Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 20:24, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть использование современных IT-технологий в управлении персоналом компании ООО“Пятерочка”.
Задачами работы являются:
исследовать теоретические основы системы управления персоналом: понятие управления персоналом, принципы, функции, методы оценки эффективности управления персоналом;
рассмотреть существующие информационные технологии, применяемые в управлении персоналом;
провести анализ системы управления персоналом предприятия ООО “Пятерочка”;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы управления персоналом 5
1.1 Управления персоналом и управление человеческими ресурсами: понятие и функции 5
1.2 IT-технологии в управлении персоналом 20
1.3 Оценка эффективности управления персоналом 24
2. Анализ хозяйственной деятельности и системы управления персоналом компании ООО “Пятерочка” 28
2.1. Организационная характеристика ООО “Пятерочка” 28
2.2. Анализ трудовых ресурсов предприятия 31
3. Внедрение современных IT-технологий в управлении персоналом компании ООО “Пятерочка” 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Интеграционные процессы характеризуют УЧР не только на уровне всей компании (стратегическая интеграция), но и в рамках внутренней структуры управления персоналом. Это проявляется в интеграции деятельности работников служб персонала и линейных руководителей, их постоянном сотрудничестве в решении общих задач, в развитии горизонтальных связей в управлении персоналом.
Управление персоналом охватывает все виды деятельности, связанные с руководством, поиском и наймом работников, использованием, организацией их труда и жизни на предприятии, оптимизацией состава и расходов на персонал. [7, 51] Разнообразную деятельность по управлению персоналом можно разделить на две большие сферы: руководство персоналом (линейный аспект управления персоналом) – этим занимаются преимущественно руководители, и работу с персоналом (кадрами) – здесь ведущую роль играют службы персонала. Хотя следует отметить, что все функции управления персоналом тесно взаимосвязаны и в современном производстве их успешное выполнение зависит от объединения усилий линейных менеджеров и служб УЧР.
Практические работники
нередко связывают управление персоналом
главным образом с
Специфика руководства персоналом и работы с кадрами относительна, поскольку обе эти сферы деятельности решают одни и те же задачи и выполняют общие функции в системе управления персоналом.
Функции управления персоналом представляют собой основные направления этого рода деятельности, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей предприятия. В современной литературе выделяется значительное число функций управления персоналом. Назовем важнейшие из них. [9, 64]
Планирование, представляя собой определение целей и мероприятий в области персонала, предвосхищает любые важные действия по управлению им. Оно подразделяется на индивидуальное и коллективное. Индивидуальное планирование включает, например, планирование карьеры, повышения квалификации или развития сотрудника и др. Коллективное планирование касается всех сотрудников, т. е. коллектива организации или рабочих групп разных уровней: всего предприятия, цехов, участков, отделов и т.п. Важнейшими из функциональных видов коллективного планирования являются планирование потребности в кадрах, привлечения и отбора, адаптации, использования, оплаты, развития персонала и др. Планирование кадров обычно рассматривают как исходную функцию кадрового менеджмента, поскольку она по времени опережает все другие его функции.
Например, в Японии на отбор одного кандидата затрачивается до 48 часов рабочего времени, в США – 16–18 часов.
1) сочетание разделения и интеграции труда;
2) организацию рабочего места, позволяющую оптимально использовать сотрудника и дающую ему возможность проявить себя в трудовой деятельности. Это предполагает учет различных факторов, влияющих на эффективность работника: его квалификации и индивидуальных качеств, техники и технологий, служебного помещения, всей рабочей ситуации;
3) организацию рабочего времени: составление графиков работы, отпусков, замены в случае болезни или прогулов и т. п. Четкое выполнение этой функции позволяет поддерживать оптимальный трудовой ритм организации, экономить значительные средства, повышать удовлетворенность пребыванием на предприятии;
4) соответствие рабочего места и самого работника друг другу, а также трудовому заданию.
Проектирование труда
позволяет эффективно соединять
технику и людей в едином производственном
процессе с целью повышения
В странах Запада обучение обычно рассматривается как составная часть развития персонала, в России же эти близкие понятия часто разделяют, не учитывая тот факт, что обучение (как и повышение квалификации) – составная часть развития, которая осуществляется не только с помощью обучения, но и через самообучение, образование и карьерный опыт. [2, 72] Развитие человеческих ресурсов означает получение знаний, умений и навыков, которые требуются организации или могут потребоваться ей в обозримом будущем, а также сам процесс приобретения таких знаний и навыков. Развитие персонала охватывает различные мероприятия и собственные усилия сотрудников, направленные на повышение их квалификации. Сегодня в передовых компаниях профессиональное развитие превратилось по существу в непрерывный процесс, сопровождающий человека в течение всей его трудовой жизни.
Первое предполагает
определение целей карьеры (т. е.
изменения статусно-
Заработная плата и социальные услуги составляют главную часть расходов на персонал, которые также включают затраты на привлечение, адаптацию, обучение и развитие, оформление и оценку персонала, социальные расходы (например, на социальное страхование по возрасту, болезни, инвалидности, в связи с несчастным случаем, на медицинское обслуживание, психологическую и юридическую помощь, транспортные и другие услуги, строительство жилья, заводскую библиотеку и т. п.). Иными словами, расходы на персонал учитывают все затраты, связанные с пребыванием работника в организации. Службы персонала призваны определять расходы на персонал, по возможности минимизировать и оптимизировать их.
В современном производстве эта функция не сводится к увольнению работника и соответствующему оформлению документов. Она включает различные формы приспособления численности работников и их использования к потребностям производства. Это может быть отказ от сверхурочных работ, перевод сотрудников в другие подразделения, на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и т. д.
1) управление информацией о персонале, в т. ч. кадровая статистика и кадровое делопроизводство;
2) сопровождение изменений персонала;
3) расчет заработной платы, других выплат и льгот, налогов и отчислений, в т. ч. социальных затрат.
Современная, особенно крупная организация невозможна без налаживания систематического распространения информации с помощью компьютерных систем и технологий. При этом задача управления персоналом состоит в том, чтобы получать в оптимальном объеме и распространять нужную и гасить ненужную или даже вредную информацию.
Разумеется, перечисленные функции не исчерпывают всех задач управления персоналом и отчасти накладываются друг на друга. Однако этот перечень дает представление о содержании такого специфического вида управленческой деятельности, как управление персоналом.
На этапе УЧР функции служб персонала значительно расширились по сравнению с задачами, традиционно выполняемыми отделами кадров. Согласно концепциям менеджмента, характерным для этапа УЧР, работа с персоналом является одним из основных элементов стратегии организации и должна помогать фирме во всех ее делах. Работа служб персонала должна быть направлена на формирование и развитие человеческого капитала фирмы, т.е. ее кадрового потенциала, который в конечном счете обеспечит и само существование, и будущий успех фирмы.
Принципы управления персоналом по сути своей представляют собой основные нормы и правила, которые должен использовать в своей управленческой деятельности руководитель. Они отражают тенденции, экономические законы, положения менеджмента. Принципов управления персоналом существует довольно много.
Исследователи выделяют следующие группы: 1) базисные; 2) частные; 3) специфические. Базисные принципы действуют, как правило, на уровне государственных органов управления, к ним относятся законность, демократизм, научность, преемственность. [12, 27] Специфические принципы используются при управлении персоналом в хозяйственных организациях: оптимизация персонала организации; разделение управленческих ролей в организации; формирование потенциала персонала. Частные включают принципы, связанные с работой состава персонала: поиск, распределение, подготовка; дополнительное образование. Отдельно можно выделить:
1. Принцип системности — в его рамках руководители, специалисты и все сотрудники организации рассматриваются как целостная динамическая система, которая тесно связана с внешней средой бизнеса.
2. Принцип командности
— большинство руководителей
пытаются создать у себя в
организации команду —
3. Принцип равных возможностей
— предоставление всем
4. Принцип горизонтального
сотрудничества — проблемой