Государственное и местное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и недостаточная изученность проблемы и предопределили выбор темы курсовой работы.
Целью работы является разработка предложения по развитию союзов и ассоциаций органов местного управления самоуправления в Республике Беларусь на основании изученного зарубежного опыта.

Содержание

Введение..............................................................................................................4
1 Роль союзов и ассоциаций в решении вопросов общественного значения ..............................................................................................................5
1.1 Сущность и функции союзов и ассоциаций...............................................5
1.2 Зарубежный опыт создания союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления..........................................................................8
2 Возможности и перспективы развития союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь..............................................................................................................12
2.1 Предпосылки на пути создания союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь..............................................................................................................12
2.2 Перспективные направления развития союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь..............................................................................................................16
Заключение.........................................................................................................22
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 5 КУРС, ЗКМ.docx

— 99.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

1.2  Зарубежный  опыт создания союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления

 

 

Важную роль для создания в Республике Беларусь союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления играет зарубежный опыт. Первичной ячейкой местного самоуправления в зарубежных странах выступают, как правило, городские и сельские общины (коммуны).

Общины (коммуны) могут значительно отличаться друг от друга размерами территорий, численностью населения. Законодательство зарубежных стран о местном самоуправлении не исключает возможность объединения  коммун и создания межобщинных объединений. Так, в Испании существует такая форма объединения коммун как синдикаты коммун. Синдикаты коммун – это добровольные ассоциации коммун, направленные на совместное осуществление определенных работ, относящихся к их компетенции [20].

В США, имеются различные организации местных властей в пределах отдельных штатов, которые поддерживают тесные связи с органами власти штатов, лоббируют в них свои интересы. Такой же процесс осуществляется и на федеральном уровне, хотя здесь таких муниципальных лоббистских организаций меньше, чем в штатах. Наиболее значимой является Национальная Лига городов, главной задачей которой является лоббирование интересов городов в Конгрессе США и федеральном Правительстве. Эта лига объединяет все столицы штатов, наиболее крупные города и городские агломерации, которые согласны платить членские взносы. В каждом штате имеется своя лига, так что крупный город может входить и в нее, и в Национальную Лигу.

В США  ежегодно проводится Конгресс городов  США, на который обычно собираются представители 7-10 тысяч городов.

В Великобритании имеются ассоциации графских, окружных и низовых (деревенских, приходных, коммунных) звеньев муниципальной системы. Они, как правило, действуют самостоятельно, поддерживая связи с министрами и Правительством.

В Шотландии действует единая организация муниципальных властей, с помощью которой министр по делам Шотландии распределяет государственные субсидии, выделенные Парламентом местному управлению этого региона Соединенного Королевства. Это весьма эффективный институт связи муниципального управления с государственной властью.

Весьма авторитетным неправительственным  международным форумом местных  властей является Всемирный союз местных властей (AULA), основной задачей  которого является создание благоприятных  условий межмуниципального сотрудничества и взаимной конкретной помощи развитых муниципальных структур тем местным  властям, которые находятся в  процессе развития (программа Север-Юг), лоббирование и защита интересов  местного самоуправления в собственных  государствах и на международном  уровне. [20]

Сравним ассоциации местных  органов самоуправления в других странах, таких как Франция, Польша, Литва.

Во Франции слишком большое количество очень мелких коммун порождает в современных  условиях проблемы их финансового обеспечения  и осуществления функций органов самоуправления. Для преодоления таких трудностей применяется два подхода:

- сотрудничество  коммун для решения определённых  общих проблем или совместное  осуществление определённой деятельности;

- слияние  нескольких  мелких коммун в  одну более  мощную и финансово  состоятельную  для решения вопросов  функционирования  всех служб  местного самоуправления.

В процессах  реформирования местного самоуправления в Польше активно участвуют 4 общественных организации (корпорации):

Союз  польских метрополий, объединяющий 12 крупных  городов;

Союз  польских городов, объединяющий свыше 240 средних городов;

Союз  польских городков, объединяющий гмины  с населением менее 40 тыс. жителей;

Союз  сельских гмин, объединяющий более 350 гмин.

Эти организации  заключили  соглашение об интеллектуальном сотрудничестве и выходят в Правительство  с совместными обращениями по всем вопросам, по которым достигают  соглашений. Цель объединения - достичь  консенсуса по законодательным актам  в сфере местного самоуправления. Особенно актуальны  для них сейчас вопросы децентрализации публичных  финансов [7].

Муниципалитеты  и округа могут создавать специальные заинтересованные организации и вступать в ассоциации. Коммунальные союзы организуются главным образом для совместной деятельности в области предоставления услуг, таких как общественный транспорт, водоснабжение или уборка мусора. Ассоциации выступают в роли лоббирующих организаций. Они особо активно работают в  сфере культуры и туризма [6].

Институциональное сотрудничество между местными органами власти нашло  свое выражение в Ассоциации местных органов власти Литвы (АМОВЛ).В обязанности ассоциаций входит представление общих интересов ее членов во всех государствах и правительственных структурах. Деятельность ассоциаций основана на принципах добровольности ее членов, а также на том, что каждый местный орган власти может стать членом ассоциации.

Представительство АМОЛВ  основывается на следующих нормах: количество мест в конгрессе ассоциации определяется соотношением « один представитель  на десять членов совета». Кроме того, местные органы власти, в которых  количество жителей превышает 100000 человек, избирают одного представителя на каждую сотню тысяч жителей. Местные  органы власти избирают своих представителей в конгрессе, пропорционально количеству мест полученных каждой политической партией во время выборов в местные советы[5].

Ассоциации  местных властей  Литвы представляет местные органы власти в Сеймах  в отношении  с президентом  и правительством, также в международных  организациях.

Местные органы власти часто  обьединяют усилия для решения вопросов:

- строительства  и инфраструктуры

- градостроительство  и  планирование соседних территорий

- развитие  сферы обслуживания  населения

В Германии в каждой федеральной земле существуют: Съезд городов (для городов нерайонного подчинения), Союз городов и общин (для муниципалитетов районного подчинения) и Съезд районов (для районов). Общефедеральными объединениями являются  Немецкий союз городов и общин и Немецкий съезд районов.

Начиная с 1950-х годов, с  Германии действует Центр по вопросам совершенствования местного самоуправления, который финансируется за счет отчислений коммун. Он готовит положения, которые  не носят нормативного характера, но признаются и используются практически  всеми коммунами.[21]

Таким образом, мировая практика дает огромное разнообразие организационных и экономических решений в области местного самоуправления. Система местного самоуправления в зарубежных странах строится, в основном, в соответствии с административно-территориальным делением. Как правило, Ассоциации органов местного самоуправления участвуют в разработке и реализации общегосударственных программ, готовят предложения по совершенствованию законодательства, принимают участие в разработке и обсуждении проектов законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, представляют и защищают права и интересы органов местного самоуправления в отношениях с центральными органами власти и управления.

 

На основании  изложенного в первой главе можно  сделать следующие выводы:

1) Важную роль в развитии и укреплении местного самоуправления играют Ассоциации органов местного самоуправления. Ассоциации призваны отстаивать и защищать законные права и общие интересы своих членов, развивать сотрудничество между органами местного самоуправления, способствовать совершенствованию форм и методов работы с целью повышения их эффективности. Одним из направлений деятельности Ассоциаций также является развитие международного сотрудничества в сфере местного самоуправления.

2) Большое значение для создания в Республике Беларусь союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления играет зарубежный опыт. Первичной ячейкой местного самоуправления в зарубежных странах выступают, как правило, городские и сельские общины (коммуны). Положиться на опыт в создании союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления таких стран как Германия, Польша, Литва, Франция и др. Система местного самоуправления в зарубежных странах строится, в основном, в соответствии с административно-территориальным делением.

 

 

2 Возможности и перспективы развития союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

 

2.1 Предпосылки на пути создания союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

 

 

Следует отметить, что в Республике Беларусь до настоящего времени отсутствовали ассоциации органов местного управления и самоуправления. Причиной этого являлось недостаточное  изучение зарубежного опыта. И для решения данного вопроса 2 апреля 2007 года  был создан Совет по взаимодействию органов местного  самоуправления при Совете Республики  Национального собрания Республики  Беларусь.

Органы  местного самоуправления наиболее приближены к гражданам  и заняты прежде всего решением их повседневных, самых неотложных проблем.

Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, постановлениями  Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также настоящим  Положением и иными нормативными правовыми актами.

Совет является  коллегиальным  совещательным органом,  осуществляющим разработку предложений  по совершенствованию  деятельности  органов местного самоуправления  и координирующим вопросы взаимодействия между ними и органами государственного управления.

Положение о Совете по взаимодействию  органов местного самоуправления  при Совете Республики Национального  собрания Республики Беларусь  утверждается постановлением Совета  Республики Национального собрания  Республики Беларусь [2].

Совет состоит из председателя  Совета, заместителя председателя  Совета и членов Совета. Председателем  Совета по должности является  Председатель Совета Республики. Предложения по формированию  персонального состава  Совета, в том числе по кандидатуре  заместителя председателя Совета, вносятся на рассмотрение Совета Республики Президиумом  Совета Республики [2].

Основными задачами Совета являются:

- разъяснение и пропаганда  государственной политики в области  местного самоуправления;

 - выработка рекомендаций и предложений по формированию и реализации государственной политики при осуществлении местного самоуправления, в том числе при определении основных направлений совершенствования законодательства Республики Беларусь в указанной сфере;

- координация взаимодействия  между Советом Республики Национального  собрания Республики Беларусь (далее  - Совет Республики), органами местного  самоуправления и  органами  государственного управления;

- содействие  повышению  квалификации председателей   и других работников местных  Советов  депутатов.

        В  соответствии с основными   задачами, указанными выше Совет   осуществляет следующие функции:

  - изучение  положения дел на местах, анализ и обобщение проблем, выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию важнейших направлений деятельности органов местного самоуправления, содействие распространению положительного опыта их работы;

 - взаимодействие  с органами государственного управления, профсоюзными, молодежными, ветеранскими и другими общественными объединениями, научными и иными организациями как в Республике Беларусь, так и за рубежом по вопросам осуществления местного самоуправления;

 - прогнозирование возможных результатов реализации решений государственных органов, непосредственно касающихся вопросов местного самоуправления, и выработка соответствующих рекомендаций;

- информирование  органов  государственного управления о  наиболее значимых проблемах  жизнедеятельности  населения  и содействие их разрешению;

 - налаживание "обратной связи" с местными Советами депутатов первичного и базового территориальных уровней, в том числе путем проведения встреч, семинаров, заседаний "круглых столов" с участием их представителей;

- осуществление мер по  повышению квалификации и   профессионального уровня председателей   и других работников местных  Советов  депутатов;

Вопросы повышения эффективности государственной политики и дальнейшего развития местного самоуправления тесно связаны с необходимостью решения блока задач по совершенствованию административно-территориального деления (АТД) страны. Некоторые из этих задач нашли отражение в проекте Концепции развития Республики Беларусь на период до 2015 года, однако, на наш взгляд, они все же нуждаются в корректировке.

К наиболее существенным недостаткам  действующего АТД Республики Беларусь и организованного в его границах местного управления и самоуправления следует отнести:

− очень малые размеры  сельсоветов (как по численности  населения, так и по площади), не позволяющие  сконцентрировать на их территории достаточное  количество собственных экономических  ресурсов, необходимых для самостоятельного выполнения даже минимального объема и приемлемого качества социальных услуг местного значения;

− исключительно слабая финансовая и административная автономия  местных органов базового и в особенности первичного уровня, являющаяся одной из причин существенного отставания развития на периферии социальной, транспортной, инженерной, рыночной и другой инфраструктуры, постепенной деградации малых городских и сельских поселений (уровень дотационности первичных бюджетов составляет около 60%, а в некоторых областях Беларуси он доходит до 80−85% )[22];

Информация о работе Государственное и местное управление