Внешнеэкономическая деятельность предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Первыми, кому удалось сформулировать полезность внешней торговли, явились меркантилисты. Для истории экономической мысли меркантилистская теория внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) ценна не только, а может быть, и не столько выводами в отношении экономической политики, сколько развивающимся искусством экономического анализа. Именно тогда были разработаны многие идеи и ключевые понятия рождавшейся новой науки.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы ВЭД.. 10
1.1 Основные теории внешнеэкономической деятельности. 10
1.2 Правовые основы ВЭД.. 27
2. Сущность и основные понятия ВЭД.. 37
2.1 Характеристика основных операций ВЭД.. 37
2.2 Проблемы международной торговли на современном этапе. 43
2.3 Россия и Всемирная торговая организация. 51
3. Анализ ВЭД ОАО " АнтиМонополь". 54
3.1 Политико-экономическая деятельность. 54
3.1.1 Методы нетарифных ограничений ВЭД.. 55
3.1.2 Лицензирование. 58
3.1.3 Квотирование. 62
3.1.4 Контингентирование. 64
3.1.5 Контроль за экспортом и импортом.. 65
3.2 Анализ результата от ВЭД предприятия ОАО " АнтиМонополь". 68
3.2.1 Функции ОВЭС.. 72
3.2.2 Оборот оборотного капитала. 75
3.2.3 Накладные расходы по экспорту товаров. 78
3.2.4 Эффективность экспорта товаров. 79
3.2.5 Анализ импортных операций. 82
3.2.6 Характеристики динамики импорта товаров и услуг. 84
3.2.7 Накладные расходы по импорту товаров. 85
3.2.8 Эффективность импорта товаров. 85
3.2.9 Обобщение результатов анализа. Коэффициент отдачи оборотного капитала 88
3.3 Проблемы и пути улучшения внешнеэкономической деятельности. 90
3.3.1 Пути улучшения. 93
Заключение. 100

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа .docx

— 316.17 Кб (Скачать файл)

Обозначая перспективы, серьезные исследователи подчеркивают, что при сложившихся в мирохозяйственной сфере тенденциях соотношение между базисными факторами производства будет неизбежно изменяться. Это относится прежде всего к трудовым ресурсам в связи с ускоренным ростом населения в развивающихся странах, а также к обострению проблемы ограниченности природных запасов, особенно в развитых странах. Провозглашается призыв к преобладанию политики свободного предпринимательства, не отвергающего, однако, ограниченного целевого вмешательства государства в экономику, в том числе во внешнеэкономическую сферу. В пользу этого говорят ссылки на опыт Японии, Тайваня, Республики Корея. Во всяком случае в поле зрения должны быть минимум четыре обстоятельства.

• создание и развитие крупных многоотраслевых производств в отдельных странах, что может сдерживать международный товарообмен;

• внедрение и широкое применение гибких производств может сделать более эффективным мелкосерийное внутреннее производство и снизить заинтересованность в импорте;

• с учетом опережающего и быстрого роста доли услуг в потреблении и международном обмене относительно уменьшится роль торговли товарами, снизятся совокупные расходы на производство последних;

• протекционистские меры могут создать препятствия для внешнеторгового перемещения товаров. [12]

1.2 Правовые  основы ВЭД

Нормативная база ВЭД включает российские законодательные и иные нормативные акты, международные двусторонние и многосторонние договоры РФ по торгово-экономическим вопросам. Кроме того международными организациями разработано немало рекомендаций па применению различных коммерческих документов и торговых правил.

Документы, являющиеся нормативными, обязательны для применения. Такие документы могут содержать положения императивного характера, не допускающие никаких отступлений от утвержденных правил, и диспозитивного плана, когда заинтересованные стороны при взаимной договоренности вправе сами решать, как им действовать, но если какие-то вопросы ими не урегулированы, применяются заранее определенные нормы. Существуют документы, имеющие не обязательный, а рекомендательный характер, но в определенных случаях их применение становится обязательным. [17]

Отметим еще, что в мировой торговой практике немаловажную роль играют сложившиеся национальные или международные торговые обычаи, деловые обыкновения. Под торговыми обычаям понимаются сложившиеся и устоявшиеся единообразные правила, достаточно известные, общепризнанные и постоянно соблюдаемые в соответствующих областях торговли, разумные и определенные по сокращению. Торговые обычаи фиксируются в материалах организаций ООН, специальных сборниках торговых палат, правилах крупных бирж, типовых контрактах, решениях третейских судов по тем или иным вопросам. Эти торговые обычаи могут серьезно приниматься во внимание при арбитражном разбирательстве споров между сторонами внешнеторгового контракта.

В последнее десятилетие в России было принято множество законов е ещё больше правительственных и ведомственных подзаконных актов, прямо или косвенно касающихся вопросов ВЭД. В результате в российском законодательстве сложились две больших группы законодательных актов такого рода:

(1) специальные законы  по вопросам ВЭД и (2) законы  более общего характера, имеющие  в той или иной части отношение  к ВЭД.

Из федеральных законов, посвященных специально или преимущественно вопросам ВЭД. отметим следующие: Таможенный кодекс РФ, "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли тиарами", "О таможенном тарифе", "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об экспортном контроле", "О военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами", "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге", "Об участии в международном информационном обмене", "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их исполнения", "О международном коммерческом арбитраже" и др. [15]

Другая, более обширная группа законов, касающихся не только ВЭД, но и определенного круга вопросов общеэкономического, гражданского, социального, правового характера, включает многие десятки законов. Часть из них перечислена в Приложении. При изучении этих законов важно обращать внимание на положения, относящиеся к тем или иным сторонам ВЭД.

К настоящему времени в России уже сложилась довольно обширная обновленная законодательная база ВЭД. причем постоянно продолжается ее пополнение и совершенствование.

В процессе реализации принятых законов выпускается множество подзаконных нормативных актов. Это прежде всего постановления (распоряжения) Правительства, а также межведомственные или ведомственные инструкции, правила, приказы, распоряжения, указания, положения, письма и другие нормативные документы, в частности, издаваемые ГТК, Минэкономразвития, Минфином, Госстандартом, ЦБ по отдельным вопросам ВЭД.

Некоторые нормативные документы издаются совместно двумя-тремя ведомствами.

В качестве примера межведомственного акта приведем совместный приказ МНС, ГТК и Минфина по согласованию с Центробанком РФ от 5 декабря 2001 г., которым были утверждены правила заполнения расчетных документов. Другой пример, имеющий непосредственное отношение к ВЭД, - это "Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов", утвержденные 29 февраля 1996 г. МВЭС по согласованию с ГТК и поддержанные письмом ЦБ РФ от 15 июля 1996 г.

Ведомственные нормативные документы приобретают обязательный характер для всех участников ВЭД после соответствующего утверждения Министерством юстиции РФ. [18]

Подзаконные нормативные документы, исходящие из Правительства и разных министерств и ведомств, не всегда взаимоувязаны и состыкованы, порой содержат противоречивые установки, а главное - неудовлетворительно отрабатывается механизм их реализации, что весьма затрудняет их соблюдение. Имеются случаи, когда Минюст отказывает в регистрации, например, приказов ГТК по причинам их несоответствия Конституции РФ или федеральным законам.

Наряду с федеральными нормативными актами во многих субъектах РФ приняты законы и постановления региональных органов власти по вопросам ВЭД, которые далеко не всегда соответствуют федеральному законодательству.

В отношении международных договоров и соглашений, регулирующих торгово-экономические отношения России с зарубежными странами, отметим прежде всего, что они могут иметь различные названия, в частности договоры о торговом, экономическом, производственном, научно-техническом сотрудничестве, о торговле и мореплавании, соглашения о товарообороте и платежах, об общих условиях поставок товаров, о специализации и кооперировании производства, о поставках машинно-технических изделий, о техническом обслуживании, а также многосторонние конвенции и иные акты.

В целом ряде международных договоров определены такие вопросы, как взаимно применяемый торговый режим, таможенные платежи, характер налогообложения, порядок применения количественных, технических, санитарных и иных ограничений в торговле, валюта и порядок расчетов по торговым и неторговым платежам (включая клиринговые соглашения), применение унифицированной коммерческой терминологии, единых условий поставок и т.д.

На федеральном уровне заключаются следующие виды договоров и соглашений с иностранными государствами (в зависимости от степени их значимости): межгосударственные, межправительственные и межведомственные.

Наиболее важные из них - межгосударственные договоры (соглашения), подписываемые от имени нашей страны Президентом и подлежащие ратификации Федеральным Собранием. [5]

Межправительственные договоры с российской стороны подписываются Председателем Правительства, его заместителями (в соответствии с их компетенцией), а также по уполномочию Правительства - ответственными работниками некоторых министерств, ведомств |и других органов исполнительной власти. Условия договоров (соглашений) такого рода обязаны исполнять все российские юридические и физические лица. Что касается межведомственных соглашений, они становятся общеобязательными после соответствующего утверждения (одобрения) высшими органами государственной власти РФ. Субъекты РФ в пределах своей компетенции вправе заключать международные договоры с субъектами иностранных государств. Кроме того, по вопросам, выходящим за пределы компетенции государственных органов, международные соглашения могут заключаться общественными организациями, например, Торгово-промышленной палатой РФ с подобными иностранными или смешанными российско-иностранными организациями - торговыми, хозяйственными, промышленными палатами.

К многосторонним международным соглашениям (включая различные конвенции и иные международно-правовые акты) относятся такие, которые заключаются в рамках ООН, в том числе по линии ЭКОСОС (Экономический и социальный совет), ЮНКТАД (Конференция по торговле и развитию), ЮНИДО (Организация ООН по промышленному развитию), ПРООН (Программа развития ООН), ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация), ЕЭК (Европейская экономическая комиссия), ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия для стран Азии и Тихого океана), а также ВТО (Всемирной торговой организации), Всемирной Таможенной организации, МВФ (Международного валютного фонда), ОЭСР, других международных организаций. На региональном уровне заключены многие соглашения с ВС, внутри СНГ, а в прошлом - в рамках СЭВ.

В связи с этим вспомним Венскую конвенцию. На основе этого документа осуществляется примерно две трети всех международных торговых операций. Венская конвенция стала частью российского права, что закреплено в ГК РФ (ст.7). Хотя в этой Конвенции отдается предпочтение диспозитивным нормам, ее положения обязательны для толкования условий внешнеторговых сделок, заключаемых российскими участниками ВЭД.

Во второй половине XX в. в торговых отношениях с нашими основными партнерами - бывшими странами - членами СЭВ (в который входили страны Восточной и Центральной Европы, МНР, Вьетнам и Куба), а также с КНР, КНДР, Югославией и Финляндией применялись Общие условия поставок товаров (ОУП) и ряд других общих условий и принципов, касающихся поставок машинно-технической продукции, технического обслуживания, снабжения запасными частями, специализации и кооперирования производства. При этом ОУП со странами СЭВ, КНР и КНДР являлись обязательными для применения, а с Югославией и Финляндией имели факультативный характер.

При ликвидации СЭВ было принято решение о том, чтобы сохранить действовавшие несколько десятилетий ОУП СЭВ (1968/1988) в качестве документа, рекомендуемого для применения в торговле между странами, входившими в этот экономический союз. ОУП с КНДР (1981) и КНР (1990), заключенные бывшим СССР, сохраняют свое действие как нормативные (обязательные) двусторонние документы. ОУП СЭВ - Финляндия (1978) и ОУП между организациями СССР и СФРЮ (1977) продолжают действовать как факультативные документы, но если их условия по соглашению сторон инкорпорированы в контракт, они становятся неотъемлемой частью контракта со всеми вытекающими отсюда последствиями. [16]

Среди многих соглашений стран СНГ по вопросам экономического сотрудничества отметим Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г., сориентированное на поставку товаров для государственных нужд по межгосударственным соглашениям.

Следует учитывать большой вклад, внесенный ЕЭК ООН и МТП в разработку множества рекомендаций, весьма полезных для осуществления различных внешнеторговых операций. В частности, под эгидой ЕЭК в течение второй половины XX в. разработаны десятки вариантов стандартных условий контрактов и общие условия продажи по многим товарам, а также исходная схема бланка унифицированного внешнеторгового документа и рекомендации по его применению.

Из многих стандартных (типовых) условий контрактов, разработанных ГОК, наиболее известны следующие общие условия:

• экспортных поставок машин и оборудования;

• монтажа машин и оборудования за границей;

• продажи для экспорта потребительских изделий длительного пользования;

• продажи металлоизделий серийного производства;

• продажи пиломатериалов хвойных пород;

• продажи бревен и пиломатериалов лиственных пород умеренного пояса;

• продажи зерновых;

• продажи картофеля;

• продажи свежих фруктов и овощей, включая цитрусовые;

• продажи сушеных фруктов (очищенных или неочищенных) и др. Типовые условия контрактов разрабатываются также различными отраслевыми ассоциациями, крупными экспортерами и импортерами. МТП разработала и постоянно совершенствует Инкотермс, унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (последняя публикация МТП № 500), унифицированные правила по инкассо (публикация МТП № 522), унифицированные правила для платежных гарантий (публикация МТП № 458), разработала рекомендации по условиям форс-мажора (публикация МТП № 421 Е), руководства по составлению торговых агентских соглашений (публикация МТП №410), по составлению дистрибьюторских контрактов (публикация МТП № 441), по операциям с документарными аккредитивами (публикация МТП № 515 Е) и др. Эти документы МТП помогают коммерсантам разных стран наиболее выгодным образом определить взаимные права и обязанности сторон внешнеторговой сделки и грамотно сформулировать их в соответствующих внешнеторговых контрактах и соглашениях.

Эта международная организация разработала также унифицированные формы целого ряда документов, рекомендуемые для применения в международной торговле: заявление на аккредитив, аккредитивы разных видов (безотзывный, неподтвержденный, подтвержденный), авизо (уведомление) об открытии аккредитива, коммерческий счет, коносаменты разных видов, авиатранспортный документ, автотранспортная накладная, транспортный документ на смешанные перевозки, транспортный документ, выписанный экспедитором, страховой документ, сертификат о происхождении. [15]

Обобщая материалы первого раздела можно сделать следующие выводы:

Обобщая вышесказанное можно сделать следующие выводы:

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность предприятий