Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 07:56, реферат
В практике менеджмента различают три системы управления: американская, японская, европейская. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента.
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Опыт менеджмента в США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.1. Менеджмент американских транснациональных
компаний (ТНК) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
3. Внешняя среда обитания. Характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
4. Трансакционный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
5. Правила проведения совещаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
6. Определение «менеджмент» … . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
7. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Конечной целью трансактного анализа является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Основной задачей при этом является достижение состояния автономного Взрослого.
Трансакция — единица общения, то есть
взаимодействие двух или более людей.
Единичным актом человеческих взаимоотношений
является обмен ходами. Трансакция начинается
с трансакционного стимула, или побуждающего
хода, — того или иного знака, свидетельствующего
о том, что присутствие (или действие) одного
человека воспринято другим. Трансакция
(трансакт) — обмен действиями. Ответ называется
трансакционной реакцией или ответным
ходом. Обмен ходами очень напоминает
торговую операцию, так как он осуществляется
по принципу «ты - мне, я - тебе». Именно
поэтому его часто называют сделкой (англ.transaction).
При трансакционной реакции
человек, к которому обращен стимул, отвечает
каким-то действием, например, улыбкой,
нахмуренным лицом, отведенными в сторону
глазами и другое.
Люди, как правило, чутко улавливают трансакционные стимулы. Например: в трамвае господин А предупредительно отодвигается, чтобы уступить место господину В. Понятно, что его присутствие замечено.
Трансакции могут быть как положительными, доброжелательными, так и отрицательными, недоброжелательными и даже агрессивными.
В трансакционном анализе рассматриваются четыре возможные жизненные позиции, определяющие отношение к себе и к другим:
Целью анализа
трансакций является получение
навыка определения, какого
Формы трансакта: дополнительные (параллельные), перекрестные (пересекающиеся) и скрытые.
Самыми зрелыми и здоровыми являются дополнительные трансакции, когда стимул, посланный человеком, встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию.
Например, два человека (руководитель
и подчиненный) взаимодействуют как Родитель—Родитель.
Пример 1. Диалог между руководителем подразделения
и подчиненным: «Это безобразие! На наш
отдел опять свалилась дополнительная
работа». Подчиненный: «Действительно
безобразие. И ведь это не в первый раз!»
Пример 2. Руководитель: «Генеральное руководство
поручило нашему подразделению разработку
нового продукта, поэтому с сегодняшнего
дня вы будете работать без выходных».
Подчиненный: «Ну, надо, так надо, только
вы также будете работать с нами без выходных».
Это может быть взаимодействие Ребенок—Родитель, когда подчиненный нуждается в сочувствии и понимании со стороны начальника и получает их, и наоборот.
Пример 1. Подчиненный: «У меня сегодня очень болит голова». Руководитель: «Идите домой, полежите, а вашу работу мы выполним сами».
Пример 2. Руководитель: «Не знаю, что и делать. Высшее руководство поручило слишком большой объем работ, а в нашем отделе недостаточно людей, чтобы это выполнить. Может, привлечь людей из других подразделений?» Подчиненный: «Не беспокойтесь, мы все выполним сами».
Также два человека могут взаимодействовать как Взрослый-Взрослый. Такие взаимодействия благоприятны в рабочей обстановке.
Руководитель подчиненному: «Я прошу вас выполнить это поручение к завтрашнему дню, чтобы я мог подготовить отчет в министерство». Подчиненный: «Хорошо, я возьму материал домой и вечером поработаю».
Основная особенность дополнительных
трансакций заключается в том, что векторы
взаимодействия параллельны, а следовательно,
никогда не пересекаются. Данное правило
не зависит ни от природы трансакций, ни
от их содержания. Пока трансакции будут
сохранять дополнительный (параллельный)
характер, правило будет выполняться независимо
от того, заняты ли ее участники на производстве
обсуждением домашних дел (Родитель—Родитель),
решают ли реальную производственную
проблему (Взрослый—Взрослый) или просто
играют вместе (Ребенок—Ребенок).
При нормальных человеческих
отношениях стимул влечет за собой уместную,
ожидаемую и естественную реакцию.
Э. Берн первым правилом коммуникации считает следующее:
пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать гладко. Следствием из этого правила является то, что пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться неопределенно долго.
Обратное правило: процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что мы называем пересекающейся трансакцией.
Пересекающиеся трансакции возникают, когда на определенный стимул следует неадекватная реакция.
Пример 1. Подчиненный руководителю: «Давайте начнем разработку нового направления деятельности». Руководитель: «Мне еще дополнительных хлопот не хватало! А кто будет выполнять? Не лезьте не в свои дела!». В этом случае подчиненный выполняет ход Взрослого, предлагающего серьезное дело, а руководитель выступает в ответ в роли Родителя.
Пример 2. Руководитель подчиненному: «Вы не брали красную папку с отчетом с моего стола?» (ход Взрослого, интересующегося информацией). Подчиненный мог бы ограничиться кратким ответом: «Нет, не видел» или более полным: «Нет, не видел. Давайте я помогу Вам ее найти». Но у подчиненного не все хорошо дома, и он грубо отвечает: «Вы вечно ее теряете. Возьмите там, где оставили» или «Почему Вы всегда все откладываете на последний момент, а потом придираетесь к нам?» Ответ последовал от Родителя. Такой ответ может способствовать развитию конфликтной ситуации.
Пример 3. Вернемся к первому примеру. В ответ
на реплику руководителя подчиненный
мог бы сказать: «А почему Вы кричите на
меня? Кто Вам дал такое право?» Такой поворот
событий влечет за собой конфликт, ссору.
В жизни аналогичные пересекающиеся трансакции возникают очень часто. Такие трансакции являются постоянным источником семейных, служебных и бытовых конфликтов. Пересекающиеся трансакции могут возникать у пациентов и бездарных врачей, когда пациент обращается к врачу как Взрослый к Взрослому с конструктивными предложениями и разумными замечаниями, а получает авторитарный поверхностный ответ Родителя Ребенку. Трансакции пересекаются, и в дальнейшем взаимодействие этих личностей обречено на провал. Пересекающаяся трансакция вызывает наибольшие трудности в процессе общения, какой бы стороны человеческих отношений она ни касалась.
В ходе анализа трансакций недостаточно
только констатировать факт пересечения
векторов. Необходимо еще выяснить, какая
часть личности неожиданно активизировалась
и разрушила взаимодействие. Например,
если второй участник трансакции на обращение
Взрослого к его взрослому состоянию реагирует
детским состоянием Я, то следует отложить
решение проблемы до тех пор, пока векторы
не будут приведены в такое состояние,
при котором дальнейшие трансакции могут
стать параллельными. Это можно сделать
двумя способами: либо став Родителем
и дополнив проснувшегося в собеседнике
Ребенка, либо активизировав в собеседнике
Взрослого.
Анализировать трансакции весьма
трудно, но опытный менеджер должен уметь
это делать. Иногда на предприятие может
приглашаться специалист — психотерапевт.
Делается это в том случае, если конфликты
становятся постоянными и деструктивными.
Простейшими являются дополнительные и пересекающиеся трансакции. Кроме них существуют двухуровневые трансакции — угловые и двойные, при которых один уровень видимый — то, что произносится (Э. Берн называет его социальным), а второй — скрытый, или психологический, — то, что имеется в виду (подтекст). При угловой трансакции стимул направлен, к примеру, от Взрослого к Взрослому, а ответная реакция — от Ребенка к Взрослому или от Ребенка к Ребенку. Скрытые трансакции требуют одновременного участия более чем двух состояний Я. Скрытые (угловые), трансакции представлены на рисунке.
Скрытыми трансакциями часто пользуются дипломаты, влюбленные и т. п. Он: «Не хотите ли зайти ко мне на полчаса посмотреть мою библиотеку? Выберете что-нибудь почитать». Она: «У меня как раз пара свободных часов. Я так люблю интересные книги».
На социальном уровне происходит разговор
между взрослыми о книгах, в то время как
на психологическом уровне — это разговор
Ребенка со Взрослым, и его содержание
— сексуальные взаимоотношения. Э. Берн
анализирует подобные игры: «На поверхности
инициатива принадлежит Взрослому, но
исход большинства подобных игр предопределяет
Ребенок, так что участников игры может
ждать сюрприз».
Типичные скрытые
трансакции часто возникают в жизни алкоголиков.
Придя на работу утром с похмелья, такой
сообщает окружающим: «Ох, и врезал я вчера.
Голова раскалывается» Начальник: «У каждого
бывает».
Перед нами видимая трансакция Взрослый—Взрослый.
На самом деле, трансакция гораздо глубже.
Детское состояние Я алкоголика ищет снисхождения
у родительского состояния Я начальника.
Как правило, он и получает в ответ доброжелательный
смешок и снисходительную реплику. Кто-то
может, рассмеявшись, сказать: «Да, ты человек
пропащий». Этот смех над чужим несчастьем,
так часто встречающийся в жизни, иногда
называют «трансакцией виселицы».
Правила проведения совещаний
Совещание — это очень ответственная форма работы с коллективом и не только потому, что предполагает коллегиальность и, в конечном счете какое-либо согласование мнений всех присутствующих, причем эта задача ложится на председательствующего. Дело еще в том, что современный менеджмент требует от каждого работника достаточно высокого уровня интенсивности труда, и совещание в таких условиях нередко превращается в некую отдушину, возможность расслабиться, быть как бы при деле и на виду у руководства, но в то же время не решать конкретных задач. Причем это расслабление наступает чисто рефлекторно, на подкорочном уровне сознания, зачастую независимо от воли и намерений человека. Отсюда и основной грех большинства совещаний — частая растянутость, бессодержательность выступлений, подспудное нежелание возвращаться к исполнению своих рутинных обязанностей, в результате и расплывчатый характер резолюций. Вывод: важнейшим фактором плодотворности совещания является регламент; с другой стороны, на первый план выдвигается требование
подготовленности
каждого участника к
Еще большая опасность, сопутствующая каждому совещанию, — это естественные попытки в ходе подобных мероприятий перевести личную ответственность за какое-либо дело в разряд коллективной. То есть каждый выступающий, рассказывая о своих проблемах, автоматически как бы перекладывает моральную ответственность за свое дело на плечи всех присутствующих, а при умелой постановке выступления — может перекинуть и реальную ответственность за воплощение дела в жизнь на своих коллег.
Председательствующий должен четко пресекать подобные поползновения. Всегда уместен вопрос, поставленный с той или иной степенью деликатности: «Можешь ли ты выполнить это сам?», «Что мешает твоему отделу реализовать твои замыслы?» Но при этом, однако, важно не подавить инициативу.
Руководитель должен обладать даром отличать действительно толковые предложения от попыток «разделить ответственность», досконально знать возможности каждого менеджера и его подразделения. При необходимости, не ущемляя достоинства, объяснить, что с данной проблемой тот или иной менеджер может справиться сам и как это ему лучше сделать.
Таким образом, совещание может быть организовано для двух целей:
- либо для
решения вопроса, выходящего
связанного с этим распределением обязанностей,
- либо для
совместного принятия какого-
Типы и цели совещаний.
Существует несколько основных типов совещаний, и каждый из них имеет различную цель. Конечно, совещания могут иметь не только одну цель. Совещание персонала, например, часто служит как для обмена информацией, так и для решения мелких проблем. Но независимо от того одна причина или несколько, есть причина, благодаря которой было созвано совещание.
Во время совещания, направленного на решение проблемы, участники сначала определяют проблему, а затем вырабатывают ее решение. В совещании устроенном для принятия решения группа выбирает решение, которое будет реализовано. Для того чтобы успешно провести совещание, группа должна согласовать процесс принятие решения: будет ли решение единодушным, будет ли приниматься голосованием или ориентируясь на мнение отдельных людей? Так же существуют совещания для обмена мнениями, отчетов, обратной связи. Статус совещания важен для команды, так как она должна подготовиться к нему.
Вы можете созвать совещание, когда:
· вы нуждаетесь в информации или совете, который вам
может предоставить группа;
· хотите, чтобы команда приняла участие в принятии решения или обсуждении проблемы;
· хотите поделиться информацией или поставить всех в известность о конкретной ситуации;
· имеете дело с проблемой, которая требует рассмотрения с разных точек зрения;
· считаете, что нужно четко объяснить обязанности по решению проблемы или вопроса;
· считаете, что группа испытывает необходимость в таком совещании.
Лучше НЕ созывать совещание, если:
· это - личный вопрос, который должен быть улажен один на один;
· у вас нет времени на подготовку;
· вы считаете, что лучше использовать другой метод, например, записку, электронную почту, телефонный звонок;
· вопрос уже решен;
· вопрос не настолько важен, чтобы тратить на него время;
· группе нужно время, для того чтобы обнаружить источник конфликта или разочарования.