Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение государственной поддержки предпринимательской деятельности в Республике Татарстан и разработка предложений и рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
1) сущность государственной поддержки предпринимательской деятельности;
2) выделить основные направления и инструменты государственной поддержки предпринимательства;
3) рассмотреть зарубежный опыт государственной поддержки предпринимательской деятельности;
4) рассмотреть проблемы в области развития предпринимательства;
5) рассмотреть анализ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан;
6) разработать перспективы развития предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент предпринимательства.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

       2. Государственная поддержка предпринимательской деятельности в Республике Татарстан

     2.1 Проблемы в области развития предпринимательства

       Развитие  малого и среднего предпринимательства  в Республике Татарстан сталкивается с множеством проблем, ликвидация которых является стратегической задачей государства.

       Итак, в данном параграфе курсовой работы  содержится перечень основных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели  при осуществлении своей деятельности.

       1. Кредитование

       Многим  предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Во-первых, обеспечение кредита – как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, иномарки, золото и драгоценности. Во-вторых, оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита. В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов.

       2. Наличие административных барьеров

       Количество  административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил  и времени. Пример: чтобы организовать выезд представителя СЭС для  получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что вы сами уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки. Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы. В качестве примера можно привести одно малое московское предприятие, действующее уже в течение десяти лет. Для того, чтобы складировать все бухгалтерские архивы необходима площадь не менее двадцати квадратных метров, а, так как минимальная арендная плата составляет не менее 200-300 долл. за квадратный метр офисных помещений в год, то затраты составят соответственно от 4 до 6 тыс. долл. в год. Хранить эти данные в электронной форме невозможно.

       3. Недостаточная подготовка руководителей

       Значительная  часть новых малых предприятий  создается людьми, не имеющими опыта  ведения своего предпринимательства  или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия  к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета.

       4. Отсутствие необходимой инфраструктуры

       Часто препятствием для развития малых  предприятий становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. Малые предприятия неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет.

       5. Нехватка информации

       Несмотря  на существование многих программ помощи малых предприятий, содержание этих программ остается для большинства  компаний неизвестным. Примером могут  служить попытки получить информацию о создаваемых в данный момент в Москве  и Казани технопарках. Ни одной из фирм, с которыми мы общались, не удалось узнать путем простого телефонного звонка, на каких условиях могут быть предоставлены арендные площади. Только одной из фирм было сделано реальное предложение о сотрудничестве, причем поступило оно из г. Тутаева Ярославской области. Из него ясно следовало, что компания получит в этом городе определенные льготы, а некоторые услуги, такие как предоставление земельных участков, на берегу Волги, были бы оказаны бесплатно.

       В Республике Татарстан существует программа  «Программы поддержки предпринимательства  в Республике Татарстан на 2005 - 2010 годы», которая отражает особенности современного периода становления сектора предпринимательства и специфические задачи, которые ставит республика в области создания условий наиболее благоприятных для развития предпринимательства.

       Проблемы, возникающие на стадии организации  малого предприятия. Стадия организации  малого предприятия - первый важнейший этап. Почти на каждом шагу предпринимателя ожидают препятствия. Наиболее важные, по мнению предпринимателей, представлены ниже:

       - поиск перспективной области  деятельности, где хотя бы на  первом этапе работы будет  спрос на продукцию (поиск свободной ниши на рынке);

       - поиск партнеров;

       - недостаточность стартового капитала;

       - сложность, отсутствие четкого алгоритма процесса регистрации предприятия. Оформление большого количества документов, требующих частых визитов в соответствующие организации и оплаты их услуг в той или иной форме, а также визитов к нотариусу. Кроме того, периодически возникают требования о подтверждении выполнения одной из операций (например, постановка на учет в налоговой инспекции), для начала выполнения другой (например, заказа печати и штампа или открытия счета в банке). Также, властные структуры периодически осуществляют различного рода перерегистрации МП, что с одной стороны, усложняет работу предприятий, а с другой - является способом дополнительных изъятий их средств.

       - несовершенство системы лицензирования. В процессе лицензирования необходимо получить заключение противопожарной службы о соответствии помещения профилю деятельности и безопасном состоянии данного помещения. Для этого нужно обратиться в Областное управление по пожарной охране, где очередь на несколько месяцев. Стоимость же этого заключения и справки от санэпидемстанции составляет от 5000 рублей и выше, в зависимости от профиля деятельности.

       - несовершенство процедуры сертификации. Для выпуска ряда товаров и  оказания услуг требуется наличие сертификата (изготовление одежды, продуктов питания, парфюмерно-косметических средств, ремонт бытовой техники, деятельность предприятий общественного питания и др.). Сертификацию поводит центр стандартизации, где весьма умеренные цены, но данная экспертиза занимает довольно долгое время - 2,5 - 3 недели, что для подобных предприятий невыгодно.

       Возрождение предпринимательской деятельности в РТ связано с целым рядом трудностей и противоречий. Ошибки предпринимателя в своей деятельности приводят к проблемам, касающимся в большей степени его самого и людей, сопричастных его бизнесу. Вместе с тем, в нашей стране роль бизнеса постоянно и неуклонно возрастает.

       Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:

       - значительно и без существенных  капитальных вложений расширить  производство многих потребительских  товаров и услуг с использованием  местных источников сырья;

       - создать условия для трудоустройства  рабочей силы, высвобождающейся  на крупных предприятиях;

       - ускорить научно-технический прогресс;

       - составить позитивную альтернативу  криминальному бизнесу и другие.

       Всесторонняя  поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных  властей. Государство и местные  власти обязаны в меру своих возможностей проводить политику в отношении предприятий, всячески способствуя их возникновению, а также стимулирующие их развитие. К ним относят организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами и экономическую поддержку.

       Экономическая поддержка включает в себя:

       1) Поддержку существующих предприятий

       - налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.

       - налоговые льготы. При этом скидки  должны устанавливаться по таким  налогам как НДС, налог на  прибыль, налог на имущество,  налог на содержание жилого  фонда. Установленная скидка должна  компенсироваться ростом поступлений  по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных.

       - налоговый кредит должен предоставляться  предприятиям, отнесенным к категориям  «перспективные» и «среднеперспективные».  Цель налогового кредита - закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы.

       2) Поддержку новых производств.

       Вновь создаваемые производственные предприятия  должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений:

       - если предприятие создается на  производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то старое предприятие не может полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись), переданные новому предприятию производственные мощности не могут превышать трети производственных мощностей старого предприятия; на базе одного старого предприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихся предоставленным освобождением.

       - новое производственное предприятие,  чтобы оно могло пользоваться  предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.

       Так же на законодательном уровне государство должно всесторонне помогать и способствовать развитию предпринимательства, гарантируя ему свободу деятельности, безопасность и поддержку. Разрешение противоречий в сфере предпринимательства предполагает активную роль государства, проявляющуюся в выработке и осуществлении целенаправленной политики регулирования предпринимательства. Учитывая проблемы и перспективы развития предпринимательства в  Татарстане, можно сделать вывод о том, что и в нашем государстве правительством должно быть сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это различные государственные программы по поддержке предпринимательства. В целом же российское предпринимательство находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства.

       2.2 Анализ государственной  поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в РТ

       Агентством  инвестиционного развития Республики Татарстан реализуются мероприятия поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

       Право на получение поддержки в рамках нижеперечисленных мероприятий  предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства соответствующих критериям, установленным ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

       В 2011 году для предпринимателей Агентством реализованы следующие мероприятия:

       1. Программа «Лизинг-грант», в рамках которой предприниматели на конкурсной основе могли получить субсидирование 45% от стоимости приобретаемого в лизинг оборудования.

       В данной программе принимали участие, как начинающие, так и уже действующие предприниматели.

       Субсидия  предоставлялась на оплату первых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования для реализации бизнес-проектов по направлениям:

       -сельский  бизнес;

       - коммунальный бизнес;

       - лизинг оборудования - для реализации  бизнес-проектов по производству  продукции (оказанию услуг) в  иных приоритетных отраслях экономики в Республике Татарстан (нефтехимическая и химическая промышленность, машиностроение, автомобилестроение, авиастроение, пищевая промышленность, производство строительных материалов, легкая промышленность, сфера бытовых услуг).

  1. Конкурсный отбор бизнес-проектов Республики Татарстан по предоставлению целевых субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в РТ для развития инноваций и технологической модернизации производства на территории Республики Татарстан.

       Государственная поддержка оказывалась субъектам малого и среднего предпринимательства по двум направлениям:

       1) субсидии начинающим малым инновационным компаниям (500 тысяч рублей);

       2) субсидии действующим малым и средним инновационным компаниям (5 миллионов рублей, но не более 70% от полной стоимости бизнес-проекта), предоставлялась при соблюдении следующих условий:

        - субъект малого и среднего  предпринимательства на момент  предоставления заявки является  действующим более 1 года;

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности