Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:35, курсовая работа
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера. Поэтому основной задачей данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии.
Введение………………………………………………………………………………………3
1 Сущность понятия Организации……………………………………………………………4
1.1 Признаки объединения людей в организации………………………………………….9
1.2 Характеристика основных составляющих внутренней среды……………………….12
1.3 Взаимосвязь внутренней и внешней среды организации…………………………….20
2 Анализ особенностей взаимосвязи элементов внутренней среды ОАО «Венера»…….27
2.1 Характеристика деятельности ОАО «Венера»……………………………………......28
2.2 Анализ состояния внутренней среды ОАО «Венера»………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………………………..34
Список использованных источников……………………………………………………....35
Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущность, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом.
Формулирование
и сообщение целей организации
в целом и каждого ее подразделения
представляет собой лишь один из многочисленных
механизмов координирования. Каждая функция
управления играет определенную роль
в координировании
1.2
Характеристика основных
Для
более глубокого понимания
В литературе
по управлению существуют разнообразные
подходы к вопросу
Майкл Мескон рассматривает пять переменных – цели, задачи, структуру, технологию, люди Румянцева З. Алешникова В. выделяют структуру, культуру и ресурсы, некоторые авторы, говоря о внутренней среде организации, проводят анализ ее потенциала – управленческого, производственного (экономического).
Д. Б. Чупров в качестве элементов внутренней среды организации выделяет цели, структуру, технологию, финансы, управление, персонал, коммуникацию.
Рассмотрим подробнее основные элементы организации по М. Мэскону.
Первым и основным элементом внутренней среды в организации можно назвать наличие цели, поскольку, как известно, ни одна из организаций (как формальная коммерческая структура, так и неформальное общественное объединение) не сможет сформироваться и тем более существовать, если не будет определена ее цель, ради чего организация формируется, и будет действовать в дальнейшем.
Организация, по определению, это, по крайней мере, два человека с осознанными общими целями.
Определение цели может быть дано двояким образом – для внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации, и для функционирования.
Многообразие
целей организации обычно не может
быть сведено к одному измерителю.
Общепринято считать, что основной
целью работы большинства организаций
является удовлетворение рыночной потребности
в продукции или услугах и
получение прибыли. Прибыль –
это ключевой показатель организации.
Принятый в 1995 г. Гражданский кодекс
России (ст. 50 ч. I) зафиксировал, что
основной целью коммерческих организаций
является извлечение прибыли. Но не у
всех организаций получение прибыли
является главной целью. Это касается
некоммерческих организаций, например,
церквей, благотворительных фондов.
Подобное разнообразие направленности
деятельности простирается дальше, поскольку
крупные организации имеют
Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач.
Задача
- это предписанная работа, серия
работ или часть работы, которая
должна быть выполнена заранее
Характеристики задач. Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией. Например, на обычном заводском конвейере работа людей состоит из работы с предметами. Задача же мастера — это, в основном, работа с людьми. В то же время, задачи казначея корпорации, в основном, связаны с информацией.
Два
других важных момента в работе —
это частота повторения данной задачи
и время, необходимое для ее выполнения.
Машинная операция, например, может
состоять в выполнении задачи по сверлению
отверстий тысячу раз в день. Чтобы
выполнить каждую операцию, требуется
всего лишь несколько секунд. Исследователь
выполняет разнообразные и
Следующим немаловажным элементом является структура организации, без которой не может существовать ни одна организация.
До
начала 90-х годов в нашей стране
преобладали структуры с
Структура – это форма организации системы, она отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их группами, которые обеспечивают основные свойства системы. Таким образом, структура управления организацией дает представление о ее подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали).
Майкл Мэскон дал следующее определение: «структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации» /
Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями. Целый ряд авторов отмечает первичность целей по отношению к структуре. Так как согласно цели организации, устанавливаются на основе миссии организации (ее генеральной, общей цели, философии существования) и ценностей руководства, то структура должна соответствовать ценностям организации.
Одной
из основных концепций, имеющих отношение
к структуре является специализированное
разделение труда. В большинстве
современных организаций
На данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Как именно осуществить разделение труда в организации – один из вопросов, являющийся существенным управленческим решением.
Не
менее важно и то как осуществляется
вертикальное разделение труда. Вертикальное
разделение труда необходимо для
успешной групповой работы. Центральной
характеристикой вертикальной иерархии
является формальная подчиненность
лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся
на высшей ступени, может иметь в
своем подчинении нескольких руководителей
среднего звена, представляющих различные
функциональные области. Эти руководители,
в свою очередь, могут иметь в
подчинении несколько линейных руководителей.
Число лиц, подчиненных одному руководителю
представляет сферу контроля. Различают
широкую и узкую сферу контроля
в зависимости от числа подчиненных.
Обычно узкой сфере контроля соответствует
многоуровневая структура, а широкой
– плоская структура
Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные внутри организации и снаружи могут влиять на нее. Кроме того, ни сфера контроля, ни «высота» структуры не показатель величины самой организации.
Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущность, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом.
Формулирование
и сообщение целей организации
в целом и каждого ее подразделения
представляет собой лишь один из многочисленных
механизмов координирования. Каждая функция
управления играет определенную роль
в координировании
Еще
одним элементом в
Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо большее значение, чем многие думают. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например, с полупроводниками и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги.
Из всех существующих систем классификации типов технологий наибольшей известностью пользуется система Джоан Вудворд - британской исследовательницы управления. Изучая производственные предприятия, она обнаружила, что все технологии производственных фирм можно разделить на три категории.
1. Единичное,
мелкосерийное или
2. Массовое
или крупносерийное
3. Непрерывное
производство использует
Социолог и теоретик организаций Джеймс Томпсон разработал для классификация технологий систему, отличающуюся, но не противоречащую предыдущей. По его мнению, технологии можно разделить на три следующие категории.
1. Многозвенные
технологии характеризуются