Государственно-общественное управление дошкольным образовательным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:42, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность проблемы определяется необходимостью поиска практических оснований для решения задач современного этапа развития гимназии, вызванных объективными потребностями общества в реализации новых образовательных целей, ориентированных на достижение более высокого качества, эффективности и доступности образования. Одной из таких задач для МОУ № 5 «Гимназия» является создание условий результативного управления образовательным социумом государственно-общественного характера, трансформации гимназии в институт гражданского общества, что выступит дополнительным механизмом подготовки школьников к жизни в быстро меняющемся обществе. Цель исследования: рассмотреть условия реализации модели государственно-общественного управления в МБДОУ ДСКВ «Сказка».

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты государственно-общественного управления образовательными учреждениями
1.1. Сущность и риски государственно-общественного управления в образовании
1.2. Нормативно-правовые основы государственно-общественной формы управления в сфере образования
1.3. Модели государственно-общественной формы управления в образовании
Глава 2. Анализ системы государственно-общественного управления в МОУ ДСКВ «Сказка»
2.1. Краткая характеристика МДОУ
2.2. Анализ системы управления в МДОУ
2.3. Особенности государственно-общественного управления МДОУ
2.4. Проблемы реализации модели государственно-общественной формы управления в МБДОУ ДСКВ «Сказка» г.Покачи и пути их решения
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Текст работы.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственно-общественное управление дошкольным образовательным  учреждением».

 

 

Место работы: Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка», город Покачи.

 

Оглавление

С

Введение

Глава 1. Теоретические  аспекты государственно-общественного  управления образовательными учреждениями

1.1. Сущность и риски государственно-общественного управления в образовании

1.2. Нормативно-правовые основы государственно-общественной формы управления в сфере образования

1.3. Модели государственно-общественной формы управления в образовании  

Глава 2. Анализ системы государственно-общественного управления в МОУ ДСКВ «Сказка»

2.1.  Краткая  характеристика МДОУ

2.2.  Анализ  системы управления в МДОУ

2.3. Особенности государственно-общественного управления МДОУ

2.4.  Проблемы  реализации модели государственно-общественной  формы управления в МБДОУ ДСКВ  «Сказка» г.Покачи и пути их  решения

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное образование  не может быть замкнутым и самодостаточным. Образовательная практика должна соответствовать  процессам, происходящим в обществе, реальным потребностям жизни.

Государственно  – общественное управление является не только ресурсом развития образования, но и важным фактором развития общества в целом. Успешные отношения государственно – общественного управления строятся на человеческом взаимодействии, принципах доверия, взаимопонимания, демократии и сотрудничества. Поэтому эти отношения благоприятно влияют на повышение качества образования, развитие социальных, ключевых компетенций школьников.

В настоящее  время у общества имеется значительная, хотя во многом и не проявленная, установка  на более активное участие в управлении делами школы.

Сегодняшним мамам и папам не все равно, чему учат их ребенка в детском саду, как там формируется его характер. А твердая воля и упорство в достижении цели не рождаются на ровном месте. Пассивный исполнитель никого не интересует, общество заинтересовано в грамотных специалистах, способных ориентироваться в запросах и потребностях современной жизни. Пришло понимание, что только совместными усилиями профессиональных педагогов, будущих работодателей, общественных деятелей и, безусловно, родителей можно воспитать успешную и защищенную личность.

Развитие общественной составляющей в управлении образованием позволит практически учитывать  общественные запросы на качество и  условия образования, привлечь  в детские сады дополнительные ресурсы, увеличить общественную прозрачность их использования. Но вместе с тем, существует проблема характерная для образовательных учреждений: несоответствие существующей структуры управления качеством образования  современным требованиям управления.

Все выше сказанное  напрямую связано с необходимостью формирования демократической культуры в образовательном пространстве, позволяющей создавать условия для распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса.

Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально-педагогическая система. Являясь государственным или государственно-общественным институтом, детский сад создаётся обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ.

Таким образом, актуальность проблемы определяется необходимостью поиска практических оснований для  решения задач современного этапа  развития гимназии, вызванных объективными потребностями общества в реализации новых образовательных целей, ориентированных на достижение более высокого качества, эффективности и доступности образования. Одной из таких задач для МОУ № 5 «Гимназия» является создание условий результативного управления образовательным социумом государственно-общественного характера, трансформации гимназии в институт гражданского общества, что выступит дополнительным механизмом подготовки школьников к жизни в быстро меняющемся обществе.

Цель исследования: рассмотреть условия реализации модели государственно-общественного управления в МБДОУ ДСКВ «Сказка».

Объект  исследования: модель государственно-общественного управления муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением ДСКВ «Сказка».

Предмет исследования: условия реализации модели государственно-общественного управления в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе.

Основные задачи работы:

  • рассмотреть сущность и риски государственно-общественного управления в образовании;
  • выделить нормативно-правовые основы государственно-общественного управления в сфере образования;
  • рассмотреть модели государственно-общественной формы управления в образовании;
  • дать краткую характеристику МДОУ;
  • провести анализ системы управления в МДОУ;
  • проанализировать  особенности государственно-общественного управления МДОУ;
  • выявить проблемы и пути совершенствования государственно-общественного управления.

Объект исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка», город Покачи.

Предмет исследования - государственно-общественное управление дошкольным образовательным учреждением МБДОУ ДСКВ «Сказка»

Теоретико-методологическую базу данной работы составили концепции  и труды современных авторов по вопросам теории управления, труды основоположников социологии образования, отечественных специалистов по проблемам местного самоуправления, фундаментальные исследования таких ученых, как А.И.Адамский, Н.В.Акинфеев, А.А.Пинский, которые занимаются вопросами государственно – общественного управления образованием.

Методологической  основой является комплексный подход к анализу взаимообусловленных  процессов в механизмах общественного  участия, что позволяет рассмотреть  модель государственно – общественного управления образованием с позиций реализации основных функций системы образования и показать роль общественного участия и эффективного взаимодействия в достижении ведущих целей.

Исходя из поставленной цели и определенных задач сложилась  структура выпускной квалификационной работы которая состоит из введения, двух глав и списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты государственно-общественного  управления образовательными учреждениями

 

1.1. Сущность и риски государственно-общественного управления в образовании

 

Важным показателем  эффективности модернизации российского  образования является внедрение  моделей государственно-общественного  управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования.

Государственно-общественный характер системы управления образованием должен изначально появиться в отношениях между самими субъектами образования: должны появиться области взаимодействия, которые характеризуются паритетностью, «горизонтальностью» управления. Вариативные формы государственно-общественного управления определяются: выявленными возможностями и ресурсными дефицитами образовательного учреждения; потенциальными формами участия общественности в управлении образованием; условиями для реализации конкретной модели государственно-общественного управления в образовательном учреждении.

В современной  образовательной практике, в педагогической публицистике понятия «общественно-государственное» и «государственно-общественное управление» встречаются с одинаковой частотой. Рассмотрим их сущностное значение.

Общество создает  государство как инструмент достижения собственных целей. По крайней мере, такова природа демократического общества. С другой стороны, в центре нашего внимания находится именно государственная школа, которая в логике модернизации претерпевает существенные перемены. И сегодня именно государство (в лице руководителя) выступает инициатором развития взаимодействия с общественностью на школьном уровне. Получается, что по сути общественно-государственное в настоящее время является скорее государственно-общественным.

В истории России идея государственно-общественного управления имеет достаточно глубокие корни: епархиальные училищные советы, волостные общины, попечительские советы гимназий и реальных училищ, земские управы1.

Школы, в управлении которыми участвовали эти организации, как правило, имели многоканальное финансирование, которое предназначалось для удовлетворения потребности в книгах, пособиях, для награждения учителей и учеников, жалованья учащихся, содержания школ, повышения квалификации учителей. В свою очередь общество предъявляло к своим школам все более высокие требования, заставляя их перестраиваться, искать новые формы и методы обучения, расширять содержание образования. Но даже это, по мнению передовых деятелей образования, было недостаточным.

П. Ф. Каптерев в 1915 году говорил о наступлении  общественного периода (в отличие от предшествовавших ему церковного и государственного) в развитии отечественной педагогики. «Конечно, - писал он, - общество далеко не так влиятельно в постановке образования, как ему подобает быть; физическая сила на стороне государства, а оно до сих пор стремится рассматривать народное образование как простого служителя государства и ставит его далеко не на первое место; но слишком ясно чувствуется присутствие других деятелей в этом периоде, выдвигающих другие задачи, вливающих новое содержание в прежние формы образования»2.

Аналогичная ситуация складывается в современной России. Перед образованием ставятся новые  задачи, изменяются его содержание и формы, складываются новые институты  гражданского общества и социальные группы, готовые вкладывать в систему образования различные ресурсы. Их запросы могут быть обусловлены как личной заинтересованностью, так и социальной необходимостью. В чем специфика сегодняшней ситуации?

Правила управления образовательным учреждением требуют  исполнения принципа государственно-общественного характера управления на основе создания гармоничной единой системы управления, в которой единоначалие осуществляет руководитель, а самоуправление осуществляется в двух формах: непосредственной демократии и представительной демократии.

Формой непосредственной демократии является общее собрание, педагогический совет, когда в нем  участвуют все педагогические работники.

Формой представительной демократии являются конференция, совет  образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и другие. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. Сущность государственно-общественного управления в современном образовании предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении  ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для учащихся.

Понимание сущности государственно-общественных отношений  предполагает согласование и определение  представлений о возможностях государственной  составляющей и общественной составляющих и складывающихся между ними договорных отношений.

Государственная составляющая образования должна гарантировать  обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования3.

В общественной составляющей можно выделить внутренние компоненты: внутреннее профессиональное сообщество, ученическое самоуправление и так далее - и внешние: представители родителей, бизнеса, общественных организаций, ассоциации выпускников, национально-культурных сообществ, фонды развития и так далее.

Общественность - это организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области  образования и не подчинённые  органам управления образованием. Это  могут быть структуры:

- непосредственно  не связанные с системой образования  (объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения);

- объединяющие  работников образования (например, ассоциация педагогов-исследователей, ассоциация руководителей школ);

- объединяющие  участников образовательного процесса (родителей, учащихся);

- обеспечивающие систему образования определёнными ресурсами (за счёт внебюджетных источников - проектные группы, исследовательские лаборатории, временные научно-исследовательские коллективы и так далее).

Эти структуры  могут быть постоянными (ассоциации, союзы, советы, некоммерческие партнёрства) или временными (собрания, совещания, конференции).

Информация о работе Государственно-общественное управление дошкольным образовательным учреждением