Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение государственной поддержки предпринимательской деятельности в Республике Татарстан и разработка предложений и рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
1) сущность государственной поддержки предпринимательской деятельности;
2) выделить основные направления и инструменты государственной поддержки предпринимательства;
3) рассмотреть зарубежный опыт государственной поддержки предпринимательской деятельности;
4) рассмотреть проблемы в области развития предпринимательства;
5) рассмотреть анализ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан;
6) разработать перспективы развития предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент предпринимательства.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

        - срок организации серийного  производства и реализации инновационных товаров, работ и услуг (коммерциализации бизнес-проекта) не превышает 12 месяцев с момента предоставления субсидии;

        - интеллектуальные права на инновационные  товары, работы и услуги, на организацию производства которых предоставляется субсидия, защищены патентами. Патентообладателем является получатель субсидии.

  1. Гранты Правительства Республики Татарстан на поддержку начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере развития социального предпринимательства (300 тысяч рублей).

       Государственная поддержка оказывалась субъектам малого и среднего предпринимательства по двум направлениям:

       1) гранты начинающим субъектам  малого и среднего предпринимательства в размере 300 000 рублей, но не более 70 % от полной стоимости бизнес-проекта, осуществляющим социально ответственную деятельность – обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, лиц освобожденных в течение двух лет из мест отбывания наказания, военнослужащих уволенных в запас, если среднесписочная численность указанных категорий граждан среди работников субъектов малого и среднего предпринимательства составляет не менее 50 процентов, а доля в фонде оплаты труда таких работников – не менее 25 процентов.

       2) гранты начинающим субъектам  малого и среднего предпринимательства в размере 300 000 рублей, но не более 70 % от полной стоимости бизнес-проекта, осуществляющим деятельность, в сфере социального предпринимательства:

       - услуги в сфере здравоохранения,  а также услуги, оказываемые учреждениям  здравоохранения в рамках аутсорсинга, включая услуги, не являющиеся медицинскими;

        - услуги в сфере дошкольного,  общего среднего, дополнительного,  среднего и высшего профессионального  образования;

        - развитие народных художественных  промыслов и ремесел Республики  Татарстан;

        - развитие сферы внутреннего  и  въездного туризма;

        - развитие сферы физической культуры  и спорта;

        - организация занятий в детских  и молодежных кружках, секциях,  студиях (по стоимостным характеристикам,  доступным для граждан с доходами  на уровне средних);

        - бытовые и социальные услуги  населению.

  1. Программа «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на присоединение к объектам электросетевого хозяйства, а также иные мероприятия по энергосбережению».

       Субъекты  малого и среднего предпринимательства, прошедшие Отбор, получали  право на:

       а) компенсацию 50% произведенных затрат по оплате технологического присоединения  к объектам электросетевого хозяйства  мощностью до 500 КВт включительно  (с учетом ранее присоединенной в  данной точке присоединения мощности)  по соответствующему договору, исполненному не ранее 1 января 2007 года с организацией, полномочной проводить работы и взимать плату за техническое присоединение к объектам электросетевого хозяйства на территории Республики Татарстан, но не более 1 млн. руб. на один субъект малого и среднего предпринимательства;

       б) компенсацию 50% произведенных затрат на осуществление мероприятий по энергосбережению, включая затраты  на приобретение и внедрение инновационных  технологий, оборудования и материалов по договорам, исполненным не ранее 1 января 2007 года, но не более 1 млн. руб. на один субъект малого и среднего предпринимательства.

  1. Программа «Начало дела», предполагающая оказание ряда услуг со скидкой 50% (подготовка учредительных документов, правовое сопровождение осуществления государственной регистрации, предоставление услуг по изготовлению печати, оказание консультаций по выбору  системы налогообложения, первичной бухгалтерской отчетности и предоставление примерных договоров по виду деятельности и другие).

       Программы Фонда по поддержке предпринимательства

       Инвестиционно-венчурный  Фонд Республики Татарстан принимает  участие в реализации проектов в  самых различных формах, в том  числе направленных на поддержку  малого предпринимательства.

 

 В целях повышения  доступности банковских кредитов для субъектов малого предпринимательства Фондом совместно с Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан и республиканскими банками разработан и реализуется ряд программ.

       Программы направлены на создание и развитие проектов в реальном секторе экономики по следующим приоритетным направлениям:

       - расширение производства;

       - приобретение и модернизация  основных средств; 

       - внедрение новых технологий;

       - инновационная деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию развития предпринимательской деятельности в Республике Татарстан

       Предпринимательство выступает в качестве особого  вида экономической деятельности, ибо  его начальный этап связан, как  правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

       Основным  субъектом предпринимательской  деятельности выступает предприниматель. Однако предприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом (лицо или учреждение, берущее на себя определенные обязательства по договору), а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

       В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

       Любой предприниматель нуждается в  эффективных партнерских связях: только в таком случае он может  эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей.

       Предпринимательство в рыночной экономике составляет ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях – этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Основные преимущества, характерные черты, присущие предпринимательству:

        - возможность более гибких и  оперативных решений. По сравнению  с крупными корпорациями в  малом предпринимательстве упрощена  структура принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

        - ориентация производителей преимущественно на региональный рынок.

       - предпринимательство идеально приспособлен  для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других  характеристик местного рынка.

        - поддержание занятости и создание  новых рабочих мест.

       - выполнение вспомогательных функций  по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы  предприятиям на основе субкооперации.  Предпринимательство улучшает общую структуру производства, так как облегчает адаптацию «неповоротливого» крупного производства к изменяющимся условиям, к новым требованиям научно-технического прогресса: способствует развитию специализации, освобождает крупные корпорации от производства мелкосерийной продукции, занимает поиском, доработкой и освоением новых изделий, охотнее идет на риск.

        - небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

        - экономическая эффективность производства  в малых предприятиях.

        - инновационный характер малых  предприятий. Многие экономисты  отстаивают идею об исключительной  роли  предпринимательства в развертывании  научно-технической революции.

       На  современном этапе повышение  роли предприятий  предпринимательства  в экономике Германии, США и  других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная  самим ходом истории.

       Предпринимательство является важным фактором в решении экономических и социальных задач, таких как: формирование конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемых товаров или предоставляемых услуг, содействие крупным предприятиям путем создания вспомогательных или обслуживающих производств, поддержание инновационной активности.

       Вот почему становление и развитие  предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики и для  Республики Татарстан.

       Учитывая проблемы и перспективы развития  предпринимательства в Республике Татарстан, можно сделать вывод о том, что и в нашем государстве правительством должно быть сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке  предпринимательства, и специальные фонды, созданные государством.

         В целом же российское предпринимательство находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства.

       И напоследок подчеркнём, что предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.  
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Проанализировав государственную поддержку предпринимательской  деятельности в Республике Татарстан  можно сделать вывод, что в  современных условиях происходит усиление государственной поддержки и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

       Целью государственной поддержки предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

       В государственной поддержке предпринимательской деятельности выделяют девять основных направлений. К ним относятся обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы, защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности, перераспределение доходов, перераспределение ресурсов, государственная поддержка отдельных видов бизнеса. Государственное регламентирование трудовых отношений, поддержка социального партнерства, государственное регламентирование внешнеторговой деятельности, регулирование валютного курса, стабилизация макроэкономических процессов.

       Для того чтобы осуществлять государственную поддержку предпринимательской деятельности, необходимы определенные инструменты – экономические, административные и правовые рычаги.

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности