Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 18:45, курсовая работа
Цель исследования – изучение особенностей внутренней среды организации.
На основе цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить отечественную и зарубежную литературу;
- выявить сущность и значение анализа внутренней среды организации;
- рассмотреть основные составляющие внутренней среды организации;
- рассмотреть персонал, как основной компонент внутренней среды организации
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Теоретическое содержание внутренней среды организации в современных условиях……………………………………..……………………………………………..5
1.1 Внутренняя среда и ее сущность……………………………………………………..5
1.2 Основные элементы внутренней среды организации……………………………..12
2 Исследование внутренней среды организации (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)………………………………………………….……………………21
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)……………………….…………21
2.2 Анализ формальной структуры коллектива и ее влияние на эффективность деятельности предприятия (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)…………………………………………..……………………………26
2.3 Анализ неформальной структуры и ее влияние на развитие коллектива организации (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)…….…………………………………………………………………29
3 Совершенствование внутренней среды организации (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)…………………………………………………..36
Заключение…...…………………………………………………………………………..40
Список использованных источников……………...……………………………………43
Приложения…..…………………………………………………………………………..44
Для превращения коллектива ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова» в субъект управления необходимо:
- создание специальных
органов самоуправления (советы
трудовых коллективов,
- организация
широкой гласности о
- регулярное
обучение практике управления
всех звеньев управляющей
- комплексное применение в каждом коллективе всех частей управления – технологического, экономического, социологического. Необходим учет последствий технологической организации труда на формирование здоровой морально – психологической атмосферы, а так же постоянные усилия по сплочению коллектива.
Для осуществления самоуправления трудовой коллектив не только наделен определенными полномочиями, но и имеет определенную власть, которую можно подразделить на:
а) нормотворческую – по выработке и утверждению локальных норм права, например коллективно-договорных условий, в том числе нормативного характера;
б) общественно
– властные полномочия по подбору
хозяйственных руководителей в
государственных и
в) общественно – дисциплинарную власть по установлению и обеспечению дисциплины труда и наказанию ее нарушителей.
Самоуправление трудового коллектива – это высшая форма производственной демократии, которая является основным правом в правовом статусе трудового коллектива. Производственная демократия – это участие работников, их трудовых коллективов, профсоюзов в решении вопросов управления организацией, в том числе участие в организации труда, установлении условий труда и быта.
Мы предлагаем организовать совет трудового коллектива, который будет обладать следующей компетенцией по осуществлению полномочий трудового коллектива.
Для создания работоспособного
инициативного трудового
- искать среди своих работников незаурядных личностей;
- привносить вдохновение;
- увлекать людей собственным примером;
- поручая, давать свободу действий;
- выделять время
и ресурсы на развитие
Следует также учитывать, что сплоченный коллектив держится не на конкуренции, а на кооперации между его сотрудниками. Коммуникативные механизмы согласования можно ускорить, если периодически проводить с работниками тренинги делового общения. Отладка кооперативных связей полезна как внутри подразделений, так и между ними. Правильное распределение неформальных ролей устраняет борьбу за власть и предотвращает расколы.
Тренинги способствуют выработке того, что так ценится в зрелом обществе, - корпоративного духа (esprit de corps). Именно этим определяется в конечном итоге имидж фирмы. Так создается благоприятная психологическая атмосфера, на которую уповают как на главный фактор успеха организации сторонники доктрины "человеческих отношений".
Весьма важное практическое значение для формирования работоспособного, организованного коллектива с нормальным морально-психологическим климатом и его функционирования имеет его диагностика, проведение социологических, психологических и иных исследований.
Также мы считаем целесообразным развитие неформального общения в коллективе: организацию и проведение совместных праздников, привлечение к творчеству в спорту командным методом, проведение индивидуальных праздников, систему морального и материального стимулирования необходимо пересмотреть с учетом пожеланий работников и расширить, использовать мнение работников при принятии управленческих решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Открытое акционерное общество «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова» создано в 1995 году в г. Ставрополь по решению учредителей. Уставный капитал ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова» составляет 4050 тыс. рублей, более 20% уставного капитала владеет ОАО «ЮТК».
ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова» осуществляет следующие виды деятельности: деятельность в области телефонной связи; деятельность в области документальной электросвязи, и продолжает развивать широкополосный доступ к сети Интернет по технологии ADSL и предоставление услуг коммутируемого доступа в сеть Интернет.
Организационная структура ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова» - линейно-функциональная. В целом можно говорить о достаточной устойчивости формальной организационной структуры ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова», все связи между сотрудниками и подразделениями налажены четко, уровень экономической мотивации сотрудников достаточно эффективен, текучесть персонала практически не наблюдается, за период исследования уволился только 1 работник – по причине выхода на пенсию.
Анализ неформальной структуры коллектива ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова» показал, что помимо официальных отношений, к организации сложились и межличностные отношения, однако они связаны с формальной структурой. Между тем, эффективной системы взаимоотношений на межличностном уровне в целом по организации нет. Причины такого положения мы попытались найти, используя метод опроса сотрудников. Цель опроса – выявление отношений сотрудников друг к другу и к руководству.
Согласно результатов опроса, 72% сотрудников считают для себя комфортным работу в данной организации, 13% находят в ней неудобства, и 15% чувствуют дискомфорт периодически, в основном из-за увеличения нагрузок и необходимости работать в выходные и праздничные дни.
Для 63% сотрудников заработная плата не является основным мотивом, для них более важным мотивом является характер работы, 21% работают в основном из-за заработной платы, 16% не увольняются лишь по причине страха остаться без средств к существованию. Из числа опрошенных 68% удовлетворены отношениями с коллегами и не хотят смены персонала, 24% не возражали бы против изменения одной десятой штата, и лишь 8% с удовольствием изменили бы более 50% от штатного состава работников.
Более 50% коллег с удовольствием общаются и за пределами работы, 23% иногда проводят свободное время с коллегами, в основном по официальным случаям, 21% очень редко общается в неформальной обстановке с коллегами, 2% не желают общения за пределами работы.
Для 82% сотрудников
официальное руководство
51% сотрудников
ОАО «Ставтелеком имени В.И.
Кузьминова» в целом
Также более 70% сотрудников считают коллектив ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова» дружным, слаженным и эффективным.
Тактические цели ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова» соответствуют миссии. Программы развития увязаны с переменными, от которых зависит успех организации. Не полностью соответствует миссия целям и задачам компании, так как не реализуется одно из главных стратегических направлений деятельности - «занятие компанией всех коммуникационных ниш», отсутствует целенаправленное изучение потребителя, что приводит к недополучению доходов предприятия. Тем не менее, положительным моментом можно отметить успешную деятельность следующих важных функциональных подразделений: отдела по капитальному строительству и капитальному ремонту, отдела по подготовке к чрезвычайным ситуациям.
В целях повышения эффективности функционирования коллектива необходимо обеспечить налаженную работу как формальной, так и неформальной организационной структуры. Как мы выяснили в процессе анализа, деятельность формальной структуры коллектива является в достаточной степени эффективной, а вот в неформальной структуре еще есть недостатки: не полная удовлетворенность работников, низкий уровень использования социально-психологических методов управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение А
Рисунок А.1 – Ответы на вопрос «Комфортным ли является для Вас пребывание в существующем коллективе?»
Рисунок А.2 – Ответы на вопрос «Интересен ли Вам характер Вашей работы или основным мотивом является заработная плата?»
Рисунок А.3 – Ответы на вопрос «Хотели бы Вы сменить часть сотрудников, и если да, то какой процент об их общего числа?»
Рисунок А.4 – Ответы на вопрос «Проводите ли Вы свое свободное время в кругу сотрудников, или за пределами работы круг Вашего общения резко меняется?»
Рисунок А.5 – Ответы на вопрос «Являются ли Ваши формальные руководители для Вас и неформальными лидерами?»
Рисунок А.6 – Ответы на вопрос «Существует
ли в организации неформальный лидер,
не являющийся официально работником
административно-
Рисунок А.7 – Ответы на вопрос «Эффективны ли экономические методы мотивации на предприятии?»
Рисунок А.8 – Ответы на вопрос «Существуют ли социально-психологические методы мотивации на предприятии и насколько они эффективны?»
Таблица А.1 – Матрица SWOT-анализа компании ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова»
Внешняя среда |
Внутренняя среда |
Возможности |
Сильные стороны |
Мировая тенденция к увеличению потребности в услугах связи Более глубокое проникновение на внутренний рынок Предоставление различных услуг связи на внутреннем рынке |
Доля на рынке местной связи и магистральных сетей 30% Разветвленная инфраструктура Выходы на российский рынок Создание кольцевых структур линий связи 100% уровень цифровизации коммутационного оборудования |
Угрозы |
Слабые стороны |
Низкая покупательная способность населения РФ Посткризисные явления в экономике РФ Политическая нестабильность |
Отсутствие единой информационной системы Неэффективная эксплуатация некоторых линий связи Неэффективная работа маркетинговых служб в регионах |