Выбор и обоснование стратегии развития ЗАО «Эхо Москвы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 01:14, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данного исследования является предприятие «Эхо Москвы»
Итак, для достижения цели данной работы, необходимо выполнить следующие задачи:
- понять сущность стратегического управления и его ключевые понятия,
- узнать порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия,
- провести анализ внешнего окружения на организацию,
- провести анализ внутренней среды организации,
- разработать и оценить варианты решения по определению предпочтительного направления развития,
- составить план работ и организацию его выполнения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления
1.1 Сущность стратегического управления и его основные понятия………….4
1.2 Порядок разработки и реализации стратегий развития предприятия……14
Глава 2. Анализ технико-экономических данных ЗАО «Эхо Москвы»
2.1 Анализ факторного воздействия внешнего окружения на ЗАО «Эхо Москвы»………………………………………………………………………….21
2.2 Анализ внутренней среды ЗАО «Эхо Москвы»…………………………...30
Глава 3. Выбор и обоснование стратегии развития ЗАО «Эхо Москвы»
3.1 Разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития ЗАО «Эхо Москвы»……………..34
3.2 Составление плана работ и организация его выполнения………………...37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент реферат заливка.doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы стратегического управления

1.1 Сущность стратегического управления и его основные понятия………….4

1.2 Порядок разработки и реализации стратегий развития предприятия……14

Глава 2. Анализ технико-экономических данных ЗАО «Эхо Москвы»

2.1 Анализ факторного воздействия внешнего окружения на ЗАО «Эхо Москвы»………………………………………………………………………….21

2.2 Анализ внутренней среды ЗАО «Эхо Москвы»…………………………...30

Глава 3. Выбор и обоснование стратегии развития ЗАО «Эхо Москвы»

3.1 Разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития ЗАО «Эхо Москвы»……………..34

3.2 Составление плана работ и организация его выполнения………………...37

Заключение……………………………………………………………………….39

Список литературы………………………………………………………………41

Приложение………………………………………………………………………42

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире, когда фирмы находятся в состоянии перманентной конкуренции как за рынок сбыта и своих покупателей, так и за ресурсы и за многие другие факторы, в этих условиях необходимо использовать стратегическое управление, позволяющее не просто составлять неосуществимые планы по деятельности и развитии компании на ближайшие годы, но и анализировать слабые и сильные стороны компании, понимать ключевые особенности деятельности предприятия конкретной области деятельности. Стратегический менеджмент позволяет с помощью различных методов разных школ менеджмента помочь понять текущее состояние предприятия, развивать отстающие стороны развития фирмы.

Объектом данного исследования является предприятие «Эхо Москвы»

Итак, для достижения цели данной работы, необходимо выполнить  следующие задачи:

- понять сущность стратегического управления и его ключевые понятия,

- узнать порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия,

- провести анализ внешнего  окружения на организацию,

- провести анализ внутренней  среды организации,

- разработать и оценить  варианты решения по определению  предпочтительного направления развития,

- составить план работ  и организацию его выполнения.

После того, как будут  решены следующие задачи, можно будет  говорить об успешном достижении цели нашей работы – разработке стратегии  предприятия

 

 

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

1.1 Сущность стратегического управления и его основные понятия

 

Роль и значение стратегического  управления в современности

Роль стратегического управления (планирования) в нашей повседневной жизни еще более велика, чем  в те времена, когда необходимость  в обособлении и раскрытии  понятия стратегического управления только-только появилась. Стратегическое планирование сменило долгосрочное, сейчас уже невозможно представить, чтобы компания могла успешно развиваться, не учитывая экономические факторы, потребности покупателей и многое другое, что раньше не принималось в расчет. Без стратегического менеджмента в быстроменяющемся современном мире компании не смогли бы выжить, потому что не были бы готовы своевременно и действенно отвечать на изменения внутренней и внешней сред.

Определение стратегического менеджмента. Классификация.

В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений стратегического  менеджмента, которые акцентируют  внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого  процесса. Один из авторов приводит такую классификацию, где все они сводятся к одному из трех подходов (или их комбинации):

• анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения;

• цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения;

• деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии.[3]

Становление стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики прошло четыре этапа:

1. Бюджетирование и контроль (в первой четверти 20 века). Основная предпосылка бюджетирования и контроля состоит из представления о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней. В современных условиях бюджетирование и контроль являются важнейшими методами управления . Однако в настоящее время более точно определена область их успешного применения . Эта проблема, которая характеризуется определенностью задач, средств для их решения , необходимого количества ресурсов. Вместе с тем такие проблемы не исчерпывают всех задач менеджмента и в 70-е годы они были дополнены проблемами, характеризующимися неопределенностями в исходных параметрах хозяйственных ситуаций .

2. Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался в 50-е годы 20 века. Он основывается на выявлении динамики экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций на будущее. В условиях потенциального роста компании или запланированного сокращения производства того или иного вида продукта этот подход оказался полезным для прогнозирования использованных ресурсов в долгосрочной перспективе .

3. Стратегическое планирование. Его широкое применение в практике бизнеса сформировалось в начале 70-х гг. 20-го века. Этот подход основывается на выявлении тенденций не только экономического развития организации, но и среды ее существования . Среда понимается как структурированная система факторов, воздействующих на организацию и ее конкурентов. В условиях нестабильности среды и с учетом существующих тенденций в изменении конкурентного окружения стратегическое планирование исходит из выявления сильных и слабых сторон организации, благоприятных возможностей, предоставляемых переменами в окружении, угроз со стороны конкурентов и других факторов внешнего окружения экономической системы.

4. Стратегический менеджмент. Как самостоятельная дисциплина появляется в середине 70-х годов. Она также основывается на изучении изменений во внешней среде организации, но более того предполагает установление конкретных целей и разработку путей их достижения на основе использования сильных сторон организации и благоприятных возможностей среды , а также компенсации слабых сторон и использовании методов избежания угроз.

Определение стратегического менеджмента, представленное в научно-методической литературе сводится к одному из трех подходов или их комбинации:

− анализ окружения (Д. Шендел, К . Хаттен). В данном случае стратегический процесс определяет и устанавливает связи организации с ее окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего результативной действовать экономической системе и ее окружению . Однако при его использовании внутренние возможности организации остаются незадействованными, хотя во многих случаях они могли бы успешно нейтрализовать угрозы , исходящие из внешней среды .

− цели и средства (У.Глук, Л.Джаух, Л.Томпмон, А . Стрикленд, Дж.Пирс, Р.Робертсон). В рамках данного подхода стратегическое управление нацелено на разработку серии решений разного уровня , между которыми существует взаимосвязь и которые организованы в соответствии с определенным образом полагаемой иерархией их важности для достижения организационных целей.

− деятельностный подход (Г. Джонсон, К . Скулз). Он акцентирует внимание на последовательности действий для осуществления стратегического управления , поэтому определяет два предыдущих.[2] Надо заметить, что вышеизложенные подходы могут иметь различные комбинации, то есть не обязательно автор, давая свое определение сущности понятия менеджмента, рассматривает его только с одной лишь стороны.

Например, О. С. Виханский в своем определении объединяет второй и третий подходы, подчеркивая значение человеческих ресурсов в стратегическом управлении: «Стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе»[1].

Нельзя сказать, что  определение сути стратегического  менеджмента содержится в первом подходе, втором, в комбинировании их, но, как будет сказано далее, понятие «стратегическое управление» или «стратегический менеджмент» наиболее полно раскрывается при сравнении его с оперативным управлением, то есть, нахождение ключевых различий предыдущих стилей управления от современного, - стратегического.

Значение понятия «стратегическое управление» на основе сравнения с оперативным управлением.

Отметим, что, при всей важности формальных родо-видовых определений, раскрыть суть стратегического менеджмента лучше всего удается через содержательное операционное определение, которое описывает стратегический менеджмент как структурированный определенным образом процесс действий для достижения некоторых, заранее определенных целей и опирающийся на известные методологические принципы[3].

Наконец, более глубокое понимание природы и целей стратегического менеджмента можно получить при сравнении его с оперативным менеджментом. Этот же анализ мы видим и у О.С.Виханского:

 

Таблица 1.1

Сравнение оперативного и стратегического управления

Характеристика

Оперативное управление

Стратегическое управление

Миссия, предназначение

Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации.

Выживание организации  в долгосрочной перспективе посредством  установления динамичного баланса  с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц.

Объек концентрации внимания менеджмента

Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов.

Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении.

Учет фактора времени

Ориентация на краткосрочную  и среднесрочную перспективу.

Ориентация на долгосрочную перспективу.

Основа построения системы  управления

Функции и организационные  структуры, процедуры, техника и  технология.

Люди, системы информационного  обеспечения, рынок.

Подход к управлению персонвлом

Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и  функций.

Взгляд на работников как на основу организации, ее главную  ценность и источник ее благополучия.

Критерии эффективности  управления

Прибыльность и рациональность использование производственного  потенциала.

Своевременность и точность реакция организации на новые  запросы рынка и изменения  в зависимости от изменения окружения.


Источник: О.С.Виханский «Стратегический менеджмент»

 

Стратегические решения  разрабатываются и контролируются на самом верхнем уровне управления. Нижестоящие уровни выполняют функции  поставщиков информации для стратегического  управления. Оперативные решения  принимаются на всех уровнях управления.

Разработка стратегии  фирмы осуществляется в условиях неопределенности. Причем неопределенность порождают как процессы вне организации, так и внутри нее. Внешняя среда  характеризуется неустойчивостью  действия факторов, вынуждающих организацию изменяться. Неопределенность внутренних факторов обусловливается взаимосвязью и взаимозависимостью компонентов и подсистем организации как сложной системы. Однако точно и детально моделировать поведение сложных систем нельзя; можно лишь выявлять и предвидеть тенденции их саморазвития.

Отсюда проистекают  следующие различия стратегического  и оперативного менеджмента: прерывистость  и системность процесса управления, а также преобладание в стратегическом управлении «мягких» проблем, т. е. таких, которые характеризуются неопределенностью исходных параметров и граничных условий. Прерывистость означает, что стратегические решения принимаются, не так часто, а их реализация требует длительного времени, иногда нескольких лет. Нужны весьма серьезные причины, чтобы приостановить развитие уже принятой для реализации стратегии. Оперативное управление в меньшей степени прерывисто, планирование осуществляется повседневно, задачи носят краткосрочный характер; оно имеет дело в основном с «жесткими», определенными проблемами.

При стратегическом планировании важно на ранних этапах процесса выдвинуть  и рассмотреть максимально возможное  количество альтернатив. Эта процедура  снижает степень риска ошибки планирования, которая может стоить дорого. Однако, чем больше альтернатив, тем больше требуется приложить усилий и времени для их оценки. В случае оперативного управления менеджеры имеют дело или с хорошо структурированными, «жесткими» проблемами, решения которых запрограммировано, или с «мягкими» решениями, но с невысоким риском серьезного ущерба при ошибке.

Для разработки стратегии  необходим большой объем информации, получаемой из разных источников и  о самых разнообразных процессах  как во внешнем окружении организации, так и во внутриорганизационных  системах. Трудно определиться в сборе данных, особенно если на их основе делаются экстраполяции будущих тенденций развития факторов и процессов, часто здесь решающими факторами являются интуиция и опыт. Процессы же сбора информации для оперативного управления в значительной мере формализованы, источники ее стабильны и находятся внутри организации, качество и достоверность данных информации можно проконтролировать. При этом можно шире использовать машинную обработку информации и автоматизированные системы управления.

Информация о работе Выбор и обоснование стратегии развития ЗАО «Эхо Москвы»