Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:42, дипломная работа
Актуальность проблемы определяется необходимостью поиска практических оснований для решения задач современного этапа развития гимназии, вызванных объективными потребностями общества в реализации новых образовательных целей, ориентированных на достижение более высокого качества, эффективности и доступности образования. Одной из таких задач для МОУ № 5 «Гимназия» является создание условий результативного управления образовательным социумом государственно-общественного характера, трансформации гимназии в институт гражданского общества, что выступит дополнительным механизмом подготовки школьников к жизни в быстро меняющемся обществе. Цель исследования: рассмотреть условия реализации модели государственно-общественного управления в МБДОУ ДСКВ «Сказка».
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты государственно-общественного управления образовательными учреждениями
1.1. Сущность и риски государственно-общественного управления в образовании
1.2. Нормативно-правовые основы государственно-общественной формы управления в сфере образования
1.3. Модели государственно-общественной формы управления в образовании
Глава 2. Анализ системы государственно-общественного управления в МОУ ДСКВ «Сказка»
2.1. Краткая характеристика МДОУ
2.2. Анализ системы управления в МДОУ
2.3. Особенности государственно-общественного управления МДОУ
2.4. Проблемы реализации модели государственно-общественной формы управления в МБДОУ ДСКВ «Сказка» г.Покачи и пути их решения
Заключение
Список использованных источников и литературы
Государственно-общественное управление дошкольным образовательным учреждением».
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка», город Покачи.
Оглавление
С
Введение
Глава 1. Теоретические
аспекты государственно-
1.1. Сущность и риски государственно-общественного управления в образовании
1.2. Нормативно-правовые основы государственно-общественной формы управления в сфере образования
1.3. Модели государственно-общественной формы управления в образовании
Глава 2. Анализ системы государственно-общественного управления в МОУ ДСКВ «Сказка»
2.1. Краткая характеристика МДОУ
2.2. Анализ системы управления в МДОУ
2.3. Особенности государственно-общественного управления МДОУ
2.4. Проблемы
реализации модели
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Современное образование не может быть замкнутым и самодостаточным. Образовательная практика должна соответствовать процессам, происходящим в обществе, реальным потребностям жизни.
Государственно – общественное управление является не только ресурсом развития образования, но и важным фактором развития общества в целом. Успешные отношения государственно – общественного управления строятся на человеческом взаимодействии, принципах доверия, взаимопонимания, демократии и сотрудничества. Поэтому эти отношения благоприятно влияют на повышение качества образования, развитие социальных, ключевых компетенций школьников.
В настоящее время у общества имеется значительная, хотя во многом и не проявленная, установка на более активное участие в управлении делами школы.
Сегодняшним мамам и папам не все равно, чему учат их ребенка в детском саду, как там формируется его характер. А твердая воля и упорство в достижении цели не рождаются на ровном месте. Пассивный исполнитель никого не интересует, общество заинтересовано в грамотных специалистах, способных ориентироваться в запросах и потребностях современной жизни. Пришло понимание, что только совместными усилиями профессиональных педагогов, будущих работодателей, общественных деятелей и, безусловно, родителей можно воспитать успешную и защищенную личность.
Развитие общественной составляющей в управлении образованием позволит практически учитывать общественные запросы на качество и условия образования, привлечь в детские сады дополнительные ресурсы, увеличить общественную прозрачность их использования. Но вместе с тем, существует проблема характерная для образовательных учреждений: несоответствие существующей структуры управления качеством образования современным требованиям управления.
Все выше сказанное напрямую связано с необходимостью формирования демократической культуры в образовательном пространстве, позволяющей создавать условия для распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса.
Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально-педагогическая система. Являясь государственным или государственно-общественным институтом, детский сад создаётся обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ.
Таким образом, актуальность проблемы определяется необходимостью поиска практических оснований для решения задач современного этапа развития гимназии, вызванных объективными потребностями общества в реализации новых образовательных целей, ориентированных на достижение более высокого качества, эффективности и доступности образования. Одной из таких задач для МОУ № 5 «Гимназия» является создание условий результативного управления образовательным социумом государственно-общественного характера, трансформации гимназии в институт гражданского общества, что выступит дополнительным механизмом подготовки школьников к жизни в быстро меняющемся обществе.
Цель исследования: рассмотреть условия реализации модели государственно-общественного управления в МБДОУ ДСКВ «Сказка».
Объект исследования: модель государственно-общественного управления муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением ДСКВ «Сказка».
Предмет исследования: условия реализации модели государственно-общественного управления в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе.
Основные задачи работы:
Объект исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка», город Покачи.
Предмет исследования - государственно-общественное управление дошкольным образовательным учреждением МБДОУ ДСКВ «Сказка»
Теоретико-методологическую базу данной работы составили концепции и труды современных авторов по вопросам теории управления, труды основоположников социологии образования, отечественных специалистов по проблемам местного самоуправления, фундаментальные исследования таких ученых, как А.И.Адамский, Н.В.Акинфеев, А.А.Пинский, которые занимаются вопросами государственно – общественного управления образованием.
Методологической основой является комплексный подход к анализу взаимообусловленных процессов в механизмах общественного участия, что позволяет рассмотреть модель государственно – общественного управления образованием с позиций реализации основных функций системы образования и показать роль общественного участия и эффективного взаимодействия в достижении ведущих целей.
Исходя из поставленной цели и определенных задач сложилась структура выпускной квалификационной работы которая состоит из введения, двух глав и списка использованных источников и литературы.
Глава
1. Теоретические аспекты
1.1. Сущность и риски государственно-общественного управления в образовании
Важным показателем
эффективности модернизации российского
образования является внедрение
моделей государственно-
Государственно-общественный характер системы управления образованием должен изначально появиться в отношениях между самими субъектами образования: должны появиться области взаимодействия, которые характеризуются паритетностью, «горизонтальностью» управления. Вариативные формы государственно-общественного управления определяются: выявленными возможностями и ресурсными дефицитами образовательного учреждения; потенциальными формами участия общественности в управлении образованием; условиями для реализации конкретной модели государственно-общественного управления в образовательном учреждении.
В современной образовательной практике, в педагогической публицистике понятия «общественно-государственное» и «государственно-общественное управление» встречаются с одинаковой частотой. Рассмотрим их сущностное значение.
Общество создает государство как инструмент достижения собственных целей. По крайней мере, такова природа демократического общества. С другой стороны, в центре нашего внимания находится именно государственная школа, которая в логике модернизации претерпевает существенные перемены. И сегодня именно государство (в лице руководителя) выступает инициатором развития взаимодействия с общественностью на школьном уровне. Получается, что по сути общественно-государственное в настоящее время является скорее государственно-общественным.
В истории России идея государственно-общественного управления имеет достаточно глубокие корни: епархиальные училищные советы, волостные общины, попечительские советы гимназий и реальных училищ, земские управы1.
Школы, в управлении которыми участвовали эти организации, как правило, имели многоканальное финансирование, которое предназначалось для удовлетворения потребности в книгах, пособиях, для награждения учителей и учеников, жалованья учащихся, содержания школ, повышения квалификации учителей. В свою очередь общество предъявляло к своим школам все более высокие требования, заставляя их перестраиваться, искать новые формы и методы обучения, расширять содержание образования. Но даже это, по мнению передовых деятелей образования, было недостаточным.
П. Ф. Каптерев в 1915 году говорил о наступлении общественного периода (в отличие от предшествовавших ему церковного и государственного) в развитии отечественной педагогики. «Конечно, - писал он, - общество далеко не так влиятельно в постановке образования, как ему подобает быть; физическая сила на стороне государства, а оно до сих пор стремится рассматривать народное образование как простого служителя государства и ставит его далеко не на первое место; но слишком ясно чувствуется присутствие других деятелей в этом периоде, выдвигающих другие задачи, вливающих новое содержание в прежние формы образования»2.
Аналогичная ситуация складывается в современной России. Перед образованием ставятся новые задачи, изменяются его содержание и формы, складываются новые институты гражданского общества и социальные группы, готовые вкладывать в систему образования различные ресурсы. Их запросы могут быть обусловлены как личной заинтересованностью, так и социальной необходимостью. В чем специфика сегодняшней ситуации?
Правила управления
образовательным учреждением
Формой непосредственной демократии является общее собрание, педагогический совет, когда в нем участвуют все педагогические работники.
Формой представительной демократии являются конференция, совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и другие. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. Сущность государственно-общественного управления в современном образовании предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для учащихся.
Понимание сущности государственно-общественных отношений предполагает согласование и определение представлений о возможностях государственной составляющей и общественной составляющих и складывающихся между ними договорных отношений.
Государственная
составляющая образования должна гарантировать
обеспечение доступности и
В общественной составляющей можно выделить внутренние компоненты: внутреннее профессиональное сообщество, ученическое самоуправление и так далее - и внешние: представители родителей, бизнеса, общественных организаций, ассоциации выпускников, национально-культурных сообществ, фонды развития и так далее.
Общественность - это организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования и не подчинённые органам управления образованием. Это могут быть структуры:
- непосредственно
не связанные с системой
- объединяющие
работников образования (
- объединяющие
участников образовательного
- обеспечивающие систему образования определёнными ресурсами (за счёт внебюджетных источников - проектные группы, исследовательские лаборатории, временные научно-исследовательские коллективы и так далее).
Эти структуры могут быть постоянными (ассоциации, союзы, советы, некоммерческие партнёрства) или временными (собрания, совещания, конференции).
Информация о работе Государственно-общественное управление дошкольным образовательным учреждением