Цели и задачи
налогового планирования на макро–
и микроуровне различны. Государство
стремится запланировать как
можно больше налоговых доходов
для бюджета и внебюджетных
фондов, а предприятие – наметить
уже в процессе планирования
пути и методы снижения налоговых
обязательств.
Налоговое регулирование
Налоговое регулирование
как функциональный элемент налогового
менеджмента непосредственным образом
связано с налоговым планированием.
Налоговое регулирование – это
один их наиболее мобильных
элементов налогового менеджмента.
Согласно теории
управления, регулирование представляет
собой детальную разработку способа
реализации плановых заданий,
а также выработку регулирующих
воздействий, направленных на
их исполнение. Налоговое регулирование
является связующим звеном между
планированием и контролем, поскольку
регулирование не только признано
детально обосновать принятый
вариант плана по ресурсам, методам
и времени реализации, но и
выявить и затем зафиксировать
такую совокупность параметров
плана (полную и не избыточную),
которая будет достаточна для
проведения эффективного контроля
за исполнением принятых плановых
заданий.
Налоговое регулирование
– это субъективная деятельность
людей по использованию на
практике регулирующих возможностей
налогов. Налоговое регулирование – это
процесс детальной разработки способов
реализации налоговых планов, формирования
и введения при необходимости новых и
корректировке действующих налоговых
режимов, направленных на реализацию ценового,
фискального, регулирующего и контрольного
назначения (функций) налогов, получивших
количественное и качественное отражение
в бюджетно-налоговых заданиях, целевых
установках и налоговой концепции на конкретный
период времени.
Основная цель
налогового регулирования в уравновешивании
общественных, корпоративных и личных
экономических интересов. Практика
налоговых взаимоотношений показывает,
что на сегодняшний день среди
функций налогов реально выполняется
(и то не всегда эффективно)
только фискальная, тогда как
регулирующая имеет место лишь
теоретически, ее методы не срабатывают
на практике.
Налоговый контроль
Налоговый контроль,
как функциональный элемент налогового
менеджмента необходим для эффективного
управления налогообложением. Весь
процесс управления налоговыми
потоками завершается именно
налоговым контролем, по результатам которого
также принимаются управленческие решения
по корректировке налогового процесса.
Налоговый контроль
– процесс, обеспечивающий достижение
поставленных целей, задач и
плановых параметров, в том числе
путем применения налоговых санкций.
Контроль предполагает выявление
отклонений фактически достигнутых
объектом управления результатов
за определенный период времени
от запланированных, а также
принятие мер, направленных на
устранение выявленных отклонений.
Необходимость такой функции
управления связана с тем, что
объект управления вследствие
непредвиденных воздействий внешней
среды, сбоев внутри самого
объекта может отклоняться от
намеченной для него линии
поведения (плана). На стадии контроля
одним из возможных решений
может быть пересмотр первоначальных
целей и задач в связи с
невозможностью их реализации
из-за изменившихся обстоятельств.
Содержание процесса
налогового контроля, формы и
способы его осуществления существенно
различаются в зависимости от
того, государственный это или
корпоративный налоговый контроль.
Налоговый контроль
является немаловажным элементом
государственного воздействия на
хозяйствующие субъекты, обязывающий
их правильно формировать налоговую
базу и исчислять причитающиеся
с ней платежи, с одной стороны,
(государственный налоговый контроль);
это – систематическая деятельность,
направленная на организацию
надежного налогового учета на
предприятии, самоконтроль за
правильностью налоговых расчетов,
а также выявление и устранение
налоговых ошибок до проверки
со стороны налоговых органов,
с другой стороны (корпоративный
налоговый контроль).
В основу внутреннего
налогового контроля положены
общие принципы осуществления
этой функции управления и,
вместе с тем, он имеет специфические
организационно-экономические принципы.
К ним относятся:
1) соблюдение интересов
государства и экономических
контрагентов;
2) доступность результатов
налогового контроля для их
анализа со стороны государственных
налоговых и таможенных администраций
и банков;
3) аналитичность и
содержательность отчета по внутреннему
налоговому контролю для установления
закономерностей потока денежных средств;
Основные задачи
внутреннего налогового контроля
заключаются в следующем: правильное
и аккуратное ведение финансовых
документов; своевременное и должное
заполнение всех регистров налоговой
отчетности, деклараций и промежуточных
расчетов налоговых платежей
и т. п.; обеспечение достоверности
бухгалтерского и налогового
учета.
2. Основы государственного
налогового менеджмента
Государственный
налоговый менеджмент представляет
собой систему управления органами
государственной власти налоговыми
потоками в рамках установленных
процедур и элементов налогового
процесса рыночно ориентированными
формами и методами с целью
финансового обеспечения производства
и предоставления требуемого
объема и качества общественных
благ (выгод, услуг). В основе государственного
налогового менеджмента лежат
принципы стратегического видения
тенденций и закономерностей
формирования структуры развития
экономического, финансового и налогового
потенциала, а также методы обеспечения
их продуктивного воздействия
на факторы экономического роста.
Такая система управления государственным
финансовым хозяйством, включая
его налоговую составляющую, пока
отсутствует в России, разрозненно
функционируют лишь отдельные
ее элементы.
Объектом государственного
налогового менеджмента являются
входящие и исходящие налоговые
потоки, совершающие свое движение
в рамках установленного налогового
процесса от налогоплательщиков
в бюджетную систему (систему
бюджетов и внебюджетных фондов
всех уровней) в порядке исполнения
налоговых обязательств и используемые
на прирост общественных благ,
стимулирование экономического
роста в стране и налоговое
администрирование.
Субъектами государственного
налогового менеджмента выступают
органы государственной законодательной
и исполнительной власти, непосредственно
осуществляющие управление потенциальными
и фактическими налоговыми потоками,
т. е. задействованные в налоговом
процессе. К таким субъектам относятся
обе палаты Федерального Собрания
РФ (Совет Федерации и Государственная
Дума РФ), законодательные и представительные
органы власти субъектов РФ
и местного самоуправления, Президент
РФ и его Администрация, главы
администраций субъектов РФ и
муниципальных образований, Правительство
РФ и аналогичные структуры
субъектов РФ, Министерство финансов РФ
и подведомственные ему Федеральная налоговая
служба, Федеральное Казначейство, Министерство
экономического развития и торговли РФ,
Федеральная таможенная служба, Федеральная
служба по экономическим и налоговым преступлениям
МВД РФ, органы управления государственными
внебюджетными фондами.
Законодательные
органы власти рассматривают
и принимают законодательные
акты в области налогообложения,
бюджеты на очередной год и
отчеты об их исполнении, другую
деятельность по правовому обеспечению
налогового процесса в стране.
Президент России определяет
стратегию налоговой политики, в
том числе в ежегодном Бюджетном
послании Федеральному Собранию,
утверждает налоговые законы, дает
задания Правительству РФ по
разработке налоговых вопросов
и т. д. Похожие функции в
регионах осуществляют главы
субъектов Федерации. Правительство
РФ осуществляет общее руководство
и контроль за разработкой
и реализацией государственной
налоговой политики, дает распоряжения
министерствам по разработке
конкретных налоговых вопросов
и осуществляет нормативное обеспечение
налогового процесса и налоговой
политики.
Министерство финансов РФ
(Минфин РФ) совместно с Министерством
экономического развития и торговли
РФ разрабатывает налоговую политику,
а также самостоятельно готовит
проекты законов по вопросам налогообложения
и развития налоговой системы, проект
и отчет об исполнении федерального
бюджета, осуществляет общее руководство
деятельности подведомственных федеральных
служб. Финансовые министерства, департаменты,
управления и т. п. субъектов Федерации
осуществляют похожие функции в
масштабе своих регионов.
Федеральная налоговая
служба, это ведомство, специально
созданное в структуре Министерства
финансов РФ для текущего и
оперативного управления налогообложением
на территории всей страны, включая
налоговый контроль. В структуру
Федеральной налоговой службы (ФНС)
входят региональные управления ФНС по
субъектам Федерации и их территориальные
межрайонные налоговые инспекции, которые
непосредственно ведут работу с налогоплательщиками
по организации и контролю исполнения
последними налоговых обязательств. Роль
налоговых органов при взимании налогов
на таможенной границе России выполняют
органы Федеральной таможенной службы.
Органы Федеральной службы по экономическим
и налоговым преступлениям МВД РФ ведут
налоговые расследования, осуществляют
налоговые проверки и совершают соответствующие
юридические действия в отношении лиц,
действия которых квалифицируются как
налоговые преступления.
Целью государственного
налогового менеджмента является
обеспечение устойчивого налогового
равновесия, долгосрочной сбалансированной
реализации налогами всех своих
функций (денежного эквивалента
ценности общественных благ, фискальной,
регулирующей и контрольной) на
основе рационализации процедур
и элементов налогового процесса,
оптимизации входящих и исходящих
налоговых потоков. Центральное
место в структуре государственного
налогового менеджмента отводится
оптимизации налоговых потоков
путем принятия эффективных управленческих
решений в области налоговых
доходов, налоговых расходов и
использования налоговой прибыли.
К функциональным задачам (функциям)
государственного налогового менеджмента
можно отнести следующие:
· анализ и оценка
с налоговых позиций показателей
экономического роста, финансового
состояния налогоплательщиков, государственных
доходов и расходов;
· обеспечение
оптимального ценового равновесия
совокупного налогового бремени
с объемом и качеством предоставляемых
общественных благ (выгод, услуг),
рационализация структуры налогового
бремени и государственных расходов;
· разработка налоговой
концепции и приоритетов налоговой
политики в фискальном, регулирующем
и контрольно-фискальном направлениях,
обеспечение функционального налогового
равновесия;
· принятие долгосрочных,
стратегических налоговых решений
в области определения оптимальных
параметров и структуры системы
налогов, принятие решений о
замене или изменении отдельных
их видов и (или) элементов
налогообложения отдельных налогов;
· принятие долгосрочных,
стратегических решений по выбору
наиболее эффективных форм и
методов налогообложения и налогового
регулирования, обеспечивающих необходимый
фискальный и регулирующий эффект;
· разработка по
доходной и расходной части
среднесрочного и текущего налогового
бюджета, управление его исполнением
и мониторинг;
· прочие функции,
связанные с защитой от рисков
налоговых поступлений, снижением
налоговых недоимок, созданием системы
внутреннего контроля и информационного
обеспечения и т. д.
С процессуальных позиций
государственный налоговый менеджмент
связан с организацией налогового процесса,
государственным налоговым планированием
(прогнозированием), государственным
налоговым регулированием и государственным
налоговым контролем. Названные
составляющие налогового менеджмента
одновременно выступают элементами
налогового механизма (и здесь нет
никаких противоречий, поскольку
через налоговый механизм реализуются
функции налогов и управления
ими).
Государственное
налоговое планирование и прогнозирование
представляет собой систематическую
деятельность по разработке плановых
налоговых доходов и других
показателей, а также подготовку
решений, связанных с будущим
системы налогов, налогообложения
и налогового механизма. На
стадии планирования происходит
разработка концепции (стратегии
и тактики) налоговой политики.
Налоговое планирование – это
непрерывный процесс, связанный
с систематической постановкой
цели, задач и подготовкой необходимых
для их достижения мероприятий в рамках
имеющегося или создаваемого налогового
потенциала. Последний определяется на
основе анализа налоговых поступлений,
тенденций и факторов развития налогооблагаемых
баз и других необходимых показателей.
Разновидностью налогового планирования
является налоговое бюджетирование, то
есть увязка плановых налоговых доходов
с плановыми налоговыми расходами на альтернативной
основе.