Внутренняя и внешняя среда в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является изучение факторов внешней и внутренней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности фирмы.
Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. В современных условиях российские предприятия должны научиться жить в соответствии с требованиями рыночной экономии, важнейшим условием для этого является анализ и управление внутренними факторами организации.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Внешняя и внутренняя среда в управлении
1.1 Понятие «Организация»..................................................................................5
1.2 Внутренняя среда управления........................................................................8
1.3 Внешняя среда управления............................................................................13
Глава 2. Организационные формы и структуры управления
2.1 Организационные формы управления..........................................................15
2.2 Организационная структура управления......................................................26
Глава 3.Анализ сред организации
3.1 Анализ внешней среды организации.............................................................29
3.2 Анализ внутренней среды организации........................................................35
Заключение.............................................................................................................41
Список используемой литературы.......................................................................43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая -теор.управления.docx

— 110.07 Кб (Скачать файл)

Этот  процесс получил название STEP-анализа(социальные, технологические, экономические и политические факторы).

Экономические факторы ведения  бизнеса.

Экономические отношения в макросреде определяют для организации прежде всего  то, как формируются и распределяются ресурсы. Изучение экономической ситуации предполагает анализ ряда показателей: величины валового национального продукта, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, налгооблажения, платежного баланса  и т.п.

При изучении экономических факторов важно обращать внимание и на такие факторы, общий  уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и  степень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

При изучении перечисленных показателей и  факторов для обоснования стратегического  выбора в первую очередь представляют интерес не значения показателей  как таковые, а основные тенденции, т.е. то, какие возможности для  ведения бизнеса это дает в  перспективе.

Также в  сферу внимания стратегического  анализа входит и выявление потенциальных  угроз для фирмы, которые могут  «маскироваться» в отдельных  параметрах экономической ситуации.

Очень часто  бывает так, что возможности и  угрозы идут в связке между собой. Например, низкая цена рабочей силы, с одной стороны, может привести к снижению издержек. Но, с другой стороны, она таит в себе угрозу снижения качества труда.

Анализ  экономической ситуации не в коем случае не должен ограничиваться только анализом отдельных ее составляющих, должен быть направлен на комплексную  оценку ее состояния. В первую очередь  это оценка степени напряженности  конкуренции и уровня деловой  привлекательности для тех или  иных рынков, степени и видов рисков и т.п.

Рынок рабочей силы.

Анализ  рынка рабочей силы направлен  на то, чтобы выявить его потенциальные  возможности и ограничения в  обеспечении организации кадрами, необходимыми ей для решения своих  задач. Организация должна изучать  рынок рабочей силы как с точки  зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности и  квалификации, требуемого уровня образования, возраста, пола и т.п., так и с  точки зрения стоимости рабочей  силы.

Важным  направлением изучения рынка рабочей  силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих влияние на этот рынок, так как в ряде случаев они  могут сильно осложнить доступ к  необходимой для организации  рабочей силе.

Технологические факторы ведения  бизнеса.

Анализ  технологического блока позволяет  своевременно увидеть те возможности, которые открывает развитие науки  и техники для усовершенствования производимой продукции и модернизации процессов ее изготовления и сбыта. Развитие науки и техники несет  в себе как огромные возможности, так и не менее серьезные угрозы для действующего бизнеса.

Многие  организации оказываются не в  состоянии увидеть открывающиеся  новые перспективы, так как технический  потенциал для осу- ществления принципиально  новых (коренных) изменений преимущественно  создается за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией или  так и не решившись на осуществление  коренных изменений, они теряют свою долю рынка, что может привести к  крайне негативным для них последствиям.

Отслеживание  процесса развития технологий важно  не только в связи с тем, что  необходимо вовремя начать использование  новых технологических достижений, но также и в связи с тем, что организация должна предвидеть и спрогнозировать наиболее подходящий момент отказа от используемой (традиционной для нее) технологии. Это означает, что процесс изучения технологической  компоненты макроокружения должен способствовать выбору таких решений, которые позволяют  не опоздать с началом технологического обновления и не задержаться надолго  с использованием когда-то передовой  технологии и с производством  когда-то нового продукта.

Правовые нормы и ограничения.

Изучение  законов и других нормативных  актов, устанавливающих правовые нормы  и рамки деловых отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий и приемлемые методы отстаивания  своих интересов.

Очень важным является выяснение степени обязательности действия правовых норм, а также  того, распространяется ли их действие на все организации или же существуют исключения из правил, и наконец, уяснение того, насколько неотвратимо применение санкций к организации в случае нарушения правовых норм с ее стороны.

 

Общие особенности изучения отдельных  факторов.

Изучая  различные факторы внешней среды, очень важно всегда иметь в  виду следующие два момента.

Первое  — это то, что все компоненты макроокружения сильно влияют друг на друга. Изменения в одной из компонент обязатель но приводят к тому, что чуть раньше или чуть позже происходят изменения в других компонентах макроокружения. Поэтому их изучение и анализ должны вестись системно, с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения.


Второе  — это то, что степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации неодинакова. В частности, степень влияния зависит от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.п. Считается, что крупные организации испытывают большую зависимость от макроокружения, чем мелкие. Чтобы учитывать это при изучении макроокружения, организация должна определить для себя, какие из внешних факторов, относящихся к каждой из компонент макроокружения, оказывают наиболее значительное влияние на ее деятельность.

Кроме того, организация должна составить список тех внешних факторов, которые  являются потенциальными носителями угроз  для нее. Также необходимо иметь  список тех внешних факторов, изменения  в которых могут открыть дополнительные возможности для организации.

Система мониторинга внешней среды.

Для изучения тенденций макроокружения целесообразно  создать в организации специальную  систему мониторинга изменения  внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных  наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в полгода-год) оценок состояния важных для организации внешних факторов.

Проведение  наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:

  • анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах, других информационных изданиях;
  • анализ издающихся нормативных документов;
  • участие в профессиональных конференциях;
  • изучение мнения сотрудников организации;
  • проведение собраний и обсуждений внутри организации. 
    Изучение макроокружения не должно ограничиваться только

констатацией  того, в каком состоянии оно  пребывало ранее или пребывает  сейчас. Важно вскрыть тенденции, которые характерны для изменения  состояния отдельных важных факторов, и попытаться предсказать направление  и интенсивность развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и  какие возможности могут открыться  перед ней в будущем.

 

3.2 Анализ внутренней среды организации

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической  и производственно сбытовой деятельности фирмы. Внутренняя среда организации  является источником её жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации  функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени.

Когда речь идёт о внутренней среде фирмы, имеется  ввиду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.

Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации  в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.

Основные  цели, которые ставит перед собой  фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике — прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и  внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды  предприятия можно свести к следующим  укрупненным сферам:

-производство;

-маркетинг  и материально-техническое снабжение  (МТС);

-НИОКР;

-финансовое  управление, бухучет и отчетность;

- общее  управление. Такое деление на  сферы деятельности носит условный  характер и конкретизируется  в общей и производственной  организационной структурах. На  нашем уровне рассмотрения эти  сферы деятельности связаны основными  информационными потоками в управлении  предприятием. Взаимосвязь основных  внутренних сфер деятельности  фирмы иллюстрируется схемой  рис. 2.

 

 

Рис. 2 Внутренняя среда фирмы

 

Чтобы определить стратегию поведения организации  и провести эту стратегию в  жизнь, руководство должно иметь  углубленное представление о  внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о  внешней среде, тенденциях развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внутренняя среда и внешнее  окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь  для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация  должна учитывать при определении  своих целей при их достижении.

Внутренняя  среда организации оказывает  постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

Внутренняя  среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор  ключевых процессов и элементов  организации, состояние которых  в совокупности определяет тот потенциал  и те возможности, которыми располагает  организация.

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

Финансовый  срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Далее более  подробно рассмотрим вышеперечисленные  стороны деятельности предприятия, которые анализируются управляющими в качестве факторов внутренней среды.

Анализ производства и реализации продукции

Одной из основных задач предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно  влияют на величину издержек, прибыль  и рентабельность предприятия.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий  начинают с изучения показателей  выпуска продукции. Его основные задачи:

  • оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
  • определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  • разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Первая  задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

Задачи  анализа - определить обеспеченность предприятия  и его структурных подразделений  основными фондами и уровень  их использования по обобщающим и  частным показателям, а также  установить причины их изменения; рассчитать влияние использования основных фондов на объем производства продукции  и другие показатели; изучить степень  использования производственной мощности предприятия и оборудования; выявить  резервы повышения эффективности  использования основных средств.

Информация о работе Внутренняя и внешняя среда в управлении