Внешняя среда предприятия сервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы выражается тем, что современная среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней предприятий. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые предприятие должно учитывать при определении своих целей и при их достижения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менедж..docx

— 74.77 Кб (Скачать файл)

Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание. Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Он должен также предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия. 

Организации, подобно биологическим организмам, должны приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. 

Первой проблемой при рассмотрении организации как открытой системы является определение внешней среды. Учет внешнего окружения необходимо ограничить только теми аспектами, от которых решающим образом зависит успех организации.

Главная цель предприятия - получение максимальной прибыли в долгосрочной перспективе. Для осуществления главной цели предприятие решает ряд задач:

1) Выпуск высококачественной продукции (выполнение работ, оказание услуг) в соответствии со спросом  и потребностями потребителя.

2) Рациональное использование производственных  ресурсов с учетом их взаимозаменяемости.

3) Разработка стратегии и тактики  поведения предприятия.

4) Внедрение новых технологий, освоение  новой техники.

5) Забота о своих работниках, их росте и квалификации кадров, повышении содержательности труда.

6) Обеспечение конкурентоспособности  предприятия и продукции, поддержание  благоприятного имиджа предприятия.

7)  Проведение гибкой ценовой  политики и осуществление других  функций[21, с. 11-12].

Именно на предприятии протекает процесс производства продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату и путем выплаты налогов участвует в осуществлении государственных социальных программ.

Предприятие в условиях рыночной экономики самостоятельно осуществляет свою деятельность, само определяет организационно-правовую форму, ассортимент и объемы производства продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет сотрудничать, решает вопросы оплаты труда, ценообразования, распоряжается полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов.

 

2.2. Характеристика внешней среды функционирования предприятия

 

Факторы внешней среды взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. 

Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается[23, с.309-310].

В процессе своего функционирования любое  предприятие должно не только учитывать  воздействие внешней среды, но и  использовать все имеющиеся возможности своего дальнейшего развития, реализуя для этой цели те или иные пути, большое многообразие которых принято объединять в две большие группы: экстенсивные и интенсивные пути развития предприятия.

 

        Довольно часто в литературе  по отношению к предприятию  употребляется термины «экономическое  развитие», «экономический рост», «техническое  развитие», «социальное развитие»  и т.д. Представляется, что во многом  эти понятия схожи, но между  ними безусловно есть свои отличия, которые подчеркивают тот или иной аспект развития предприятия. В данном случае под термином «развитие предприятия» предполагается его комплексное, системное и всестороннее социально-экономическое и техническое развитие предприятия. Правомерность использования такого термина обусловлена теснейшей взаимосвязью и взаимозависимостью экономических, технических, социальных, экологических и других аспектов деятельности предприятия, поскольку экономическое развитие является, как правило, следствием (а в последующем — фактором) технического развития, социальное воздействие предприятия возможно при непременном экономическом его развитии, наконец, экологическое развитие практически невозможно без технологического развития. Исходя из этого, применяемый в данном разделе термин «развитие предприятия» характеризует его всестороннее, комплексное развитие.      

Понятие «путь» в данном случае рассматривается  как одно из возможных направлений  развития предприятия, а «фактор» —  как условие, некая предпосылка, реализация которой обеспечит развитие предприятия по экстенсивному или интенсивному пути. Поэтому все факторы, способствующие развитию предприятия принято дифференцировать на экстенсивные и интенсивные. Термин «экстенсивное развитие» подразумевает развитие предприятия, осуществляемое исключительно за счет количественного увеличения (дополнительного привлечения) основных факторов производства. Экстенсивный путь развития предприятия, предполагает расширение производства на основе вовлечения в него дополнительного объема экономических ресурсов: живого труда, основных производственных фондов и оборотных средств. При этом технико-технологическая база производства остается неизменной. Конечным результатом экстенсивного пути развития является рост объемов производства и более полное удовлетворение рыночного спроса на этой основе, что может обеспечить конкретному предприятию увеличение массы получаемой прибыли. Однако роста экономических показателей, характеризующих экономическую эффективность (себестоимость и рентабельность продукции, производительность труда, уровень фондоотдачи и т.д.), практически не происходит[26, с.33-34].       

 Экстенсивное развитие предприятия  обеспечивает расширенное воспроизводство  при расширении поля производства:

-вовлечение в производство дополнительного  числа рабочих;

-расширение производства продукции  за счет строительства и ввода  в действие новых производственных объектов;

-расширение используемых земельных  площадей;

-дополнительное вовлечение в производственный оборот материально-сырьевых и топливно-энергетических природных ресурсов.

При наличии безусловных недостатков, присущих экстенсивному пути производства, тем не менее нельзя не отметить, что, во-первых, на начальных этапах общественного производства это был практически единственный путь удовлетворения все возрастающих потребностей, а во-вторых, использование экстенсивных факторов роста обеспечивает получение так называемых побочных эффектов в виде: все более широкого вовлечения в производство свободных трудовых ресурсов, что приводит к снижению уровня безработицы; повышения эффективности использования всей инфраструктуры действующих предприятий в случае расширения производства; улучшения финансового состояния предприятия вследствие получения дополнительной суммы прибыли от расширения производства и др. Поэтому экстенсивный путь развития нельзя признать ошибочным или вредным, он выполнил свою историческую роль, обеспечив существенное развитие экономики, и подготовил основу для реализации нового типа производства — интенсивного.

Интенсивные факторы обеспечивают интенсивный  путь развития, основанный на применении более эффективных орудий и предметов труда, более совершенных форм организации труда и технологических процессов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса, наиболее полном и эффективном использовании всех факторов. Переход к интенсивному пути развития обусловлен прежде всего тем, что возможности экстенсивного развития, предусматривающего увеличение объемов производства за счет чисто количественного роста применяемых элементов производства в границах качественной независимости, практически исчерпаны. Уровень эффективности использования накопленного производственного потенциала, созданного преимущественно на этапе экстенсивного пути развития, стал снижаться. 

Внешняя среда не постоянна, в ней все время происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, было обнаружено, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом[22, с. 55-57].

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений[19, с. 77-79].

Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причём не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, вывода проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений.

 

 Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внутренняя среда изучается для того, чтобы вскрыть сильные и слабые стороны организации, а внешнее окружение изучается для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Маркетинговое окружение рассматривается как совокупность трех сред: макроокружения, непосредственного окружения (микроокружения) и внутренней среды организации.

 

 

 

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

3.1. swot-анализ предприятия

 

В современных условиях, когда конкурентная борьба в отдельных областях и отраслях экономики обостряется в результате сокращения спроса и снижения производства, на первый план выходит необходимость составления менеджментом предприятия чёткого плана действий, который позволит адекватно использовать сильные стороны и открывающиеся - в условиях посткризисной экономики - возможности деятельности предприятия. В то же время, следует учитывать и такие «угрозы», как деятельность конкурентов, как существующих, так и возможных новых. Подобное рациональное планирование позволит значительно снизить риск негативных последствий при принятии тех или иных управленческих решений.

Одним из наиболее распространённых и действенных методов стратегического планирования является так называемый SWOT-анализ. [1, с.90-91].

Итак, что же представляет собой SWOT-анализ? SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды)

Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;

Слабые стороны (Weaknesses) - недостатки организации;

Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализ необходимо:

-определить основное направление развития предприятия (его миссию);

-взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);

-поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия);

-проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа.

В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы

Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п[26, с.99-100].

Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Информация о работе Внешняя среда предприятия сервиса