Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение государственной поддержки предпринимательской деятельности в Республике Татарстан и разработка предложений и рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
1) сущность государственной поддержки предпринимательской деятельности;
2) выделить основные направления и инструменты государственной поддержки предпринимательства;
3) рассмотреть зарубежный опыт государственной поддержки предпринимательской деятельности;
4) рассмотреть проблемы в области развития предпринимательства;
5) рассмотреть анализ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан;
6) разработать перспективы развития предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент предпринимательства.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Введение

       Развитие  рыночной экономики в России, активизация  предпринимательской деятельности требуют соответствующего развития форм и методов ее государственной поддержки. Экономическая наука и практическая хозяйственная деятельность убеждают в необходимости присутствия государства в рыночной системе. Различия позиций экономистов в основном отмечаются в вопросах применения инструментария и методов, форм и масштабов воздействия на определенные сферы предпринимательской деятельности.

       Во  многих странах с рыночной экономикой государство оказывает существенное воздействие на экономическое и социальное развитие, осуществляет активную налоговую, бюджетную политику, решает проблемы социального характера, вовлекая эти процессы в предпринимательскую среду.

       Контроль  государства за состоянием и развитием рынка предполагает наличие поддержующего воздействия на хозяйственную деятельность предпринимателей. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усилили роль государства в становлении и развитии рыночной экономики. Однако модернизация экономики требует нового подхода к их разработке и реализации. В современных условиях, прежде всего, следует обратить внимание на качество функционирования нормативно — правовой базы поддержки предпринимательской деятельности.

       Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что рыночный механизм не может  обеспечить условия стабильного  и устойчивого развития экономики, положительного социально — экономического климата, защиты частной собственности, конкуренции, ограничения монополистической деятельности без объективной государственной поддержки.

       Целью курсовой работы является изучение государственной поддержки предпринимательской деятельности в Республике Татарстан и разработка предложений и рекомендаций по его совершенствованию.

       Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:

  1. сущность государственной поддержки предпринимательской деятельности;
  2. выделить основные направления и инструменты государственной поддержки предпринимательства;
  3. рассмотреть зарубежный опыт государственной  поддержки предпринимательской деятельности;
  4. рассмотреть проблемы в области развития предпринимательства;
  5. рассмотреть анализ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан;
  6. разработать перспективы развития предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.

       Объектом  исследования в работе является поддержка предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.

       Предметом исследования — возникновение и развитие государственной поддержки предпринимательской деятельности в Республики Татарстан.  

 

        1. Теоретические аспекты государственной  поддержки предпринимательской  деятельности

       1.1 Сущность государственной поддержки предпринимательской деятельности

       С первых дней существования института государства оно занимается экономической деятельностью, вмешиваясь в действия субъектов хозяйственной деятельности, что обеспечивает устойчивость политической власти. Однако степень вмешательства государства в разные периоды времени сильно различалась. Государство выступает орудием политической власти экономически господствующего класса. От степени влияния этого класса, его экономической силы зависит и степень вмешательства государства в хозяйственную деятельность: слабый в экономическом плане господствующий класс вынужден прибегать к силе и мощи государства для удержания своего господства, а сильный уже не нуждается в его явной помощи.[5, с. 298]

       Классическая  эволюция деятельности государства  в области поддержки предпринимательской деятельности — от широкого вмешательства до роли арбитра в разрешении противоречий между предпринимателями и обществом.

       В экономиках разных стран и в разные исторические периоды всегда существовали проблемы, решение которых требовало  применения не исключительно рыночных методов, а их сочетания с государственным вмешательством в разных формах.

       В современных условиях происходит усиление государственной поддержки и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственной поддержки и рыночного механизма.

       Целью государственной поддержки предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственной поддержки подвержены изменениям, между тем, как механизм достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране [14, с. 457].

       В обобщенном виде в задачи государственной поддержки входят:

  1. разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
  2. повышение эффективности государственной поддержки и снижение соответствующих издержек;
  3. ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля над деятельностью предприятий;
  4. создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
  5. обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
  6. сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно — инвестиционной политики и научно — технической политики;
  7. содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем;
  8. обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства;
  9. поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

       Характеризуя государственную поддержку экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести этой поддержки переместился к активному участию государства в организационно - хозяйственном производстве. Его основными задачами являются:

  1. осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
  2. повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
  3. поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
  4. укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
  5. пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственной поддержки внешнеэкономических связей;
  6. использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

       Поддержка государство все более направлено на повышение эффективности производства. Важнейшей формой государственной поддержки предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики, основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.[9, с. 322]

       Проблемы  структурной политики стали на современном  этапе ведущими направлениями экономической  политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный  капитал для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

       Государственная политика регулирования экономики  направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в  частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

       Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, — предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.

       Важным  инструментом финансовой поддержки предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести, то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования [7, с. 104].

       Важной  сферой поддержки является применение финансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.

       Важным  направлением государственной поддержки является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

       На  основе вышеизложенного можно сделать  вывод, что целью государственной поддержки предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

       В ходе государственной поддержки предпринимательской деятельности используются механизмы кредитования, субсидирования, патентной и внешнеторговой политики. 

       1.2 Основные направления и инструменты  государственной поддержки предпринимательской  деятельности

       Государственная поддержка современного предпринимательства осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления предпринимательства к изменяющимся условиям. Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов.

       Классификация направлений государственной поддержки рыночной экономики:

       1) обеспечение правовой базы и  общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы:

       - гарантирование государством (через  принятие соответствующих правовых  норм и контроля за их исполнением)  права частной собственности,  без которой невозможно сформировать  рыночную экономику;

       - предоставление юридического статуса  хозяйствующим субъектам (государственное  регламентирование организационно- правовых форм субъектов предпринимательской  деятельности);

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности