Внешняя среда организации как открытая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что современная внешняя среда организаций имеет высокую степень сложности и неопределенность. Любая организация должна уметь приспосабливаться к постоянным изменениям во внешней среде и эффективно на них реагировать, но сделать это не так уж и легко, как кажется на первый взгляд. То, как организация будет функционировать в среде, зависит, в первую очередь, от руководства и всего персонала, так как люди – это важнейший ресурс в каждой организации. Но не стоит забывать о том, что сами организации способствуют изменениям во внешней среде, например, выпуская новые виды товаров и услуг, используя новые технологии и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................
3
1.
СУЩНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ......................................................................................

5
2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.....................................................................................................

10
3.
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ......................................................................................

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................
22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................
25

Вложенные файлы: 1 файл

kurs_gotovaya.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................

3

1.

СУЩНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ......................................................................................

 

5

2.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.....................................................................................................

 

10

3.

МЕТОДЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ......................................................................................

 

15

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................

22

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Для этого руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде, так и о внешней.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что современная внешняя среда организаций имеет высокую степень сложности и неопределенность. Любая организация должна уметь приспосабливаться к постоянным изменениям во внешней среде и эффективно на них реагировать, но сделать это не так уж и легко, как кажется на первый взгляд. То, как организация будет функционировать в среде, зависит, в первую очередь, от руководства и всего персонала, так как люди – это важнейший ресурс в каждой организации. Но не стоит забывать о том, что сами организации способствуют изменениям во внешней среде, например, выпуская новые виды товаров и услуг, используя новые технологии и т.д.

Целью курсовой работы является изучение внешней среды организации как открытой системы.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:                                             1.Определить сущность и состояние внешней среды организации.

2.Дать характеристику основных элементов внешней среды.

3.Определить методы анализа внешней среды.

Эта проблема решается до сих пор и будет решаться ещё долго, так как изменения во внешней среде происходят каждый день, а то и может чаще. Следовательно, организации должны успевать подстраиваться под них, иначе работа в них будет ухудшаться. А для того, чтобы научится быстро реагировать на изменения, нужно эту проблему постоянно анализировать и искать более правильные пути к их решению. Данная проблема решается эффективно в связи с тем, что в течении её решения между разными организациями существуют некая конкуренция. Поэтому каждый пытается внести каждый раз новый и более эффективный способ её решения.

В процессе написания курсовой работы для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: экономико-математические и аналитические методы, методы статистической обработки информации и другие качественные и количественные методы.

Была использована литература таких авторов, как Богатая И., Лазарева А., Бугаев А., Гарькуша В. Н., Дорофеева Л. И., Зарубина Ж. Н., Карпов А. Л., Кокарев Д. В., Лебедев К. Н., Лисечко Н. А., Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Семиков В. Л., Ушаков В. Д., Федько В. П., Хангер Дж. Д., Уилен Т. Л. и Ярцева Н. А..

Структура работы состоит из введения, основной части, состоящая из трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Любая организация функционирует в определённой окружающей её среде, с которой она находится в определённых связях и взаимодействиях. Эту среду называют внешней средой.

В связи с тем, что современные организации представляют собой открытые системы, они получают из внешней среды энергию, информацию, материальные и другие ресурсы для обеспечения своей деятельности. При этом каждая организация отдаёт во внешнюю среду продукты своей деятельности (товары, услуги и др.). Разрыв связей с внешней средой чаще всего означает для организации окончание её жизненного цикла (гибель).1

Поэтому организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углублённое представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденции развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией.

В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х гг. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.2

Сегодня глобализация, насыщение рынков, ужесточение требований к качеству продуктов расширяют рамки внешней среды организации, а предсказуемость изменений внешнего окружения, наоборот уменьшают.

Прежде чем выделять отдельные элементы внешней среды как открытой системы, определять ее методы оценки, необходимо раскрыть ее сущностные признаки.

К характеристикам внешней среды относят:

1. Взаимосвязанность факторов внешней  среды – уровень силы, с которой  изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других.

Например, в 70-е гг. снижение поставок нефти, прежде всего в силу политической структуры и целей других стран, оказало сильное воздействие на общее состояние экономики США. Рост цен на продукты нефтепереработки повлек за собой общее повышение цен почти на все. Это же изменение стало катализатором серии правительственных акций, например, попыток регулирования температуры в общественных местах распределения топлива, установления нормативов на эффективность использования топлива, введения налогов на сверхприбыль нефтяных компаний, учреждения крупного федерального проекта по преодолению энергетической зависимости от других стран.

До того, как произошло резкое падение цен на бензин, среда прямого воздействия многих организаций также была под ударом, поскольку профсоюзы требовали компенсаций в связи со скачками цен на потребительскую продукцию. Некоторые фирмы, например, выпускавшие автомобили для загородных путешествий и крупные модели, а также занимавшиеся автомобильным туризмом, пострадали из-за оттока потребителей. Но в некоторых случаях эффект оказался положительным. Пошли в гору дела у ряда фирм, производящих теплоизоляционные материалы, разрабатывающих синтетические топлива и выпускающих электромобили и устройства, работающие от солнечной энергии. В то же время в этих секторах возросла конкуренция, поскольку многие фирмы решили добиваться своей доли в развивающихся отраслях производства.3

2. Сложность внешней среды –  число факторов, на которые организация  обязана реагировать, а также  уровень вариативности каждого  фактора.

Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии.

3. Подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения  в окружении организации. Эта  характеристика, как и все остальные, будет специфической для каждой  организации (отрасли). Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

4. Неопределенность внешней среды  – является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу, конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации недостаточно и есть определенные сомнения в ее точности, внешняя среда становится менее определенной и принимать верные управленческие решения становится труднее.4

Обобщая вышеперечисленные признаки, с учетом взглядов на рассматриваемую проблему, можно дать следующее определение внешней среде как экономической категории: внешняя среда представляет собой динамично изменяющуюся совокупность факторов и условий искусственного или объективно-независимого происхождения, которые организация не способна контролировать, но которые напрямую или косвенно оказывают на нее положительное либо отрицательное воздействие.

Внешняя среда, с одной стороны, создает саму возможность существования данного бизнеса или фирмы, с другой стороны, она противостоит фирме, периодически создавая условия, направленные на ее разрушение. Фирма или ее отдельный бизнес сохраняют свою устойчивость, пока их собственная организация достаточна для сопротивления воздействию экзогенных условий.5

Для того чтобы уменьшить зависимость организации от неопределённости, необходимо научиться снижать её уровень. Этого можно достичь следующими способами: улучшением взаимодействия и повышением уровня информированности о состоянии внешней среды; выбором новой стратегии; изменением организационной структуры и др.

Для улучшения взаимодействия и повышения уровня информированности целесообразно сделать организацию более открытой и активно взаимодействующей с внешней средой. Организация может узнавать о внешней среде, о конкурентах, о деловом окружении. Вместе с тем организация получает больше возможностей для того, чтобы передавать деловую информацию во внешнюю среду.

Внешнее окружение способно повышать или понижать эффективность практически любого бизнеса, как бы он ни был привлекателен с позиций роста, рентабельности, уровня стабильности внешней среды и оптимизации хозяйственного портфеля. Анализ внешнего окружения имеет особое значение для принятия управленческих решений по выбору объектов инновационной деятельности. Результаты такого анализа должны показать, во-первых, силу и направление воздействия каждого элемента внешней среды на конечные результаты данного предприятия, действующего в конкретной сфере деятельности и, во-вторых, вид целесообразной стратегии для данного объекта инновационной.6

Таким образом, внешняя среда управления в целом характеризуется многокомпонентностью, ростом сложности, подвижности, неопределенности, нарастающей взаимосвязанностью основных элементов, так что изменение хотя бы одного из них влечет изменение многих других элементов. 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

 

Внешняя среда организации – это совокупность факторов, субъектов и условий, находящихся за пределами организации и способных влиять на ее поведение.

Элементы внешней среды подразделяются на две группы: факторы прямого и косвенного воздействия на организацию (представлены на рис. 1 , ниже).

Среда прямого воздействия (деловая среда, микроокружение) включает такие элементы, которые непосредственно влияют на хозяйственный процесс и испытывают на себе такое же влияние функционирования организации. Эта среда специфична для каждой отдельной организации и, как правило, контролируется ею. 

Среда косвенного воздействия (макроокружение) включает элементы, которые влияют на процессы, протекающие в организации не прямо, а косвенно, опосредованно. Эта среда в основном не имеет специфического характера по отношению к отдельно взятой организации и, как правило, находится вне ее контроля.

Внешняя среда прямого воздействия включает следующие основные элементы: потребители, поставщики, конкуренты, рынок труда, внешние собственники, органы государственного регулирования и контроля, стратегические альянсы предприятия с другими фирмами.

Макросреду предприятия формируют экономические, политико-правовые, социально-культурные, технологические, международные условия и природно- климатические.7

Информация о работе Внешняя среда организации как открытая система