Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 23:38, курсовая работа
Проблема сознания, его назначения и функционирования является одной из важнейших в любой области общественной науки. Какой бы вопрос ни изучался общественными науками, в конечном счете, он обращен к сущности человека, личности как субъекта общественно-исторического процесса. Какие бы вопросы ни исследовала юридическая наука, в конечном итоге цель этого изучения в раскрытии сущности поведения, деятельности индивидов, социальных групп, классов, общества в целом. Причем из всей совокупности общественных отношении юридическая наука обращает внимание, прежде всего на сферу государственно-правовых отношений, изучая структуру сознания и поведения людей именно в этой области. Проблема правосознания как субъективного фактора, определяющего деятельность людей в государственно-правовой сфере, дает ключ к пониманию характера этих общественных отношений и деятельности людей .
Введение …………………………………………………………………………………..3
1. Правосознание: понятие, структура, виды и функции ……………………..5
2. Самобытность и пути повышения правосознания в Российской Федерации………………………………………………………………………………..14
Заключение ………………………………………………………………………………19
Глоссарий ………………………………………………………………………………..22
Список использованных источников …………………………………………………..24
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
|
Название дисциплины |
|
Тема |
|
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Введение ………………………………………………………………………………
1. Правосознание: понятие, структура, виды и функции ……………………..5
2. Самобытность и пути повышения
правосознания в Российской
Заключение ………………………………………………………………………………
Глоссарий ………………………………………………………………………………
Список использованных источников …………………………………………………..24
Приложение …………………………………………………………………………….
Проблема сознания, его назначения и функционирования является одной из важнейших в любой области общественной науки. Какой бы вопрос ни изучался общественными науками, в конечном счете, он обращен к сущности человека, личности как субъекта общественно-исторического процесса. Какие бы вопросы ни исследовала юридическая наука, в конечном итоге цель этого изучения в раскрытии сущности поведения, деятельности индивидов, социальных групп, классов, общества в целом. Причем из всей совокупности общественных отношении юридическая наука обращает внимание, прежде всего на сферу государственно-правовых отношений, изучая структуру сознания и поведения людей именно в этой области. Проблема правосознания как субъективного фактора, определяющего деятельность людей в государственно-правовой сфере, дает ключ к пониманию характера этих общественных отношений и деятельности людей1.
И если задача организовать мирное и справедливое сожительство людей на земле есть задача права и правосознания, то современный кризис обнажает, прежде всего, глубокий недуг современного правосознания.
Этим объясняется актуальность выбранной темы работы.
Целью данной курсовой работы является изучение сущности правосознания.
Задачами в данной работе являются изучение понятия правосознания, его сущности и значения в механизме правового регулирования, а также специфика российского правосознания и пути повышения правосознания у граждан России.
Поставленные цели и задачи обусловили структуру данной работы. Она состоит из введения, двух глав, которые дают ответы на поставленные задачи, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений. Заключение имеет немаловажное значение, поскольку содержит обобщение изложенного материала, а также выводы, сделанные в процессе написания данной работы.
1.1 Понятие сознания и сущность правосознания
Человек, в результате эволюции выделившись из животного мира, приобрел очень важное качество - способность мыслить, т. е. отражать в своем сознании окружающий мир, соотносить свое поведение с поведением других людей. Воздействуя на человека, окружающий мир отражается в виде представлений, мыслей, идей, которые, в свою очередь, закрепляются в продуктах человеческой культуры: в языке, нормах морали, обрядах, традициях.
Развитое сознание формируется у человека только тогда, когда он вовлекается в общественную жизнь, приобщается к ее культурному наследию. Поэтому нельзя рассматривать сознание в отрыве от явлений общественной жизни. "Сознание... с самого начала есть общественный продукт, и остается им, пока вообще существуют люди" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., Т.З., С. 29.). Понятие "сознание" включает в себя личное (индивидуальное) и общественное сознание.
Общественное сознание - это целостное духовное явление, которое обладает определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (от обыденного до теоретического) и формы сознания (политическое, нравственное, религиозное). Следует иметь в виду, что общественное сознание не является просто совокупностью сознаний отдельных личностей, как например, общество не является "суммой составляющих его людей".
Между личным и общественным сознанием происходит постоянное взаимодействие. Выработанные обществом нормы сознания, становятся личными убеждениями человека, основой его поведения. В свою очередь, личные идеи и убеждения приобретают качество общественной ценности, когда они входят в состав общественного сознания.
В зависимости от характера человеческих отношений общественное сознание может приобретать форму религиозного, эстетического, нравственного и правового сознания.
Правосознание - это одна из форм общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях.
Правосознание - одна из специфических форм общественного сознания. В этом качестве оно включает и аккумулирует политические, нравственные, философские, религиозные, технократические и иные проявления духовной жизнедеятельности людей и является интеллектуальным выражением их общественной и индивидуальной жизни.
В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятельности); к своему правовому поведению (самооценка).
Правосознание как особая форма сознания - это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, представлений, убеждений, настроений и т.п., в которых выражается отношение индивидов, объединений или всего общества в целом, выражающих отношение к праву действовавшему, действующему и желаемому.
Правосознание существует «до», «после» права и «параллельно» с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права.
Будучи в известном смысле непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результате правотворчества. Через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, как говорил Гегель, «улавливает дух своей эпохи» и отражает его в правовых актах.
Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях, ответственности.
1.2 Характерные черты и виды правосознания
Сущность правосознания проявляется в его особенностях:
1. Правосознание не может
2. В правосознании отражаются
только те явления жизни
Оно охватывает создание правовых норм, реализацию их требований в правовые отношения. Однако прежде чем воплотиться в правовых нормах и практике их применения, те или иные нравственные, политические или другие идеи должны пройти через правосознание граждан.
3. Осознание правовых явлений
жизни общества осуществляется
посредством юридических
К ним, например, относятся такие понятия как "законность", "юридическая ответственность ", "правонарушение " и другие.
4. Правосознание отражает не только состояние общественных отношений в определенный момент времени, но также темпы и направления их развития.
Это выражается в отставании или опережении правосознания от темпов развития общественных отношений.
5. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется преемственностью.
Ярким примером этого является рецепция (усвоение и заимствование основных положений) римского частного права гражданским правом Европы. Известный правовед и педагог 3. М. Черниловский в своих лекциях высоко отмечал роль Древнеримской культуры и, в особенности, значение римского частного права: "По известному выражению, Рим трижды покорял мир: первый раз своими легионами, поставившими Италию в центр тогдашнего "орбис террарум" - круга земель, омываемых Средиземным морем, второй раз христианством, воспринятым и Древней Русью, третий раз - когда римское право было заимствовано (рецепировано) позднефеодальной Европой, с тем, чтобы спустя столетия сделаться основной десятков буржуазных кодификаций гражданского права, бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохраняющим свой авторитет до наших дней".
Виды правосознания
Правосознание в зависимости от уровня правовой культуры и количества субъектов подразделяется:
По содержанию:
|
По субъектному составу:
|
Обыденное правосознание, как правило, определяется личным правовым опытом человека, его представлениями о тех или иных жизненных ситуациях, связанных с правом. Например, человек знает, сколько "дают" за хулиганство или грабеж, какие документы нужны для поступления в ВУЗ и т. д. Обыденное правосознание очень ограничено, это представления основной массы людей, возникающие под влиянием жизненного опыта, о праве. Это объясняется узостью личного опыта, который, как правило, не выходит за рамки мелких житейских проблем. Кроме того, оно представляет собой элемент здравого смысла, которого недостаточно, чтобы проникнуть в сущность правовых явлений. Прямой противоположностью обыденного является профессиональное и научное правосознание. Оно формируется в результате специального обучения в юридических ВУЗах и оттачивается затем в процессе юридической практики. Профессиональное правосознание представляет собой чувства, убеждения, традиции юристов-профессионалов. Научное правосознание представляет собой идеи, понятия, концепции теоретического освоения права исследователями, научными работниками. |
Индивидуальное правосознание - это правовые представления и чувства индивидуума. Коллективное правосознание - это правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества и общества в целом. Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи и теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности общества. На основе общественного складывается групповое и индивидуальное правосознание. Прежде чем общественное сознание проникнет в разум отдельного человека, оно становится сознанием определенной группы людей. В свою очередь, индивидуальное правосознание становится результатом усвоения группового и общественного правосознания на основе личного опыта человека. |
По степени осознанности различают правосознание: с преобладанием сознательного, с преобладанием бессознательного.
Эти разновидности правосознания по-разному влияют на совершенство законодательства, эффективность работы правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно и точно исполняют нормы права, какие правовые требования они выдвигают.
1.3 Структура правосознания: правовая идеология и правовая психология
Специфику правосознания по сравнению с другими областями сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т.д.) составляют сознание и переживание связанности поведения с юридическими последствиями (мнимыми, действительными или желательными), соотнесение их с правовым регулированием, субъективными правами, юридическими обязанностями и санкциями.
Отдельные ученые-юристы включают в структуру правосознания следующие составляющие: правовая идеология; правовая психология; индивидуальные знания о праве; личностные ценности индивида; субъективная воля индивида.
Наиболее часто классически структуру правосознания рассматривают как совокупность двух элементов: правовая идеология и правовая психология.
правовая идеология (это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок);
правовая психология (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву на уровне чувств и эмоций, во многом выражающее поверхностные оценки права субъектами);
Индивидуальные знания о праве - уровень правовых знаний каждой отдельной личности, который влияет на восприятие права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача, ученого-правоведа, неспециалиста, глубоко интересующегося правом).
Личностные ценности индивида - та система убеждений, личный опыт, опираясь на которые, человек оценивает правовые явления.
Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения.
Правовая идеология - это система идей, теорий, научных доктрин, правовых взглядов, принципов, которые отражают правовые явления и требования общественной жизни.
Правовая идеология отражает понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение к праву. Это рациональная оценка права. Она обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок.
Информация о работе Государственное регулирование занятости: проблемы и перспективы