Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 07:56, реферат
В практике менеджмента различают три системы управления: американская, японская, европейская. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента.
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Опыт менеджмента в США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.1. Менеджмент американских транснациональных
компаний (ТНК) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
3. Внешняя среда обитания. Характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
4. Трансакционный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
5. Правила проведения совещаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
6. Определение «менеджмент» … . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
7. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Степень воздействия отдельных факторов на различные организации не равнозначна (из-за размера организаций, территориального расположения, отраслевой принадлежности), поэтому необходимо ранжировать факторы по степени их влияния на организацию и вести соответствующее наблюдение за ними.
Факторы непосредственного окружения организации (внешней среды):
Факторы внешней среды характеризуются сложностью и динамизмом.
Сложность внешней среды определяется тем, как много факторов влияет на функционирование организации и насколько эти факторы схожи между собой.
Динамизм внешней среды характеризуется тем, как быстро меняются факторы, влияющие на функционирование организации.
Если кратко, то внешняя среда - это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут влиять на её деятельность.
Внешняя среда характеризуется следующими элементами (4 элемента):
Также во внешней среде выделяют 2 среды:
Потребители |
||||
Конкуренты |
Организация |
Поставщики | ||
Профсоюзы |
Законодательство |
Экономика |
Политика |
ИТП | ||||
Организация |
||||||
Социо-культурная среда |
Международные события |
Заключение:
Анализ внешней среды – это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс требующий влиятельного отслеживания в среде процессов, оценки факторов и установление связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.
Все факторы внешней среды находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменение одного из факторов обязательно приводит к тому, что происходит изменение других факторов. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменения одного фактора, но и с условием того, как они изменения скажутся на других факторах.
Также степень воздействия отдельных факторов на различные организации различна. В частности, степень влияния проявляется по разному в зависимости от размера организации и отраслей принадлежности. Кроме этого, организация должна составить список тех внешних факторов которые являются потенциальными посетителями угроз для организации. Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации.
Для того чтобы организация могла результативно изучать состояние факторов, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими – то особыми событиями, так и проведение регулярных наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывёт в окружении, как лодка, не имеющая руля, вёсел и паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям. Российская развивающая рыночная экономика слишком часто следует методу «проб и ошибок», в связи с чем особенно важно сотрудничество с другими странами встремлении ускорить усвоение знаний и опыта.
Трансакционный анализ
Американский психолог Эрик Бёрн создал самостоятельное психоте-рапевтическое направление, которое получило широкое распространение во всем мире под названием трансакционный анализ. Слово «трансакция» переводится как взаимодействие и, соответственно, понятие трансакционный анализ подразумевает анализ взаимодействия, а проще - общения людей.
Он не только создал метод трансакционного анализа, но и подробно изложил его в своих многочисленных книгах, несколько из которых были переведены на русский язык. Метод, созданный Э. Берном, делится на несколько этапов:
Умелое владение этим методом помогает
менеджеру добиться эффективной коммуникации.
Эффективной коммуникация будет тогда,
когда она будет вестись на одном и том
же языке, т. е. Взрослый будет разговаривать
со Взрослым, Ребенок — с Ребенком, Родитель
с Родителем.
Различают трансакционный анализ
в узком и широком смысле. В узком понимании
— это анализ взаимодействия двух и более
людей, в широком — социально-ориентированный
психотерапевтический метод, конечной
целью которого является формирование
гармоничной, социально-адаптированной
личности.
Современный
менеджер должен уметь использовать данный
метод как в узком, так и широком понимании.
Рассмотрим составные части метода Э.
Берна.
Структурный анализ — теория эго-состояний.
Э. Берн пользуется терминологией З.Фрейда,
обозначая Я - концепцию — Эго. Цель структурного
анализа заключается главным образом
в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто
Я? Почему поступаю именно так? Какая часть
моего Я действует или должна действовать
в данной ситуации, чтобы принести пользу,
а не поражение? Структурный анализ изучает,
какую долю в личности и действиях человека
занимает то или иное эго-состояние.
Три эго-состояния человека:
Эго-состояние Родитель
(Р), по Э.Берну, обнаруживает себя в таких
проявлениях, как контроль, запреты, идеальные
требования, догмы, санкции, забота, могущество.
Родитель — это собрание догм и постулатов,
которые человек воспринимает в детском
возрасте и которые сохраняет потом в
течение всей жизни. Это комплекс убеждений,
нравственных норм, предрассудков и предписаний,
некритически усваиваемых индивидом как
в детстве, так и на протяжении всей жизни,
и диктующих ему линию поведения. Это повелевающая
часть личности. Кроме того, эго-состояние
Родитель содержит автоматизированные
формы поведения, сложившиеся прижизненно,
избавляющие от необходимости сознательно
рассчитывать каждый шаг. Э. Берн отмечает,
что Родитель может проявляться двояким
образом — прямо или косвенно: как активное
состояние Я или как влияние Родителя.
В первом, активном, случае человек реагирует
так, как реагировали в подобных случаях
его отец или мать. Если говорить о косвенном
влиянии, то обычно реакция человека бывает
такой, какую от него ждали, т.е. человек
или подражает одному из родителей, или
приспосабливается к их требованиям.
Таким образом, различают две основные формы проявления Родителя: заботящийся (советы, поддержка, опека и другое). Когда на первое место выдвигаются достойные постулаты («Защищать Родину от врага — святое дело», «Предавать — подло»), и контролирующий (запреты, санкции и другое), когда приоритетными становятся самые нелепые, постыдные предрассудки и убеждения, передаваемые из поколения в поколение («Главное в жизни — вкусно есть и мягко спать», «Деньги не пахнут» и другое). Родитель — наиболее косная часть человеческого Я, остающаяся всегда вне зоны критики. Родитель влияет на поведение человека, выполняя функцию совести.
Эго-состояние Взрослый (В) включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Это состояние не имеет никакого отношения к возрасту человека, а представляет собой способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта. Хотя Взрослый использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке, он независим от предубеждений и догм Родителя и порывов Ребенка. Взрослый — это способность находить компромиссы и альтернативные варианты в жизненных тупиках, которые порой кажутся безвыходными. Это состояние функционирует «здесь и теперь» независимо от прошлого.
Эго-состояние Ребенок (Ре) содержит в
себе аффективные комплексы, связанные
с ранними впечатлениями и переживаниями.
Ребенок живет в человеке всю жизнь и проявляется
даже у старых людей, когда те мыслят, чувствуют,
реагируют на окружающее точно так же,
как делали в детстве. Это очень ценная
часть человеческой личности, наиболее
импульсивная и искренняя. Ребенок придает
личности неожиданность. Различают Ребенка
естественного (свободного) и адаптированного,
или приспособившегося. Естественному
Ребенку свойственна склонность к веселью,
живому движению, фантазии, импульсивности
и раскованности. Адаптированный Ребенок
представлен такими разновидностями,
как бунтующий (против Родителя), соглашающийся
и отчуждающийся.
Важнейшим положением
теории эго-состояний является тезис о
«переключении» одного эго-состояния
на другое: один и тот же индивид в разных
жизненных ситуациях может проявляться
то, как Родитель, то, как Взрослый, то,
как Ребенок. Кроме того, в поведении и
переживаниях индивида может одновременно
проявляться более чем одно эго-состояние.
На рисунке (приложение 14) приводится структурная
диаграмма в полном и упрощенном виде.
Состояние Взрослый необходимо для жизни, так как человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посредником между ними.
Следующее фундаментальное понятие трансактного анализа — «игры», трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрывает). Игры могут быть «хорошими», когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и «плохими», когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. На основе трансактного анализа Э. Берном была разработана психотерапия, призванная освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения.