Внешняя среда организации как открытая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что современная внешняя среда организаций имеет высокую степень сложности и неопределенность. Любая организация должна уметь приспосабливаться к постоянным изменениям во внешней среде и эффективно на них реагировать, но сделать это не так уж и легко, как кажется на первый взгляд. То, как организация будет функционировать в среде, зависит, в первую очередь, от руководства и всего персонала, так как люди – это важнейший ресурс в каждой организации. Но не стоит забывать о том, что сами организации способствуют изменениям во внешней среде, например, выпуская новые виды товаров и услуг, используя новые технологии и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................
3
1.
СУЩНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ......................................................................................

5
2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.....................................................................................................

10
3.
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ......................................................................................

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................
22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................
25

Вложенные файлы: 1 файл

kurs_gotovaya.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

– стратегии WT по своей природе относятся к стратегиям защитного типа и предназначены для минимизации своих слабых сторон.18

Еще одной методикой исследования внешней среды является GAP-анализ. Его целью является выявление «белых пятен», «пробелов» между существующей ситуацией и предполагаемым видением положения субъекта управления.

Использование инструмента возможно как непосредственно при разработке маркетинговой стратегии, так и при реализации и оценке отдельных компонентов маркетинг-микс. Основным недостатком методики является «наблюдательный» характер, отсутствие четких рекомендаций по совершенствованию сложившейся ситуации19.

 

Бреши в номенклатуре (PG)

Бреши в использовании (UG)

Бреши в распределении (DG)

Бреши в конкуренции (CG)

Существующий объем продаж (ЕS)






 

 

 
        


Рис. 2. Схематичное представление GAP-анализа20

 

Для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:

  1. важности для отрасли по шкале: 3 – большая, 2 – умеренная, 1 – слабая;
  2. влияния на организацию по шкале: 3 – сильное, 2 – умеренное, 1 –слабое, 0 – отсутствие влияния;
  3. направленности влияния по шкале: +1 – позитивная, -1 – негативная.

Таблица 2

Таблица профиля среды

 

Факторы среды

Важность для отрасли, А

Влияние на организацию, В

Направленность влияния, С

Степень важности, D=A-B-C

1.

       

2.

       

3.

       

 

Далее все три экспертных оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания при разработке стратегии, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.

Таким образом, анализ различных методик исследования внешней среды необходим для выявления закономерностей и особенностей применения на различных этапах реализации стратегии развития организации. Использование этих методик позволит построить наиболее оптимальную стратегию развития субъекта управления. Для исследования внешней среды возможно использование таких методик как SWOT-анализ, TOWS-анализ, GAP-анализ, методы составления профиля среды. Но все же, при анализе внимание уделяется уровню менеджмента предприятия, опыту руководителей в практической работе по управлению; имиджу организации в глазах общественности, конкурентов и персонала; конкурентным преимуществам организации в тех сегментах рынка, на которые ориентируется предприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Любая организация функционирует в определённой окружающей её среде, с которой она находится в определённых связях и взаимодействиях. Эту среду называют внешней средой. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

К основным характеристикам внешней среды относят:

1. Взаимосвязанность факторов внешней  среды – уровень силы, с которой  изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других.

2. Сложность внешней среды –  число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

3. Подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения  в окружении организации. Эта  характеристика, как и все остальные, будет специфической для каждой  организации (отрасли). Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

4. Неопределенность внешней среды  – является функцией количества  информации, которой располагает  организация по поводу, конкретного  фактора, а также функцией уверенности  в этой информации. Если информации  недостаточно и есть определенные сомнения в ее точности, внешняя среда становится менее определенной и принимать верные управленческие решения становится труднее.

Обобщая вышеперечисленные признаки, можно дать следующее определение внешней среде как экономической категории: внешняя среда представляет собой динамично изменяющуюся совокупность факторов и условий искусственного или объективно-независимого происхождения, которые организация не способна контролировать, но которые напрямую или косвенно оказывают на нее положительное либо отрицательное воздействие.

Элементы внешней среды подразделяются на две группы: факторы прямого и косвенного воздействия на организацию. Среда прямого воздействия (деловая среда, микроокружение) включает такие элементы, которые непосредственно влияют на хозяйственный процесс и испытывают на себе такое же влияние функционирования организации. 

Среда косвенного воздействия (макроокружение) включает элементы, которые влияют на процессы, протекающие в организации не прямо, а косвенно, опосредованно. Внешняя среда прямого воздействия включает следующие основные элементы: потребители, поставщики, конкуренты, рынок труда, внешние собственники, органы государственного регулирования и контроля, стратегические альянсы предприятия с другими фирмами. Макросреду предприятия формируют экономические, политико-правовые, социально-культурные, технологические, международные условия и природно- климатические.

Для исследования внешней среды возможно использование таких методик как SWOT-анализ, TOWS-анализ, GAP-анализ, методы составления профиля среды. Но все же, при анализе внимание уделяется уровню менеджмента предприятия, опыту руководителей в практической работе по управлению; имиджу организации в глазах общественности, конкурентов и персонала; конкурентным преимуществам организации в тех сегментах рынка, на которые ориентируется предприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Богатая И., Лазарева А. Практические аспекты использования стратегического анализа и учета в коммерческой организации // Учет и статистика. – 2008. – № 12. – С. 167 – 170.
  2. Бугаев А. Понятие «деловая среда» организации и его содержание // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2010. – № 1. – С. 114 – 116.
  3. Гарькуша В.Н. Методы сканирования корпоративной организационной среды: анализ и практика применения // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. – 2011. – № 1. – С. 66 – 72.
  4. Дорофеева Л.И., Бгашев М.В. Менеджмент: Учебник для студентов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.– 403 с.
  5. Зарубина Ж.Н. Инновационный метод стратегического анализа внешней среды бизнеса // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 7. – С. 27-29.
  6. Карпов А.Л. Конкурентоспособность фирмы: эффективность и устойчивость в агрессивной внешней среды // Журнал экономической теории. – 2009. – № 4. – С. 18 – 29.
  7. Кокарев Д.В. Внешняя среда и конкурентоспособность предприятия // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2008. – № 2. – С. 58 – 63.
  8. Лебедев К.Н. Управленческие воздействия на объекты внешней среды фирмы // Экономические науки. – 2010. – Т. 70. – № 9. – С. 167 – 171.
  9. Лисечко Н.А. Методическое обеспечение комплекса маркетинга в сфере услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2010. – № 26. – С. 107 –110.
  10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Дело, 2008. – 704 с.
  11. Теория управления: учебник. / Под общ.ред. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 560с.
  12. Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред.проф. И.Ю.Солдатовой, проф.М.А.Чернышева. – М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. – 256с.
  13. Семиков В.Л.  Теория организации: Учебник. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2008. – 220 с.
  14. Семиков В.Л., Ушаков В.Д. Внешняя среда и взаимодействие с ней организации // Технологии техносферной безопасности. – 2009. – № 6. – С. 3 – 23.
  15. Теория управления: учебник / под ред. Ю.В.Васильева, В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 608с.
  16. Федько В.П. Основы маркетинга. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. – 480 с.
  17. Хангер Дж. Д., Уилен Т. Л. Основы  стратегического менеджмента. / Пер. с англ. 4-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 319 с.
  18. Ярцева Н.А. Факторы формирования экономической устойчивости фирмы // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. – 2009. – № 3. – С. 69-73.

 

 

 

 

1 Семиков В.Л.  Теория организации: Учебник. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2008. – С. 157.

2 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие.   – М.: Дело, 2008. – С. 78.

3 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие.   – М.: Дело, 2008. – С. 79.

4 Кокарев Д.В. Внешняя среда и конкурентоспособность предприятия // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2008. – № 2. – С. 58.

5 Карпов А.Л. Конкурентоспособность фирмы: эффективность и устойчивость в агрессивной внешней среды // Журнал экономической теории. – 2009. – № 4. – С. 25.

6 Зарубина Ж.Н. Инновационный метод стратегического анализа внешней среды бизнеса // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 7. – С. 28.

7 Дорофеева Л.И., Бгашев М.В. Менеджмент: Учебник для студентов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.– С. 45.

8 Семиков В.Л., Ушаков В.Д. Внешняя среда и взаимодействие с ней организации // Технологии техносферной безопасности. – 2009. – № 6. – С. 6.

9 Ярцева Н.А. Факторы формирования экономической устойчивости фирмы // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. – 2009. – № 3. – С. 72.

10 Дорофеева Л.И., Бгашев М.В. Менеджмент: Учебник для студентов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.– С. 45.

11 Семиков В.Л., Ушаков В.Д. Внешняя среда и взаимодействие с ней организации // Технологии техносферной безопасности. – 2009. – № 6. – С. 8.

12 Ярцева Н.А. Факторы формирования экономической устойчивости фирмы // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. – 2009. – № 3. – С. 73.

13 Дорофеева Л.И., Бгашев М.В. Менеджмент: Учебник для студентов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.– С. 48.

14 Богатая И., Лазарева А. Практические аспекты использования стратегического анализа и учета в коммерческой организации // Учет и статистика. – 2008. – № 12. – С. 165.

15 Богатая И., Лазарева А. Практические аспекты использования стратегического анализа и учета в коммерческой организации // Учет и статистика. – 2008. – № 12. – С. 167.

16 Гарькуша В.Н. Методы сканирования корпоративной организационной среды: анализ и практика применения // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. – 2011. – № 1. – С. 67.

17 Хангер Дж. Д., Уилен Т. Л. Основы стратегического менеджмента. / Пер. с англ. 4-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 102.

18 Гарькуша В.Н. Методы сканирования корпоративной организационной среды: анализ и практика применения // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. – 2011. – № 1. – С. 68.

19 Лисечко Н.А. Методическое обеспечение комплекса маркетинга в сфере услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2010. – №26. – С. 107.

20 Федько В.П. Основы маркетинга. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. – С. 343.


Информация о работе Внешняя среда организации как открытая система