроса. Поэтому при проектировании покупательских потоков следует избегать:
· Расстановки оборудования, препятствующей желанию посетителя выйти из потока для посещения других отделов магазина;
· Возможного разрыва направления движения покупательского потока, спровоцированного конфигурацией зала или самим оборудованием.
Планировка торгового зала может считаться удачной, если достигнуто равновесие между комфортом при движении покупателей и эффективным использованием торгового пространства.
Свободный доступ к товару повышает оборот на 30-70%, а плохой обзор, отсутствие доступа могут снизить оборот вдвое. Необходимо дать покупателю возможность свободно передвигаться, даже с сумками и тележками, не допускать заторов, толкучки у прилавков, а также образования очередей. Очень узкие проходы, в которых невозможно разойтись, раздражают покупателей, и они могут уже не вернуться в магазин. Исходя из пропорций среднего человека, были установлены следующие минимальные значения ширины проходов:
1. минимальное расстояние для прохода одного покупателя с ручной кладью составляет 0,875 м;
2. для того, чтобы один человек имел возможность нагнуться к нижней полке, необходимо пространство в 1 м;
3. для того, чтобы два человека с корзинами в одной руке успешно разошлись в проходе, требуется 2,05 м.
Однако многие специалисты не рекомендуют делать проходы шире 2,8 м, т.к. в этом случае человек, совершая покупку, будет придерживаться какой-то одной стороны. Это может привести к тому, то покупатель осмотрит только половину товаров, либо ему потребуется дополнительное время, чтобы ещё раз пройти по тому же ряду в обратную сторону, чего он скорее всего делать не станет. Большинство проектировщиков считают, что оптимальная ширина прохода для крупных супермаркетов составляет от 1,8 до 2,1 м. Это даёт возможность покупателю брать товары сразу по обеим сторонам прохода.
ЗАО ТД «Перекрёсток» Гипермаркет «Карусель», площадью 7,5 тыс. м2 и штатом 252 чел. - закрытое акционерное общество. 11.02.2009г. ЗАО ТД «Перекрёсток» переименован в «Карусель». Товарный профиль- универсам (70%- прод. товаров и 30%-непрод. товаров). Правовое положение общества определяется Гражданским кодексом РФ, ФЗ РФ «Об закрытых акционерных обществах» и Уставом общества (Приложение 1).
Учредители - физические лица, а само «Общество» -юридическое лицо, имеющее свой баланс, круглую печать, содержащая полное фирменное название на русском языке и место нахождения, валютный и др. счета, эмблему и товарный знак.
Продажа потребительских товаров производится методом самообслуживания и полностью отвечает требованиям нормативных документов (Правила торговли, Санитарно-эпидемиологическое заключение гл.гос. сан. врача Отдела гигиены и эпидемиологии Пром. района г. Самары, удостоверяющее соответствие продажи продовольственных товаров государственным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и лицензия, выдана торговой организации на каждый вид деятельности и размещена в информационном уголке для покупателей, как и дополнительные виды услуг.
Выложен в торговом зале ассортимент товаров в полном соответствии с ассортиментным перечнем.
Коллектив организации несёт бригадную ответственность за сохранность товарно-материальных ценностей, определяемую договором о полной коллективной материальной ответственности.
Торговый зал – это часть торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров. Он является основным помещением магазина. Здесь покупатели отбирают выставленные для продажи товары, рассчитываются за них, получают дополнительные услуги.
Устройство и планировка торгового зала соответствуют его функциям и разрабатываются с учетом следующих требований:
· создаются наилучшие условия для перемещения товаров из помещений для их хранения и подготовки к продаже к местам выкладки и размещения;
· эффективное использование площади торгового зала при размещении торгового оборудования;
· обеспечение свободного движения потоков покупателей;
· рациональная организация расчетных операций.
При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и размещения расчетного узла.
Специально оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины, называется контрольно-кассовым узлом. Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15% площади торгового зала. При этом количество рабочих мест контролеров-кассиров определяют исходя из специализации магазина и площади его торгового зала.
При составлении технологической планировки торгового зала большое значение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования.
В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.
В ЗАО ТД "Перекрёсток" Гипермаркет «Карусель» используется линейная планировка торгового зала, когда расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий, расположенных, как правило, перпендикулярно линии узла расчета. При этом часть оборудования (пристенные горки, тару-оборудование, охлаждаемые прилавки) устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь.
Линейная планировка удобно регулирует направления движения покупательских потоков, организовает единый расчетный узел. Она обеспечивает хороший просмотр торгового зала, предоставляет возможность самостоятельного отбора товаров одновременно всеми находящимися в зале покупателями, позволяет им совершить комплексную покупку, затратив на это минимум времени.
Таким образом, при осуществлении планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:
· разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров;
· помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, если товары поступают в таре-оборудовании;
· помещения для хранения товаров не должны быть проходными, их размещают в непосредственной близости от помещений для подготовки товаров к продаже;
· помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть непосредственно связаны с соответствующими отделами торговых залов и располагаться на одном уровне;
· служебные и бытовые помещения располагают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь между этой группой помещений и другими неторговыми и торговыми помещениями;
· помещения, входящие в одну функциональную группу, следует, по возможности, объединить (например, мелкие помещения для хранения товаров объединять в одно или в небольших магазинах выделять в помещениях для хранения товаров площадь для их подготовке к продаже).
Анализируя вторую часть можно сделать вывод, что все помещения магазина должны быть взаимосвязаны между собой. Это необходимо для того, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими путями. Также это позволяет обеспечить покупателям максимальное удобство при отборе товаров и расчете за них.
Мебель для ЗАО ТД "Перекрёсток" Гипермаркет «Карусель» играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров.
В Гипермаркете «Карусель» наиболее распространенными типами торговой мебели являются пристенные горки которые устанавливаются в торговом зале вдоль стен, а островные - в средней части торгового зала.
Также используют прилавки для отпуска различных товаров, размещения отборочных корзин и сумок покупателей, а также для упаковки товаров. Кассовые кабины являются рабочим местом контролера-кассира. Они оснащаются вращающимся стулом с подъемным сиденьем. Для оснащения подсобных помещений применяют стеллажи, подтоварники, поддоны, вешала.
Информация о работе Влияние планировки торгового предприятия на торгово-технологический процесс