Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 20:24, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть использование современных IT-технологий в управлении персоналом компании ООО“Пятерочка”.
Задачами работы являются:
исследовать теоретические основы системы управления персоналом: понятие управления персоналом, принципы, функции, методы оценки эффективности управления персоналом;
рассмотреть существующие информационные технологии, применяемые в управлении персоналом;
провести анализ системы управления персоналом предприятия ООО “Пятерочка”;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы управления персоналом 5
1.1 Управления персоналом и управление человеческими ресурсами: понятие и функции 5
1.2 IT-технологии в управлении персоналом 20
1.3 Оценка эффективности управления персоналом 24
2. Анализ хозяйственной деятельности и системы управления персоналом компании ООО “Пятерочка” 28
2.1. Организационная характеристика ООО “Пятерочка” 28
2.2. Анализ трудовых ресурсов предприятия 31
3. Внедрение современных IT-технологий в управлении персоналом компании ООО “Пятерочка” 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
5. Принцип правовой и социальной защищенности — его основа состоит в строгом и неукоснительном соблюдении Конституции РФ, различных нормативно-правовых актов и кодексов.
6. Принцип индивидуального
подхода к каждому сотруднику
— в современных условиях все
большее внимание отдается
Таким образом, управление
персоналом - это тщательный и чаще
всего заранее продуманный
Переход от традиционных методов кадровой работы к УЧР происходит не только в странах Запада, но и в России. Хотя у нас пока по-прежнему преобладают традиционные методы управления персоналом, в передовых компаниях осуществляется поворот к осознанию ключевой роли персонала и управления им в достижении успеха. И от того, насколько быстро произойдет это осознание и практическое освоение методов УЧР, зависит будущее нашего бизнеса и государственного управления.
Жизнь кадровых агентств
и менеджеров по персоналу все
больше облегчают различные
Но здесь кадровика поджидают новые трудности: кроме того, что нужно пробиться сквозь стену непонимания (а зачастую банальной скупости) руководства и согласовать вопрос покупки кадровой программы, нужно еще и определиться с тем, что именно необходимо. Сейчас на рынке присутствует огромное количество различных систем, и даже опытному человеку трудно не растеряться и не запутаться в этом разнообразии.
Все существующие программы по их функциональным возможностям можно разделить на 4 группы:
Программы кадрового учета нужны, прежде всего, специалистам по кадровому делопроизводству. Такие системы служат для решения двух задач: автоматизации оформления документов и расчета заработной платы.
Личное дело – совокупность документов, содержащих сведения о работнике и его трудовой деятельности. Личное дело оформляется после издания приказа о приеме на работу и содержит:
Кроме того, многие системы
также позволяют сохранять
Информация о сотруднике будет неполной, если не хранить данные об истории его работы, о переводах на новые должности, поощрений и взысканий. Обычно возможность хранения подобных сведений называют возможностью отслеживания движения сотрудников, хранения организационной структуры и штатного расписания.
Учет рабочего времени
сотрудников позволяет
После того, как в систему занесены все вышеперечисленные данные, осталось ввести тарифные ставки и информацию о налогах, чтобы было достаточно сведений для автоматизации расчета заработной платы.
Ну и, конечно, намного полезнее будет система, которая умеет выводить все хранящуюся в ней информацию в виде стандартных форм, сформированных по правилам современного делопроизводства.
Если системы кадрового
учета более всего нужны
Группы методик оценки:
Объекты оценки часто называют компетенциями. С технической точки зрения оценка всех компетенций осуществляется одинаково, поэтому главное при выборе программы – реализация тех или иных методик. "Аттестация" – определение уровня соответствия. Аттестация является одной из наиболее распространенных форм оценки работы персонала, а точнее определения уровня соответствия работника занимаемой должности и (или) месту на которое он претендует. Системы тестирования обычно включают систему хранения результатов тестирования, средства проведения тестирования, набор готовых тестов и конструктор новых. Интервьюирование и опросы обычно дают более полное представление о сотруднике, но их результаты труднее формально оценить и сохранить в структурированном виде для последующего поиска. Вернемся к основной цели оценки – подбору кадров и расстановке их на соответствующие должности. Решение этой задачи проще всего начинать с поиска сотрудников, обладающих определенными компетенциями и последующего анализа их личных качеств и реального опыта работы. Так как подобные системы находят свое место на компьютерах руководства, то необходимыми функциями являются: хранение истории обучения сотрудника, планирование потребностей в новых сотрудниках, контроль над адаптацией недавно принятых работников в коллективе. Кадровое агентство Системы для кадровых агентств чаще всего совершенно отдельные программные продукты. Но, всё же, у них есть ряд функций, сближающих их с другими кадровыми системами: хранение личной информации о работниках и, зачастую, их компетенций. В то же время, есть ряд специфических функций: хранение информации о работодателях, вакансиях, резюме в свободной и структурированной форме, расширенные возможности поиска. Для повышения эффективности работы важны функции работы с интернетом: поиск и размещение вакансий, импорт резюме из различных систем. Некоторые системы для создания более полной картины позволяют сохранять информацию о сотрудниках после трудоустройства, записывать отзывы от работодателей и использовать эти сведения при повторном обращении этих людей.
Мы обобщили информацию о программах управления персоналом с точки зрения приведенных выше функций в таблице.
Таблица 1
Основные программы управления персоналом
Название |
Разработчик |
Платформа |
СУБД |
1С: Зарплата и Управление Персоналом |
1С |
Windows |
Ms SQL |
JobsMarket |
JobsMarket |
Web-браузер |
|
HeadBerry |
headberry.ru |
Web-браузер |
|
HRAgencyDesktop |
ИП Чесноков Валерий Валерьевич |
1С 8.0 и выше |
Ms SQL |
HR System |
Vizavi Solutions |
Windows, .NET |
Ms SQL |
VolgaCV |
ИП Чесноков |
Windows |
Ms SQL |
АиТ / Управление персоналом |
Ай Ти Софт |
Windows |
Ms SQL |
Астерикс |
Центр Кадровых Технологий |
Windows |
Firebird |
БОСС-Кадровик |
БОСС. Кадровые системы |
Windows, IE 4+ |
Oracle, Ms SQL |
КАДРЫ |
ЭОС Системы |
Windows |
Ms SQL, Oracle |
Контур-Персонал |
СКБ Контур |
Windows |
Ms SQL, Oracle |
Отдел Кадров Плюс 2010 |
Soft 54 |
Windows |
Ms SQL |
Кадровая стратегия - одно из основных конкурентных преимуществ любой компании. Чтобы измерять ее эффективность, необходимо знать, какие инструменты можно для этого использовать. В России и за рубежом отсутствуют стандарты в оценке эффективности. Тем не менее, в хозяйственной практике можно выделить следующие методы.
Метод бенчмаркинга:
Термин «benchmarking»
1. Взаимность - доверие, согласие с обеих сторон, обмен данными, которые обеспечивают «выигрышную» ситуацию.
2. Аналогия - схожесть оперативных процессов партнеров по бенчмаркингу. От этого, как и от обоснованности критериев их отбора, непосредственно зависит успех деятельности.
3. Измерение - сравниваются ключевые параметры, измеренные на нескольких предприятиях, с целью установления причин различий.
4. Достоверность - анализируются только фактические данные. [17, 56]
Бенчмаркинг управления персоналом широко используется в крупных российских компаниях с целью изучения лучшего опыта аналогичных организаций. Полученные данные применяются для решения следующих задач:
• определение кадровой стратегии;
• выбор показателей
определения эффективности
• установление плановых значений КПЭ управления персоналом.
Данный метод используется, как правило, в дополнение к другим способам оценки эффективности служб персонала, т.к. требует значительных ресурсов на сбор или покупку информации, а также имеет серьезные ограничения по использованию данных международных компаний в практике российских организаций.
Метод оценки инвестиций в персонал применяется для оценки отдачи, которую получит компания на каждый рубль инвестиций, вложенных в персонал. Выделяются следующие разновидности метода:
1. «Простая» отдача от инвестиций (Simple HR ROI). Рассчитывается по формуле:
(Доход - Затраты)/Затраты х 100%
2. Методика Джека Филипса (Jack Phillips). Состоит из следующих показателей:
• оценка инвестиций в службу персонала - расходы службы персонала/операционные расходы или расходы службы персонала/количество сотрудников компании;
• отсутствие на рабочем месте - количество прогулов и тех сотрудников, которые уволились без предупреждения;
• удовлетворенность - число сотрудников, довольных своей работой, в процентах от общего количества персонала;
• единство и согласие в организации - интегральный фактор, вычисляется по показателям производительности труда и оценки эффективности деятельности. 1
3. Методика Яка Фитц-енца (Jac Fitz-enz). Результативность службы персонала определяется через оценку эффективности инвестиций в человеческий капитал и рассчитывается по следующей формуле:
Коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал (HCROI) = Доходы - Расходы - (Оплата труда + Льготы и компенсации)/ (Оплата труда + льготы и компенсации)
Предполагается, что при эффективном использовании всех видов расходов на сотрудников служба персонала может влиять на величину данного коэффициента.
Оценка инвестиций в
человеческий ресурс и кадровый отдел
применяется в некоторых
HR Metrics
Списки показателей управления персоналом начал разрабатывать Як Фитц-енц в Институте Саратоги (США). Первоначально они привязывались только к процессам (функциям) управления персоналом. Эти показатели находят сегодня широкое применение во многих компаниях, где система HR-управления строится по функциональному принципу.
В дальнейшем данная методика
развивалась в сторону
На стратегическом уровне
они направлены на оценку вклада службы
персонала в эффективность
Таблица 2
Показатели управления персоналом стратегического уровня
При применении данного метода эффективность службы персонала оценивается по функциям в отрыве от бизнес-целей конкретной компании.