Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:10, курсовая работа
Проблема, рассмотренная в данной работе, состоит в том, как правильно и эффективно организовать внутрифирменные социальные программы на предприятии. Под социальными услугами организации понимают сумму всех услуг, которые организация предоставляет своим сотрудникам и членам их семей помимо заработной платы. Целью курсовой работы является изучение социальной политики и внутрифирменных социальных программ, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности социальной политики предприятия.
Введение 2
Глава I. Сущность и функции социальной политики организаций 4
1.1. Профсоюзы – как активный партнер в разработке и реализации социальных программ 6
1.2. Реализация социальной политики через механизм социального планирования 8
Глава II. Структура и содержание социальных программ 10
2.1. Механизм исполнения социальных программ 12
2.2. Внедрение внутрифирменных социальных программ 17
Глава III Действенность внутрифирменных кадровых программ 19
3.1 Социальный аудит 21
Глава IV Цели, задачи и принципы планирования социального развития предприятия 29
4.1 Этапы разработки плана социального развития 31
4.2 Внутрифирменная социальная программа на примере ОАО «Башкирэнерго» 34
4.3 Оценка влияния внешних корпоративных социальных программ 35
Заключение 39
Список изученной литературы 42
- Специальными жирами в соответствии с установленными нормами и количеством времени нахождения работников, занятых на работах с вредными условиями труда
8.3. Работодатель гарантирует
8.4. При временной
- При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника (ст. 184 ТК РФ).
Другим элементом организации труда является организация рабочего места.
Создание необходимых условий труда включает следующие мероприятия:
1) оснащение рабочих мест мебелью;
2) оснащение необходимой оргтехникой, оборудованием и средствами связи;
3) поддержание нормальных условий окружающей среды;
4} поддержание безопасности труда, снижение риска ущерба здоровью.
Оптимальная температура в помещениях должна быть +(20-22)°С, влажность 45-55%, освещенность 300 лк, уровень шума не более 60 дб.
2.4 Рекомендации по совершенствованию внутрифирменных социальных программ на предприятии «Водоканалсервис»
Для того чтобы более эффективно использовать способности работников, избавлять их от перегрузки, необходимо соблюдать некоторые принципы научной организации труда.
Принцип специализации заключается в обеспечении правильного соотношения работников различной специальности и квалификации в соответствии с объемом работ по выполнению каждой функции.
Принцип синхронизации предполагает согласованность в деятельности различных работников по видам работ.
Принцип прямоточности обеспечивает выбор кратчайших путей прохождения информации и материальных потоков.
Принцип ритмичности предусматривает равномерную загрузку каждого работника в течение рабочего дня и по периодам производства.[9,456]
На мой взгляд, внутрифирменные социальные программы на предприятии хорошо отлажены. Они создают сотрудникам хорошие условия труда, что немало важно в наше время.
Каждый сотрудник на данном предприятии важен и дорог руководству. Также, стоит отметить, что на предприятии своевременно выдаются специальные жиры за вредные условия труда.
Заключение
Проведенное нами исследование доказало, что социальное планирование являлось важнейшим элементом в управлении развитием любой организации. Это эффективная форма управления социальными процессами, важное средство системного использования социальных факторов и социальных резервов развития экономики в интересах человека, что выступает наиболее наглядно и определенно именно на уровне предприятия. Оно включает различные способы распределения ресурсов для эффективного или оптимального решения конкретных социальных проблем, поэтапное решение приоритетных задач достижения общественного блага.
Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов социального развития. Объектом социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая:
* социальную дифференциацию, социальную структуру;
* качество и уровень жизни персонала, в т.ч. уровень реальных доходов в целом
* качество и уровень потребления; обеспеченность жильем, его комфортность;
* обеспеченность
важнейшими видами благ и
* развитие образования, здравоохранения, культуры;
* определение объема
данных услуг, предоставляемых работникам
на платной и бесплатной
Получается, что план предприятия должен быть, с одной стороны, достаточно детальным, чтобы вовремя предвидеть и решать возникающие проблемы, а так же чтобы координировать усилия различных подразделений и специалистов. С другой стороны, план должен быть достаточно гибким для того, чтобы позволять специалистам реагировать на неожиданные возмущения со стороны внешней среды и чтобы с выгодой использовать случайно появляющиеся возможности.
Планирование хорошо работает в условиях стабильной, четкой, формализуемой и прогнозируемой среды. В этом случае планирование позволяет заранее предвидеть все основные наступающие события и вовремя принять все полезные меры, включая эффективное размещение и использование ресурсов.
Однако планирование может использоваться не только в условиях стабильной, четкой, формализуемой и предсказуемой среды, но и в условиях турбулентной, нечеткой и плохо прогнозируемой среды. Поэтому проблема правильного и эффективного планирования социального развития организации очень актуальна и в настоящее время.
Проведя анализ социального развития организации на примере филиала ведомственной охраны Красноярской железной дороги, мы выявили основные особенности планирования:
§ План социального развития может быть составлен на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период времени
§ План социального развития может включать все социальные процессы в организации, либо только те, которые наиболее проблемно
§ Планирование должно опираться на результатах и оценке показателей состояния социального развития организации
§ План должен быть четким и эффективным, а так же соответствовать имеющимся ресурсам для его реализации
§ Мероприятия по осуществлению плана должны постоянно контролировать и корректировать в зависимости от результатов
Список используемой литературы
1. Андреева И.В. Управление персоналом: учеб. пособие/ И.В. Андреева.- СПб.: Вектор, 2005.- 47
2. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М. : Экономист, 2004.- 288 с.
3. Виханский О. С. Менеджмент: Учебник/ Виханский О. С., Наумов А. И.- Третье издание. - М.: Гардарики, 2001- 125c.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент: учеб. пособие/ И.Н. Герчиков - Третье издание. - М.: ЮНИТИ, 2002- 25с.
5. Горелов А.А. Социальные отношения на предприятии: учеб. пособие/ Горелов А.А., Горелова Т.А. -М. : Флинта, 2006г. -258с.
6. Дейян А. Менеджмент: учеб. пособие/ А. Дейян - М.: Прогресс, 2004. - 340 с.
7. Егорычев Д.Н. Управленческие решения: учеб. пособие/ Д.Н. Егорычев, Л.И. Лукичева. - М.: Омега-Л, 2003. - 87с.
8. Курочкин В.А. Управление организацией: учеб. пособие/ В.А. Курочкин. - М. : Юнити-Дана, 2002. - 124с.
9. Мескон М.Х. Основы менеджмента: учеб. пособие/ М.Х. Меском - М.:Прогресс 2003. - 456 с.
10. Переверзев М.П. Менеджмент: учебник / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский ; под ред. М.П. Переверзева. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 288 с.
11. Семенов А.К. Проблемы социального планирования: учеб. пособие/ Семенов А. К., Маслов Е. Л.- М. : Дашков и К, 2007г. -132с.
1.2 Структура и содержание подобных программ
Спонсорство и благотворительность - две формы социальных инвестиций. Они обладают мощными ресурсными возможностями и могут служить основой для полноценного социального партнерства: и с обществом, и с государством.
Таким образом, социально ориентированная кадровая политика предприятия и связанные с ней социальные услуги должны способствовать тому, чтобы:
* работник отождествлял себя со своим предприятием;
* желания работников
соответствовали целям
* росли производительность труда и готовность работников к работе;
* работники были
социально защищены, предоставляемые
в законном порядке или же
по тарифному соглашению
* поощрялась собственная
инициатива работника при
* улучшалась атмосфера
на предприятии, формировался благоприятный
социально-психологический
* у работников
и у общественности
Социальная политика предприятия должна быть:
* защитной, реализуемой
через систему льгот и
* воспроизводственной,
реализуемой через организацию
оплаты труда и ее
* стабилизирующей, реализуемой через согласование интересов социальных субъектов (работник, работодатель, государство).
Как инструмент мотивации работников, она предусматривает принятие решений, касающихся:
* выбора приоритетов
в направленности самой
* выбора форм предоставления льгот, услуг, выплат и самих их видов;
* оценки величины
возможных выплат исходя из
поставленных задач и
* избирательности
в предоставлении льгот и
Основные направления социальной политики: обеспечение занятости; мотивация; стимулирование и вознаграждение персонала; охрана труда; социальная защита работников предприятия.
Повышение эффективности работы, социальная защищенность и поддержание стабильности в трудовых коллективах являются основой социальной политики. [3,125]
1.1 Опыт и принципы организации внутрифирменных социальных программ
Реализовываться социальная политика организации может через механизм социального планирования. Под социальным планированием понимается научно - обоснованное определение целей, показателей и заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и разработка основных средств их претворения в жизнь в интересах данной организации.
Актуальность внутрифирменного планирования определяется, с одной стороны, существенными изменениями, происходящими в экономике России, и требованиями к повышению эффективности деятельности предприятия малого бизнеса, а с другой, - необходимостью учёта социально-психологических факторов, влияющих на деятельность организации.
У руководителей современных малых предприятий встаёт вопрос о том, как обеспечить развитие организации через развитие персонала с учётом специфики конкретных фирм, её контингента, позиции на рынке.
1. Построение социальной политики предприятия.
Выбор социальной политики в зависимости от стратегии и целей предприятия.
Методы выбора эффективной социальной политики на основе диагностики социально-психологических потребностей персонала предприятия. Проведение диагностических мероприятий.
Корпоративная социальная ответственность, социальная отчетность, социальные стандарты.
Социальные программы как форма реализации социальной политики и корпоративной культуры предприятия. Цели и задачи программ. Разработка и планирование, содержание и структура программ.
Экспертиза программ, оценка социального и экономического эффекта программ.[6,340]
2. Использование
социальных технологий в
Психолого-социальные методики в управлении социальными процессами на предприятии: макросоциальная работа с персоналом, создание социальных групп, налаживание коммуникативных связей, разрешение конфликтов.
Внедрение психолого-социальных технологий в процессы управления персоналом: при отборе кандидатов на работу, при адаптации персонала, при внедрении корпоративной культуры, при оценке лояльности персонала.
Психотехнология воздействия на профессиональную, эмоциональную, мотивационную сферы персонала. Экспресс-анализ личностных особенностей сотрудника. Организационные конфликты при работе с персоналом. Управление конфликтной ситуацией, стратегия поведения. Переговоры как инструмент разрешения конфликтов. Профилактика конфликтов, защита от стрессов.
3. Социальные аспекты
стимулирования труда
Механизмы материальной и нематериальной мотивации сотрудников. Обязательные и инициативные льготы и компенсации, механизм воздействия льгот. Принципы формирования и реализация компенсационного пакета на предприятии. Содержание и структура компенсационного пакета для разных категорий персонала. Изучение уровня удовлетворенности персонала, оценка эффективности использования льгот.
4. Построение социальной
политики предприятия на
Организация защиты социально-трудовых прав работников. Изменения в разделах Трудового кодекса, касающиеся вопросов социального партнерства, рабочего времени и времени отдыха, оплаты и нормирования труда, гарантий и компенсаций, обеспечения прав работников на охрану труда и др.
Социальное партнерство как гарантия реализации социальной политики на предприятии. Сущность и правовое обеспечение социального партнерства. Заключение коллективного трудового договора и трехсторонних региональных соглашений с учетом требований Налогового кодекса РФ. Правовые нормы социального обеспечения пенсий, государственных и социальных пособий, социальных выплат, льгот. Правовые нормы социального обслуживания. Социальная ответственность предприятия. Нормы социального страхования (включая медицинское). Страховые случаи, субъекты и объекты социального страхования. Финансовые источники социального страхования. Добровольное социальное страхование на предприятии: виды страховых случаев, страховщики, договора добровольного страхования.