Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 09:37, курсовая работа
Актуальность и недостаточная изученность проблемы и предопределили выбор темы курсовой работы.
Целью работы является разработка предложения по развитию союзов и ассоциаций органов местного управления самоуправления в Республике Беларусь на основании изученного зарубежного опыта.
Введение..............................................................................................................4
1 Роль союзов и ассоциаций в решении вопросов общественного значения ..............................................................................................................5
1.1 Сущность и функции союзов и ассоциаций...............................................5
1.2 Зарубежный опыт создания союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления..........................................................................8
2 Возможности и перспективы развития союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь..............................................................................................................12
2.1 Предпосылки на пути создания союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь..............................................................................................................12
2.2 Перспективные направления развития союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь..............................................................................................................16
Заключение.........................................................................................................22
Список использованных источников
1.2 Зарубежный
опыт создания союзов и
Важную роль для создания в Республике Беларусь союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления играет зарубежный опыт. Первичной ячейкой местного самоуправления в зарубежных странах выступают, как правило, городские и сельские общины (коммуны).
Общины
(коммуны) могут значительно отличаться
друг от друга размерами территорий,
численностью населения. Законодательство
зарубежных стран о местном самоуправлении
не исключает возможность
В США, имеются различные организации местных властей в пределах отдельных штатов, которые поддерживают тесные связи с органами власти штатов, лоббируют в них свои интересы. Такой же процесс осуществляется и на федеральном уровне, хотя здесь таких муниципальных лоббистских организаций меньше, чем в штатах. Наиболее значимой является Национальная Лига городов, главной задачей которой является лоббирование интересов городов в Конгрессе США и федеральном Правительстве. Эта лига объединяет все столицы штатов, наиболее крупные города и городские агломерации, которые согласны платить членские взносы. В каждом штате имеется своя лига, так что крупный город может входить и в нее, и в Национальную Лигу.
В США ежегодно проводится Конгресс городов США, на который обычно собираются представители 7-10 тысяч городов.
В Великобритании имеются ассоциации графских, окружных и низовых (деревенских, приходных, коммунных) звеньев муниципальной системы. Они, как правило, действуют самостоятельно, поддерживая связи с министрами и Правительством.
В Шотландии действует единая организация муниципальных властей, с помощью которой министр по делам Шотландии распределяет государственные субсидии, выделенные Парламентом местному управлению этого региона Соединенного Королевства. Это весьма эффективный институт связи муниципального управления с государственной властью.
Весьма авторитетным неправительственным
международным форумом местных
властей является Всемирный союз
местных властей (AULA), основной задачей
которого является создание благоприятных
условий межмуниципального
Сравним ассоциации местных органов самоуправления в других странах, таких как Франция, Польша, Литва.
Во Франции слишком большое количество очень мелких коммун порождает в современных условиях проблемы их финансового обеспечения и осуществления функций органов самоуправления. Для преодоления таких трудностей применяется два подхода:
- сотрудничество коммун для решения определённых общих проблем или совместное осуществление определённой деятельности;
- слияние нескольких
мелких коммун в одну более
мощную и финансово
В процессах реформирования местного самоуправления в Польше активно участвуют 4 общественных организации (корпорации):
Союз польских метрополий, объединяющий 12 крупных городов;
Союз польских городов, объединяющий свыше 240 средних городов;
Союз польских городков, объединяющий гмины с населением менее 40 тыс. жителей;
Союз сельских гмин, объединяющий более 350 гмин.
Эти организации заключили
соглашение об интеллектуальном сотрудничестве
и выходят в Правительство
с совместными обращениями по
всем вопросам, по которым достигают
соглашений. Цель объединения - достичь
консенсуса по законодательным актам
в сфере местного самоуправления.
Особенно актуальны для них сейчас
вопросы децентрализации
Муниципалитеты и округа могут создавать специальные заинтересованные организации и вступать в ассоциации. Коммунальные союзы организуются главным образом для совместной деятельности в области предоставления услуг, таких как общественный транспорт, водоснабжение или уборка мусора. Ассоциации выступают в роли лоббирующих организаций. Они особо активно работают в сфере культуры и туризма [6].
Институциональное сотрудничество между местными органами власти нашло свое выражение в Ассоциации местных органов власти Литвы (АМОВЛ).В обязанности ассоциаций входит представление общих интересов ее членов во всех государствах и правительственных структурах. Деятельность ассоциаций основана на принципах добровольности ее членов, а также на том, что каждый местный орган власти может стать членом ассоциации.
Представительство АМОЛВ основывается на следующих нормах: количество мест в конгрессе ассоциации определяется соотношением « один представитель на десять членов совета». Кроме того, местные органы власти, в которых количество жителей превышает 100000 человек, избирают одного представителя на каждую сотню тысяч жителей. Местные органы власти избирают своих представителей в конгрессе, пропорционально количеству мест полученных каждой политической партией во время выборов в местные советы[5].
Ассоциации местных властей Литвы представляет местные органы власти в Сеймах в отношении с президентом и правительством, также в международных организациях.
Местные органы власти часто обьединяют усилия для решения вопросов:
- строительства и
- градостроительство и
планирование соседних
- развитие сферы обслуживания населения
В Германии в каждой федеральной земле существуют: Съезд городов (для городов нерайонного подчинения), Союз городов и общин (для муниципалитетов районного подчинения) и Съезд районов (для районов). Общефедеральными объединениями являются Немецкий союз городов и общин и Немецкий съезд районов.
Начиная с 1950-х годов, с Германии действует Центр по вопросам совершенствования местного самоуправления, который финансируется за счет отчислений коммун. Он готовит положения, которые не носят нормативного характера, но признаются и используются практически всеми коммунами.[21]
Таким образом, мировая практика
дает огромное разнообразие организационных
и экономических решений в области местного
самоуправления. Система местного самоуправления
в зарубежных странах строится, в основном,
в соответствии с административно-
На основании изложенного в первой главе можно сделать следующие выводы:
1) Важную роль в развитии и укреплении местного самоуправления играют Ассоциации органов местного самоуправления. Ассоциации призваны отстаивать и защищать законные права и общие интересы своих членов, развивать сотрудничество между органами местного самоуправления, способствовать совершенствованию форм и методов работы с целью повышения их эффективности. Одним из направлений деятельности Ассоциаций также является развитие международного сотрудничества в сфере местного самоуправления.
2) Большое значение для создания
в Республике Беларусь союзов и ассоциаций
органов местного управления и самоуправления
играет зарубежный опыт. Первичной ячейкой
местного самоуправления в зарубежных
странах выступают, как правило, городские
и сельские общины (коммуны). Положиться
на опыт в создании союзов и ассоциаций
органов местного управления и самоуправления
таких стран как Германия, Польша, Литва,
Франция и др. Система местного самоуправления
в зарубежных странах строится, в основном,
в соответствии с административно-
2 Возможности и перспективы развития союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
2.1 Предпосылки на пути создания союзов и ассоциаций органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
Следует отметить, что в Республике Беларусь до настоящего времени отсутствовали ассоциации органов местного управления и самоуправления. Причиной этого являлось недостаточное изучение зарубежного опыта. И для решения данного вопроса 2 апреля 2007 года был создан Совет по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Органы местного самоуправления наиболее приближены к гражданам и заняты прежде всего решением их повседневных, самых неотложных проблем.
Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами.
Совет является коллегиальным совещательным органом, осуществляющим разработку предложений по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления и координирующим вопросы взаимодействия между ними и органами государственного управления.
Положение о Совете по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь утверждается постановлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [2].
Совет состоит из председателя Совета, заместителя председателя Совета и членов Совета. Председателем Совета по должности является Председатель Совета Республики. Предложения по формированию персонального состава Совета, в том числе по кандидатуре заместителя председателя Совета, вносятся на рассмотрение Совета Республики Президиумом Совета Республики [2].
Основными задачами Совета являются:
- разъяснение и пропаганда
государственной политики в
- выработка рекомендаций и предложений по формированию и реализации государственной политики при осуществлении местного самоуправления, в том числе при определении основных направлений совершенствования законодательства Республики Беларусь в указанной сфере;
- координация взаимодействия
между Советом Республики
- содействие повышению квалификации председателей и других работников местных Советов депутатов.
В
соответствии с основными
задачами, указанными выше Совет
осуществляет следующие
- изучение положения дел на местах, анализ и обобщение проблем, выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию важнейших направлений деятельности органов местного самоуправления, содействие распространению положительного опыта их работы;
- взаимодействие с органами государственного управления, профсоюзными, молодежными, ветеранскими и другими общественными объединениями, научными и иными организациями как в Республике Беларусь, так и за рубежом по вопросам осуществления местного самоуправления;
- прогнозирование возможных результатов реализации решений государственных органов, непосредственно касающихся вопросов местного самоуправления, и выработка соответствующих рекомендаций;
- информирование органов государственного управления о наиболее значимых проблемах жизнедеятельности населения и содействие их разрешению;
- налаживание "обратной связи" с местными Советами депутатов первичного и базового территориальных уровней, в том числе путем проведения встреч, семинаров, заседаний "круглых столов" с участием их представителей;
- осуществление мер по
повышению квалификации и
профессионального уровня
Вопросы повышения эффективности
государственной политики и дальнейшего
развития местного самоуправления тесно
связаны с необходимостью решения блока
задач по совершенствованию административно-
К наиболее существенным недостаткам
действующего АТД Республики Беларусь
и организованного в его
− очень малые размеры
сельсоветов (как по численности
населения, так и по площади), не позволяющие
сконцентрировать на их территории достаточное
количество собственных экономических
ресурсов, необходимых для
− исключительно слабая финансовая и административная автономия местных органов базового и в особенности первичного уровня, являющаяся одной из причин существенного отставания развития на периферии социальной, транспортной, инженерной, рыночной и другой инфраструктуры, постепенной деградации малых городских и сельских поселений (уровень дотационности первичных бюджетов составляет около 60%, а в некоторых областях Беларуси он доходит до 80−85% )[22];