Внешнеэкономическая деятельность предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Первыми, кому удалось сформулировать полезность внешней торговли, явились меркантилисты. Для истории экономической мысли меркантилистская теория внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) ценна не только, а может быть, и не столько выводами в отношении экономической политики, сколько развивающимся искусством экономического анализа. Именно тогда были разработаны многие идеи и ключевые понятия рождавшейся новой науки.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы ВЭД.. 10
1.1 Основные теории внешнеэкономической деятельности. 10
1.2 Правовые основы ВЭД.. 27
2. Сущность и основные понятия ВЭД.. 37
2.1 Характеристика основных операций ВЭД.. 37
2.2 Проблемы международной торговли на современном этапе. 43
2.3 Россия и Всемирная торговая организация. 51
3. Анализ ВЭД ОАО " АнтиМонополь". 54
3.1 Политико-экономическая деятельность. 54
3.1.1 Методы нетарифных ограничений ВЭД.. 55
3.1.2 Лицензирование. 58
3.1.3 Квотирование. 62
3.1.4 Контингентирование. 64
3.1.5 Контроль за экспортом и импортом.. 65
3.2 Анализ результата от ВЭД предприятия ОАО " АнтиМонополь". 68
3.2.1 Функции ОВЭС.. 72
3.2.2 Оборот оборотного капитала. 75
3.2.3 Накладные расходы по экспорту товаров. 78
3.2.4 Эффективность экспорта товаров. 79
3.2.5 Анализ импортных операций. 82
3.2.6 Характеристики динамики импорта товаров и услуг. 84
3.2.7 Накладные расходы по импорту товаров. 85
3.2.8 Эффективность импорта товаров. 85
3.2.9 Обобщение результатов анализа. Коэффициент отдачи оборотного капитала 88
3.3 Проблемы и пути улучшения внешнеэкономической деятельности. 90
3.3.1 Пути улучшения. 93
Заключение. 100

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа .docx

— 316.17 Кб (Скачать файл)

Теории международной торговли объясняют причины и условия ее возникновения. Кроме раннего направления меркантилистов, выводивших внешнюю торговлю из задачи увеличения запасов золота и драгоценностей в стране, все основные концепции видят причину торговли между народами в экономических преимуществах и выгодах международного разделения труда. А. Смит и Д. Рикардо обосновали и сформулировали положение об абсолютных и относительных преимуществах стран, связанных с различием издержек производства, затрат труда.

Дальнейшее развитие теории основано на применении учения о факторах производства, главные из которых - земля, капитал и труд - определяют для страны возможные преимущества в международном обмене. Современные концепции (Б. Олин, Э. Хекшер) уточняют такой подход, подчеркивая неоднородность основных факторов, роль цен, спроса и предложения. В итоге каждая страна должна использовать имеющиеся преимущества (в затратах труда, по Смиту и Рикардо, или в факторах производства), вывозя те товары, по которым они есть, и ввозя те, где их нет. Все эти теории, за исключением первой, отстаивают принцип свободы торговли.

Теория жизненного цикла товара предполагает производство многих готовых изделий сначала в странах нововведения с последующим развитием экспорта в другие страны, а затем переход к импорту данных товаров из последних. Жизненный цикл товара с учетом международного обмена удлиняется, а принцип ЖЦТ влияет на позицию страны в международной торговле. Теория конкуренции связывает включение страны и отдельной фирмы в международную торговлю с условиями конкуренции, преимуществами в конкурентоспособности своих товаров, поступающих на внешний рынок. Доктрина подобия стран объясняет преимущественное развитие международной торговли между одинаковыми странами, в том числе передовыми, большей взаимприспособленностью их рынков.

Учитывая, что ТПП РФ уже много лет является полноправным членом МТП и создан Российский национальный комитет МТП. информация о разработанных МТП материалах стала вполне доступной и для российских коммерсантов.

Таким образом, различные международные акты (договоры, соглашения, конвенции, правила) обладают разнообязательной юридической силой, а именно:

вполне обязательны для всех российских хозяйствующих субъектов:

либо носят рекомендательный характер. Не следует забывать еще, что в России положения международных договоров имеют приоритет по сравнению с национальными законодательными нормами.

Всё это необходимо знать участникам ВЭД, учитывать в своей практической деятельности и обязательно отражать в условиях внешнеторговых сделок.

 

2. Сущность  и основные понятия ВЭД

2.1 Характеристика  основных операций ВЭД

Основными формами внешнеэкономической деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность и международная кооперация производства.

Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. В основе внешнеторговой деятельности лежат внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция – это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. В полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка конкретного товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов.

В международной торговле выделяют четыре основных вида внешнеторговых операций:

Экспортная операция – это продажа товара иностранному контрагенту с вывозом его за пределы страны.

Импортная операция – это приобретение товара у иностранного контрагента с ввозом его в страну.

Реэкспортная операция – продажа с вывозом за пределы страны ранее импортированного, но не подвергшегося переработке товара.

Реимпортная операция приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара.

Предприятия стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или каких-либо товаров за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести данную продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте.

Необходимой предпосылкой и обязательным условием внешнеторговой деятельности предприятия является выполнение целого ряда операций, связанных с обеспечением продвижения товара от продавца к покупателю. В ряду этих операций выделяют такие, как транспортные, транспортно-экспедиторские, страховые, а также операции, связанные с введением международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые операции охватывают широкий комплекс экономического, валютно-финансового и правового характера.

Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и/или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.

Договор купли-продажи не считается международным, если он заключен между сторонами разной государственной принадлежности, фирмы которых находятся на территории одного государства. И в то же время договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной принадлежности, коммерческие фирмы которых находятся на территории разных государств.

Таким образом, основным признаком международной торговли является пересечение границы страны-продавца товаром, если это материальный объект. Также международную торговую сделку характеризует и то, что она сопровождается платежом в иностранной валюте по отношению к одной или обеим сторонам. Однако этот принцип может не соблюдаться, например, при товарообменных сделках.

К понятию "торговая сделка" относятся все сделки, связанные с обменом товаров и предоставлением услуг. [20]

Среди прочих форм внешнеэкономической деятельности российских предприятий наиболее значительная роль принадлежит экспорту. Но, выходя на внешний рынок, руководство предприятия должно понимать, что в современном мировом хозяйстве обычная торговля все быстрее уступает место более сложным отношениям между продавцами и покупателями. Значительная часть сбыта промышленной продукции связана с различными формами промышленного сотрудничества. Речь идет о международной кооперации производства (МКП). Российские предприятия уже имели некоторый опыт развития таких отношений с бывшими странами СЭВ, но эта кооперация была, как правило, для них невыгодна в связи с устаревшим механизмом хозяйствования и навязывалась им "сверху".

"Международная  кооперация производства – это  скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая  деятельность партнеров из разных  стран, основанная на разделении  производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном  сотрудничестве".

В современном мире МКП занимает ведущее место среди остальных форм внешнеэкономических связей, в силу присущих ей объективных преимуществ. Суть МКП состоит в:

объединении иностранных партнеров на основе общности экономических, технологических, научно-технических и иных интересов;

организации производства промежуточной продукции (применительно к машиностроению – комплектующих деталей) на предприятиях – участниках МКП с последующей сборкой из нее готовых изделий;

увязке технических параметров готовых изделий и их частей, обеспечивающей взаимозаменяемость и унификацию кооперированных изделий с учетом стандартов международных организаций и стран-кооперантов.

Международная кооперация производства имеет ряд особо важных преимуществ для предприятий России в современных условиях. Она позволяет:

посредством небольшого увеличения объема взаимных поставок комплектующих между российскими и зарубежными партнерами добиться значительного и быстрого увеличения выпуска предприятиями конечной продукции с последующей ее реализацией. Это достигается благодаря тому, что к небольшой части импортных комплектующих, которые в России не производятся, наши предприятия могут присоединить значительно больше компонентов своего производства и живого труда;

в наибольшей степени экономить валюту, что является первостепенным для российских предприятий в современных экономических условиях, когда обнаруживается отсутствие СКВ у многих наших производителей;

быстрее повышать технический уровень производства благодаря совершенствованию организации производства и управления им, внедрению достижений мировой практики менеджмента и маркетинга, эффективному обмену технологиями с иностранными фирмами.

Российские предприятия, вступая в МКП, ставят своей первоочередной целью повышение качества и конкурентоспособности производимой продукции, которая пользовалась бы успехом, как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также применение высокоэффективной и экологически чистой техники и технологий.

МКП имеет множество форм и разновидностей, предопределяемых особенностями кооперационных проектов.

Одним из важнейших критериев при выборе предприятием наиболее подходящей для него формы МКП, являются отношения собственности. Здесь можно выделить такие варианты, как:

полное обособление собственности предприятий-партнеров из России и других стран на средства производства, ресурсы и имущество;

объединение собственности российских и зарубежных партнеров в различных формах совместного предпринимательства;

различные сочетания двух перечисленных выше видов отношений собственности.

В применяемой Европейской Экономической Комиссией ООН укрупненной группировке форм МКП, выделены следующие модели договорной МКП.

Кооперация на лицензионной основе. Здесь осуществляется передача лицензии ее владельцем (лицензиаром) партнеру (лицензиату) на использование последним промышленной или интеллектуальной собственности первого. В ряде случаев передача лицензий дополняется продажей лицензиаром лицензиату некоторых видов оборудования или технологических линий, относящихся к переданным лицензиям и предмету кооперации. В оплату всего полученного лицензиат поставляет лицензиару кооперированную продукцию, а также может выполнять работы и услуги.

Кооперация по модели 1, дополняемая постоянной поставкой лицензиаром лицензиату комплектующих в определенной доле стоимости компонентов или конечной продукции.

Кооперация по модели 1 с одновременной передачей оборудования в порядке лизинга.

Совместное производство, предусматривающее:

использование технологий, переданных друг другу сторонами

кооперационного проекта;

производство на их основе кооперированной продукции и

взаимные поставки;

специализацию каждой стороны договора о МКП на производстве

какой либо конечной или промежуточной продукции

в соответствии с договором о МКП

распределение сбыта продукции между участниками МКП.

Совместное производство, включающее помимо перечисленных выше пунктов еще и совместное проведение НИОКР.

МКП по комплексу работ, охватываемых всеми перечисленными выше моделями.

Подрядная МКП, при которой заказчику предоставляется согласованное количество продукции, произведенной подрядчиком с использованием "ноу-хау" и документации заказчика. Эта форма МКП наиболее проста и распространена. Но она чаще бывает недолговременной для российских предприятий, так как иностранный заказчик при определенном повороте событий может приостановить и не возобновлять заказ, что ставит российского подрядчика в затруднительное положение. [9]

Однако во многих случаях российским предприятиям приходится довольствоваться лишь подрядной кооперацией, и другими простыми формами МКП. Скачку к наиболее развитым, комплексным формам МКП в России препятствуют: отсутствие у многих предприятий опыта кооперационного сотрудничества; ограниченный научно-технический и производственно-технологический потенциал, существенно уступающий ведущим компаниям развитых стран; отсутствие средств, особенно валютных, на перестройку производства.

На начальной стадии привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику получила распространение такая форма внешнеэкономической деятельности, как создание совместных предприятий. Они создавались на основе договора между отечественным государственным предприятием, которое выделяло определенную часть имущества, имевшегося в его распоряжении (здания, оборудование, научно-технические знания), в качестве вклада в уставный фонд СП. Доля иностранного инвестора в уставном фонде определялась стоимостью поставляемых им машин, оборудования, современных технологий и наличных денег в СКВ. С самого начала в процессе создания СП наиболее остро встала проблема определения реального соотношения вкладов российского и иностранного партнеров. Уже на первых этапах выявились определенные недостатки этой формы предпринимательства для нашей страны, поскольку занижалась реальная доля отечественных участников при формировании уставных фондов СП. [10]

2.2 Проблемы  международной торговли на современном  этапе

Финансовый кризис разрастается. Уменьшение числа компаний, консолидация рынка ожидаются не только в банковской сфере, но и в авиаперевозках и электроэнергетике. В ритейле и металлургии – массовые сокращения. Российская экономика замедляет темпы роста, а государство готовится к продолжению поглощения частных предприятий.

Детонатором мирового финансового кризиса, как известно, стала волна невозвратов и просрочек по ходящим в США ипотечным и другим структурированным ценным бумагам. Банки и инвестфонды, в активах которых было много подобных бумаг, понесли огромные убытки. Это привело к двум важнейшим последствиям. Во-первых, во всемирном масштабе произошла переоценка рисков и пересмотр планов по дальнейшему развитию, и поэтому огромное количество мощных финансовых институтов отказалось от экспансии на развивающихся рынках. Во-вторых, многие западные и, прежде всего, американские финструктуры встали перед необходимостью мобилизовать ресурсы для компенсации убытков и создания резервов ликвидности. Финансовая система в глобальном масштабе стала экономить и "поджиматься".

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность предприятий