Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дагестанский государственный
аграрный университет имени М.М.
Джамбулатова»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра бухгалтерского
учета и финансов
Реферат
на тему:
«Государственный
и корпоративный налоговый менеджмент
»
Выполнила:
студентка 2-го года обучения м.п. «Налоговый
менеджмент»,
Гаджибекова Маржанат
Проверила:
профессор, Ремиханова Д.А.
Махачкала ,2013г
Содержание
Введение
1. Налоговый менеджмент:
понятие, функции, цели и задачи
2. Основы государственного
налогового менеджмента
3. Основы корпоративного налогового
менеджмента
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Налоговый менеджмент –
это часть общей системы управления
рыночной экономикой, то есть часть
общего менеджмента в целом. В основе налогового
менеджмента лежат общие принципы и фундаментальные
положения управления экономикой, системного
подхода и анализа. Управление в теории
менеджмента, с одной стороны, связывается
с реализацией основных функций управления
(планированием, регулированием, анализом
и контролем), а с другой, трактуется как
особый вид деятельности, направленный
на осуществление руководства людьми
(администрирование)
Налоговый менеджмент
составляет часть финансового
менеджмента. Объектом финансовой
науки и практики выступает
финансовое хозяйство государства
и предприятий. Налоги являются
важнейшим элементом государственных
финансов. Около 90 % всех бюджетных
(государственных и муниципальных)
потоков составляют налоговые
потоки. Более того, финансовая теория
и практика на протяжении длительного
времени, до начала ХХ века,
развивалась в основном как
наука о налогах. Поэтому с
полным основанием можно считать
науку о финансах в качестве
теоретического фундамента налогового
менеджмента. Налоговый менеджмент
выступает составной частью финансового
менеджмента предприятий системы
управления их финансовыми (денежными)
потоками путем принятия стратегических
и тактических решений.
Вместе с тем,
традиционно и финансовый, и налоговый
менеджмент ограничивают лишь
сферой хозяйствующих субъектов
– предприятий, в то время
как субъектами налоговых отношений
и управления ими выступают
и предприятия-налогоплательщики,
и государство в лице соответствующих
органов, которые организуют, планируют,
регулируют и контролируют налоговый
процесс и каждый на своем
уровне. Поэтому следует говорить
и о налоговом менеджменте
применительно к процессу государственного
управления финансовым хозяйством
и налогами рыночными методами.
Следовательно, в понятие «налоговый менеджмент»
следует вкладывать налоговую часть финансового
менеджмента, как на уровне предприятий,
так и на уровне государственного финансового
хозяйства. Т. е. в соответствии с делением
общей системы финансов на государственные
финансы и финансы предприятий (организаций
или корпораций) необходимо выделять два
звена (уровня) налогового менеджмента:
– макроуровень
– государственный налоговый
менеджмент;
– микроуровень
– налоговый менеджмент предприятий
(организаций) или корпоративный
налоговый менеджмент.
Каждый уровень налогового
менеджмента представляет собой
отдельно взятую тему для исследования.
Мы же попытаемся дать краткую характеристику
по каждому из них.
1. Налоговый менеджмент:
понятие, функции, задачи и цели
Налоговый менеджмент
обычно представляется как особый
научно-практический процесс, направленный
на обеспечение заданного законом
режима функционирования налогового
механизма, емкий и многогранный
по своему содержанию, целевым
установкам и условиям организации. Многогранность
налогового менеджмента определяется
рядом причин: сложностью его объекта
управления, ориентацией на реализацию
многих функций управления, многоуровневостью
и многоаспектностью системы управления
налоговым процессом, как на конкретном
предприятии, так и в стране в целом. Налоговый
менеджмент, с одной стороны, является
результатом применения научных знаний,
а с другой, сферой практической деятельности.
В первом случае речь идет о разработке
концептуальных основ налогового менеджмента:
его предмета и объекта, совокупности
принципов, подходов и инструментария;
во втором случае о конкретных формах,
методах и приемах принятия решений по
управлению налогами, налогообложением
и налоговыми потоками на разных уровнях.
Налоговый менеджмент
– это система государственного
и корпоративного управления
налоговыми потоками путем использования
научно обоснованных рыночных
форм и методов и принятия
решений в области управления
налоговыми доходами и налоговыми
расходами на макро– и микроуровне.
Учитывая, что налоговый
менеджмент синтезирует в себе
методологию и технику управления
налоговыми отношениями (налогами,
налоговыми потоками), он представляет
собой систему, строящуюся на
основе специальных принципов,
форм, методов, способов и приемов,
с помощью которых осуществляется
это управление.
Налоговый менеджмент
как система управления имеет свой
объект управления и субъект управления.
Субъектами налогового
менеджмента выступают государство
в лице законодательных и исполнительных
органов власти, а также сами
налогоплательщики – юридические
лица (предприятии, организации).
Объектом налогового
менеджмента являются налоговые
потоки, совершающие свое движение
в результате выполнения налогами
своих функций (совокупного эквивалента
ценности услуг государства, фискальной,
регулирующей и контрольной), а
также налогового процесса на
макро– и микроуровне. Причем,
и для функционирования корпоративного,
и для государственного налогового
менеджмента объектом управления
выступают как входящие, так и
выходящие налоговые потоки, несмотря
на то, что одни и те же
потоки одновременно являются
для государства доходом, а
для предприятий-налогоплательщиков,
расходом. Только комплексное управление
входящими и исходящими налоговыми
потоками в целом и каждом
уровне в отдельности можно
достигнуть желаемой цели и
обеспечить эффективность налогового
менеджмента.
Частные цели государственного
и корпоративного налогового
менеджмента различные: государство
заинтересовано в росте налоговых
поступлений, а предприятия, в
уменьшении налоговых платежей.
Однако общей целью налогового
менеджмента, безотносительно к
его уровню, является укрепление
финансов, повышение экономической
эффективности и обеспечение
экономического роста.
Цель и эффективность
налогового менеджмента, движение
налоговых потоков обеспечиваются
через организацию и функционирование
налогового процесса на макро-и
микроуровне. На уровне макроэкономики
налоговый менеджмент структурно
включает в себя налоговое
право, налогообложение, налоговую
политику, налоговую систему и
налоговый механизм (см. Рис. 1). На
микроуровне налоговый менеджмент
включает в себя только отдельные
элементы налогового процесса, являющиеся
прерогативой органов управления
предприятием, а именно: налоговая
политика, налоговое планирование,
налоговое регулирование и налоговый
контроль самой организации (предприятия).
Налоговый менеджмент
предполагает принятие эффективных
решений в области управления
входящими и исходящими налоговыми
потоками. Принятие таких решений
осуществляется в рамках налогового
процесса, организуемого государством
на уровне экономики в целом
по всем названным выше составляющим
его элементам. В отличие от
налогового менеджмента на уровне
макроэкономики, принятие управленческих
решений на уровне предприятия
осуществляется лишь по тем
элементам налогового процесса,
которые менеджмент предприятия
самостоятельно организует и
использует в управлении.
Налоговый менеджмент
– сложный, трудоемкий и многостадийный
процесс, требующий системного
подхода, причем при осуществлении
налогового менеджмента полностью
избежать рисков невозможно. У
государства возникают риски
недополучения запланированных
налоговых доходов, а у предприятий
– риски потери доходов в
виде штрафных налоговых санкций,
в результате принятия неэффективных
управленческих решений и действий.
Эта проблема также будет рассмотрена
в соответствующих разделах работы.
Налоговый менеджмент – это
наука, искусство и практика
принятия управленческих решений
по оптимизации налоговых потоков
государством и предприятиями,
а также решений по выбору
и рационализации форм и методов
налогообложения, налогового планирования,
регулирования и контроля.
Налоговый менеджмент
как особый тип рыночного управления
налоговыми отношениями может применяться
только в рамках наличия рыночной среды.
Для субъектов налогового менеджмента
рыночная среда предполагает:
– формирование
целей развития в зависимости
от состояния экономики, потребления
и рынка;
– ориентацию на
спрос потребителей и потребности
рынка;
– хозяйственно-финансовую
самостоятельность и ответственность
за принятие решений;
– эффективность
деятельности, связанной с управлением
налогами (обеспечение максимального
результата при минимальных налоговых
расходах).
Таким образом,
налоговый менеджмент в условиях
функционирования государства и
предприятий в рыночной среде
следует рассматривать двояко:
1) как процесс принятия
управленческого решения;
2) как систему управления.
Чаще всего, ситуации,
возникающие у органов государственной
власти и на предприятиях, связанные
с движением налоговых потоков
и управлением налоговым процессом,
требуют принятия соответствующих
налоговых решений. Управленческое
решение предполагает определение
цели, задач и программы действий,
или их корректировку. При принятии
решений важно учитывать изменение
и реакцию внешней среды (для
государства – поведение налогоплательщиков
и предложение ими объектов
налогообложения; для предприятий-налогоплательщиков
– изменение налогового законодательства
и спроса на налоги). Субъекты
налогового менеджмента должны
приспосабливаться к внешней
для них среде на основе
обратной связи.
Менеджерские решения
принимаются на основе обработки
и анализа информации. Вместе
с постановкой цели информационное
обеспечение составляет важнейший
этап технологии налогового менеджмента
как процесса принятия управленческого
решения. Технология налогового
менеджмента представляет собой
последовательную совокупность
действий субъекта с целью
получения ожидаемого результата.
Налоговый менеджмент
как система управления.
Понимание налогового
менеджмента как системы управления
расширяет его понимание как
процесса принятия управленческого
решения на основе системного подхода
к взаимодействию субъекта и объекта управления.
Субъектами налогового
менеджмента выступают государство
в лице законодательных и исполнительных
органов власти (Федеральное собрание
Российской Федерации, Президент
РФ, Правительство РФ, Министерство
финансов РФ, Федеральная налоговая
служба, Федеральная таможенная
служба, другие государственные
структуры и учреждения, включая
аналогичные органы власти и
службы субъектов РФ), а также
налогоплательщики – юридические
лица (предприятия, организации,
корпорации) и их специальные
подразделения (отделы, группы лиц),
обеспечивающие управление налогами
(налоговыми потоками, налоговыми
доходами и расходами) на макро–
и микроуровне, соответственно.
Объектом налогового
менеджмента, как уже отмечалось,
являются входящие и исходящие
налоговые потоки, выступающие в
форме налоговых доходов и
расходов субъектов управления,
а также совокупность условий
функционирования налогового процесса
на уровне экономики, региона
и отдельных предприятий (организаций,
корпораций). Объект налогового управления
– сложная, динамичная и относительно
открытая система. Относительность
открытости налогового менеджмента
как системы управления обусловлена
монополизмом государства в установлении
спроса на налоги (системы налогов,
элементов налогообложения отдельных
налогов, других правил и условий
налогообложения и налогового
процесса), скрытностью для внешней
среды (конфиденциальностью) попыток
и действий организаций – налогоплательщиков
по минимизации налоговых платежей
и оптимизации налоговых потоков
и другими причинами. Динамичность
названной системы обусловлена
динамичностью (в современной
России даже чрезмерной, граничащей
с неустойчивостью, а значит
с повышенным риском) налогового
законодательства, налоговой системы,
налоговой политики и всего
налогового процесса, изменениями
экономики, рыночной среды и
т. д. Подвижность внутренней
и внешней среды и характера взаимоотношений
государства и налогоплательщиков, неоднозначность
критериев оценки деятельности субъектов
управления делают процесс управления
сложным и одновременно творческим.