Государственное
налоговое регулирование тесно
связано с налоговым планированием,
прогнозированием и бюджетированием.
Оно предполагает целенаправленную
деятельность субъектов налогового
менеджмента по воздействию на
экономику, отдельные ее сферы,
отрасли и сегменты, а также
на социальную сферу, используя
большой набор налоговых методов
и инструментов – виды налогов,
методы налогообложения, налоговые
льготы и др.
Государственный
налоговый контроль предполагает
выявление и оценку отклонений
фактических налоговых параметров
от запланированных, учет налогоплательщиков
и проверку соблюдения ими
налогового законодательства, применение
мер налоговой ответственности
за налоговые правонарушения
и преступления, проведение мониторинга
исполнения субъектами государственного
налогового менеджмента намеченных
мероприятий и эффективности
их деятельности. Государственный
налоговый контроль в современной
России является наиболее развитым,
организационно и институционально
структурированным функциональным
элементом государственного налогового
менеджмента. Система налогового
контроля, как и все другие
элементы менеджмента, является
динамически развивающейся системой.
Как категория
государственного налогового менеджмента
налоговый механизм включает
в себя следующие элементы, наполняющие
его конкретным практическим
содержанием:
· государственное
налоговое планирование (прогнозирование,
бюджетирование);
· организация
исполнения налоговых бюджетов;
· государственное
налоговое регулирование;
· государственный
налоговый контроль.
Через названные
элементы налогового механизма
приводится в действие налоговая
система и реализуется налоговая
политика государства по ее
фискальному, регулирующему и
контрольному направлениям.
Налоговая политика
государства составляет концептуальную
основу государственного налогового
менеджмента. В ее составе определяются
приоритеты, стратегия и тактика
развития налоговых отношений
в стране с учетом объективных
рыночных и налоговых законов
и закономерностей развития экономики.
Государственная налоговая политика
представляет собой комплекс
стратегических направлений, тактических
мер и действий в области
повышения эффективности управления
налоговым процессом, развития
налоговой системы и налогового
механизма с целью достижения
максимально возможного на данном
этапе развития экономики значимого
фискального, регулирующего и
иного результата.
Классификацию налоговой политики
можно провести по ряду функциональных
критериев:
1. По масштабности
и долговременности целей и
задач следует различать: стратегическую
(обычно долговременную, на срок
от 3 и более лет) и тактическую
(от 1 года до 3 лет) составляющие
общей налоговой политики. Стратегия
и тактика должны дополнять
и развивать друг друга. Если
тактические задачи постоянно
меняются, не будучи до конца
решенными, и противоречат общей
налоговой стратегии, то вряд
ли можно ожидать от такой
налоговой политики сколько-нибудь
значимого положительного результата
(эффекта).
2. В зависимости
от приоритетов общей целевой
направленности мер в области
управления налоговым процессом
необходимо выделять следующие
разновидности налоговой политики:
· фискальную;
· регулирующую;
· контрольно-регулятивную;
· комбинированную
(равновесную).
Фискальный тип
налоговой политики характеризуется
тем, что во главу угла ставится
приоритет максимально возможного
увеличения доходов в ущерб
или без учета стратегических
интересов экономики страны, регионов
и налогоплательщиков. Разновидностью
такой политики является политика
«высоких налогов» с присущими
ей большим количеством налогов
и сборов, высокими налоговыми
ставками и сверх предельным
налоговым бременем, минимумом налоговых
льгот, «ножницами» бремени начисленных
и уплаченных налогов и т.
п.
В регулирующей
налоговой политике акцент делается
на усиление регулирующей роли
налогов (зачастую в ущерб должной
реализации их фискального потенциала).
Такой политике присущи чрезмерное
увлечение налоговыми льготами,
льготными экономическими зонами
и налоговыми режимами, слабость
налогового контроля, установление
ставок налогов на уровне, не
обеспечивающем минимальные потребности
государства в финансовых ресурсах
и т. д.
Контрольно-регулятивная
политика в чистом виде встречается
крайне редко и обусловлена,
как правило, либо слабостью
выполнения налогами фискальной
и регулирующей функций, либо
длительностью проведения государством
жесткой политики «высоких налогов»,
влекущей за собой массовое
уклонение предприятий и граждан
от уплаты налога и уход
легальной экономики в «тень».
Не меняя по сути элементов
налогового процесса, государство
пытается возместить фискальные
и экономические потери репрессивными
контрольными мерами, штрафами, прочими
санкциями. Целью налогового контроля
становится не создание условий для нормального
функционирования налогового процесса
и предотвращения налоговых правонарушений,
а поиск виновных и максимально возможный
сбор штрафов, все более принимающих характер
стабильного и существенного источника
государственных доходов.
3. В зависимости
от стратегической направленности
государственного регулирования
следует различать стимулирующую
и сдерживающую налоговую политику.
Последний тип налоговой политики
возможен для стран с развитой
рыночной экономикой в периоды,
когда возникает необходимость
предотвращения кризиса перепроизводства
и установления в этой связи
более жестких налоговых режимов.
Для стран, находящихся в условиях
стагфляции, речь может идти только
об эффективной стимулирующей
политике.
4. По территориальному
признаку налоговую политику
условно можно разделить на
федеральную, региональную и местную.
Условно потому, что в настоящее
время региональные, а особенно
местные, органы власти в России
не обладают пока еще соответствующими
налоговыми правами и полномочиями,
достаточными для проведения
самостоятельной налоговой политики.
5. По признаку узкой
специализации выделяют в отдельные
виды инвестиционную и социальную
налоговую политику, таможенную
политику и политику в области
применения специальных налоговых
режимов, политику налогового
регулирования доходов, и т.
д.
3. Основы корпоративного
налогового менеджмента
Налоговые платежи
составляют весомую долю в
финансовых потоках организаций.
Зачастую от грамотного, профессионального
решения, принятого с учетом
налоговых последствий, зависит
судьба бизнеса, возможности его
роста и развития. Недоучет этой
стороны финансовой деятельности
организации, допущенные ошибки
в расчетах по налогам с
бюджетом оборачиваются тяжелыми
финансовыми потерями. Российские
реалии таковы (высокое налогообложение
бизнеса, нестабильность налогового
законодательства и т. п.), что
результаты четко организованного
корпоративного менеджмента не
идут ни в какое сравнение
с результатами общеэкономического
и даже финансового менеджмента.
На сегодняшний день вести
бизнес, не просчитав, сколько
принесет прибыли та или иная
сделка и сколько потребуется
при этом заплатить налогов,
практически невозможно. Проблемы
налогообложения, учета и управления
налогами по своей значимости
сравнимы, пожалуй, только с проблемами,
возникающими непосредственно в
ходе осуществления производственной
или любой другой предпринимательской
деятельности. Значимость эта выражается
в конкретных суммах, которые
отдаются государству. Налоговые
платежи, охватывая всю производственную
и хозяйственную деятельность
организаций, входя во все элементы,
определяющие состав цены, влияют
на эффективность производства,
а также являются важнейшим
фактором при принятии бизнес-решения.
Налоги в идеале
не должны влиять на выбор
экономических решений предприятия,
они не должны существенно
менять философию бизнеса. На
практике же налоги, являясь мощнейшим
инструментом экономического регулирования,
вторгаются в сферу стратегических
решений, нередко вынуждая кардинально
менять тактику действия компании.
Серьезные решения никогда не
принимаются без учета налогов
и управления ими. На предприятиях
всегда должны быть внутренние
и внешние специалисты, основными
функциями которых являются анализ
и обеспечение деятельности данного
предприятия с налоговой точки зрения.
Даже если налоги не определяют основной
стратегии предприятия, кто-то должен
их своевременно и правильно исчислять,
а также принимать меры по их оптимизации.
Известная позиция налогоплательщиков
«если не платить налоги становится невозможным,
то надо платить как можно меньше» – основана
на праве всех субъектов хозяйствования
уменьшать свои налоговые обязательства
любыми, не запрещенными законом способами.
Корпоративный налоговый
менеджмент, как вид управленческой
деятельности на предприятии,
все больше входит в практику
хозяйственной жизни России, а
налоговый менеджер организации
(эксперт, консультант по налогам)
становится все более значимой
фигурой. В последнее время
в России корпоративный налоговый
менеджмент стал предметом деятельности
многих аудиторских и консалтинговых
фирм, работающих на договорной
основе с налогоплательщиками.
Корпоративный налоговый
менеджмент – это система управления
налоговыми потоками коммерческой
организации путем использования
научно обоснованных рыночных
форм и методов и принятия
управленческих решений в области
налоговых доходов и налоговых
расходов на микроуровне.
Корпоративный налоговый
менеджмент как звено целостной
системы налогового менеджмента
имеет те же функциональные
элементы, но со своими особенностями:
- организация процесса
управления налоговыми потоками на предприятии;
- корпоративное налоговое
планирование;
- корпоративное налоговое
регулирование;
- корпоративный налоговый
контроль (самоконтроль).
Организация корпоративного
налогового менеджмента в широком
смысле – это совокупность
организационных форм и методов
налогового планирования, налоговой
оптимизации и налогового самоконтроля;
в узком – это подготовка и создание
условий для оптимизации налоговых потоков.
Для организации управления налоговыми
потоками на предприятиях используется
организационная структура финансового
менеджмента.
Процессы
планирования и регулирования
на предприятии очень тесно
взаимосвязаны, переплетены и,
рассматривая процессы налогового
менеджмента на предприятии, их
довольно сложно отделить. Поэтому
основные методические направления
налогового планирования и регулирования
рассматриваются в совокупности
как единое целое, как налоговая
оптимизация, т. е. оптимизация
корпоративных налоговых доходов,
налоговых расходов и налоговой
прибыли путем налогового бюджетирования
и других форм и методов
корпоративного налогового планирования
и регулирования.
Корпоративный налоговый
контроль представляет собой
систематическую деятельность, направленную
на организацию самоконтроля (наблюдения,
проверки менеджерами правильности
начисления и уплаты налогов,
движения входящих и исходящих
налоговых потоков, эффективности
использования налоговой прибыли,
а также выявление и устранение
налоговых ошибок до проверки
со стороны налоговых органов.
Важным критерием
решения вопроса о необходимости
организации хозяйствующим субъектом
корпоративного налогового менеджмента
является уровень налогового
бремени. Если удельный вес
налогов не превышает 15 % чистой
добавленной стоимости предприятия,
то потребность в налоговом
планировании и оптимизации минимальная;
при более высоких значениях
уровнях налогового бремени необходима
организация полноценного налогового
менеджмента. Чем выше налоговое
бремя, тем эффективнее будут
затраты хозяйствующего субъекта
по организации налогового менеджмента,
тем выше цена принимаемых
управленческих налоговых решений
(при условии их эффективности).
Заключение
Налоговый менеджмент является
составной частью финансового менеджмента.
Основными функциями налогового
менеджмента являются: налоговое
планирование и прогнозирование, налоговое
регулирование и налоговый контроль.
Классификация налогового менеджмента
проводится по разным критериям, главным
из является принадлежность к тому
или иному уровню. Согласно данной
классификации налоговый менеджмент
подразделяется на: государственный
и корпоративный (на уровне предприятия)
налоговый менеджмент. Перед государственным
и корпоративным налоговым менеджментом
стоят разные (а иногда и противоречивые)
цели и задачи. Если целью государственного
налогового менеджмента является полноценное
поступление налогов, то корпоративный
менеджмент стремится сократить налоговые
платежи. Однако общей целью налогового
менеджмента, безотносительно к его уровню,
является укрепление финансов, повышение
экономической эффективности и обеспечение
экономического роста.