Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:17, лекция
Поведение личности в социальной среде во многом обусловлено не только врожденными, но и приобретенными свойствами, такими, как расположение к людям и своему делу, ценности, верования, принципы.
Эта критериальная база, которой придерживается человек в своем поведении, а все ее составляющие находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимовлиянии. Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом играет очень большую роль в деле установления нормального взаимодействия человека и организационного окружения.
8.1 Критериальная основа поведения людей
8.1.1 Расположения. Ценности. Верования. Принципы
8.1.2 Факторы, формирующие критериальную базу человека
8.1.3 Национальные особенности культур
8.2 Содержание и значение деловой культуры
8.2.1 Понятие и значение деловой культуры
8.2.2 Деловая этика как основа деловой культуры
8.2.3 Принципы отношений с потребителями, инвесторами, персоналом, конкурентами
8.2.4 Принципы отношений внутри организации по вертикали и горизонтали
8.2.5 Культура управления. Основы делового этикета
8.3 Содержание и значение организационной культуры
8.3.1 Понятие и значение организационной (корпоративной) культуры
8.3.2 Принцип рекурсии
8.3.3 Содержание отношений организационной культуры
8.3.4 Ценности успешных организаций
8.3.5 Роль лидера в формировании и развитии организационной культуры
8.4 Управление развитием организационной культуры
8.4.1 Процесс управления развитием организационной культуры
8.4.2 Определение базовых ценностей и установление норм организационного взаимодействия
8.4.3 Оценка состояния и эффективности организационной культуры
8.4.4 Поддержание организационной культуры
8.2.4 Принципы отношений внутри организации по вертикали и горизонтали
На сегодняшний день основным принципом построения любых организационных систем - биологических, технологических, социальных - является иерархия. Термин "иерархия" в буквальном переводе с греческого - священная власть (hierarchia = hieros + arhe) - был введен в употребление полтора тысячелетия назад, в V веке нашей эры и применялся для характеристики организации христианской общины.
По мере общественного развития употребление данного термина и трактовка его смысла претерпели определенные изменения. Нас будет интересовать применение принципа иерархии к социальным системам, в том числе и к деловым организациям.
В современной теории организации понятие "иерархия" применяется, в основном, для отражения вертикального подчинения между различными уровнями управления организацией: иерархия властных полномочий, иерархия функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение.
С иерархией властных полномочий тесно переплетается распределение ответственности и компетенции, связанных с деятельностью организации. Отношение подчинения или отсутствие такового удобно описывается с помощью графического отображения, которое строится по следующему принципу: если звено Б системы подчиняется звену А, то это обозначается стрелкой, направленной вниз, а если звенья Б и В связаны между собой определенной системой взаимодействия на одном уровне, то эта связь отображается горизонтальной линией.
Очевидно, что в сложных структурах управления такое деление носит чисто условный характер. В рамках деловой организации иерархия предусматривает распределение полномочий властного или функционального характера не только по вертикали, но и по горизонтали.
Взаимодействие по горизонтали обусловлено, в частности, разделением функциональных обязанностей. Так например, плановый и коммерческий отделы, бухгалтерия и отдел кадров находятся на одном уровне в иерархической схеме распределения властных полномочий. По роду выполняемых функций они находятся в контакте друг с другом. В схеме функционального взаимодействия это будет отражено наличием горизонтальных связей между ними.
8.2.5 Культура управления. Основы делового этикета
В настоящее
время в Беларуси начинает складываться
система деловых взаимодействий
и формулируются правила
Правило I. В деловой сфере больше всего ценятся такие этические нормы деловых отношений, как честность и надежность. Эти моральные требования предъявляются к коллегам и партнерам не просто из-за стремления «иметь со всеми хорошие отношения». По существу, стремление деловых людей быть честными и надежными в деловых контактах – это проявление их внутренней установки на стабильность и поддержание с партнерами долгосрочных, а не сиюминутных отношений.
При демонстрации честности и надежности партнеру дают понять, что он получает определенные гарантии, организуя взаимодействия именно с данными учреждением или организацией.
Правило
II. Важным правилом организации эффективных
деловых отношений выступает
такое правило, как обязательность.
В первую очередь ценятся деловые
отношения, проверенные годами и
в которых партнеры доказали свою
обязательность. Молодых специалистов,
как правило, долго изучают, прежде
чем решают оказать им доверие. Из
записной книжки вычеркивается или
помечается особым знаком телефон партнера,
который проявил
Правило III. Важной этической проблемой деловых отношений является проблема поиска «золотой середины» между необходимостью конкуренции и пониманием значения сотрудничества. Эти две стратегии делового поведения как бы «взвешиваются» на внутренних «весах» менеджера или исполнителя: анализируя ситуацию и свои цели, они принимают решение либо с акцентом на борьбу, либо опираясь на желание найти компромиссный вариант.
Правило
IV. В деловой сфере важно
Четкая субординация предполагает: власть и подчинение, исполнительность, контроль, координацию своих действий с действиями других сотрудников организации того же уровня, запрет на действия подчиненного через голову своего непосредственного руководителя, обозначение «рамок компетентности» в принятии управленческих решений, фиксацию служебных прав и обязанностей.
Необходимость поддержания отлаженной субординации имеет, правда, и негативные последствия. Многие работники отмечают, что отношения в учреждении становятся излишне формальными и сухими. Люди работают годами, общаясь только на деловой основе и практически не зная друг друга лично. На работе в процессе выполнения рабочих заданий нет возможности проявить свою индивидуальность.
Издержки
формализации деловых отношений
могут быть нейтрализованы, если сотрудники
того или иного банковского
Правило V. Преданность сотрудников своему учреждению, организации, фирме или банку, а также наличие системы деловых ценностей - важное условие эффективных деловых отношений. Особенно ярко преданность фирме проявляется в период экономического кризиса, а также в период, когда фирма терпит банкротство. Особенно ценятся сотрудники, которые смогли организовать антикризисное управление фирмой и способствовали ее успеху.
8.3 Содержание и значение организационной культуры
8.3.1 Понятие и
значение организационной (
Организационная культура - это система ценностей и убеждений, разделяемых всеми работниками фирмы, предопределяющая их поведение, характер жизнедеятельности организации.
Цель
организационной культуры в том
- обеспечение высокой
Смысл организационной культуры в том, чтобы ценности компании и человека совпадали. Это касается даже внешних проявлений, поэтому фирмы устанавливают правила поведения, которые должны соблюдаться всеми. Например, в компании «Юниконс» запрещено приходить в джинсах и кроссовках, а курить можно только в специальных местах. Неписанные правила касаются стиля общения - в фирме со всеми принято здороваться. Если человек не принимает правил, компании приходится с ним расстаться.
Любое коммерческое предприятие, каждая организация является сложным организмом, основой жизненного потенциала которого является организационная (или корпоративная) культура: то, ради чего люди стали членами этой организации; то, как строятся отношения между ними, какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и очень многое из того, что принято относить к ценностям и нормам. Культура не только отличает одну организацию от другой, но и предопределяет успех функционирования и выживания ее в перспективе.
Работу
на современном предприятии
8.3.2 Принцип рекурсии
Организационная культура играет очень важную роль в жизни предприятия. Поэтому она обязана быть предметом самого пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент призван не только соответствовать организационной культуре, он сильно зависит от нее, но и должен в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие самой организационной культуры. Менеджеры призваны уметь анализировать практику организационной культуры, влиять на ее формирование и изменения в лучшую сторону.
В рекурсивной организационной структуре любая жизнеспособная система содержит другие жизнеспособные системы, и сама содержится в жизнеспособной системе следующего уровня.
8.3.3 Содержание
отношений организационной
Культура
организации - сложная композиция разных
предположений и предпосылок (причем
часто даже не поддающихся формулированию),
бездоказательно, априорно принимаемых
и разделяемых членами
При анализе организационной культуры следует выделить три основных момента.
- Базовые
предположения, которых
- Ценности
(или ценностные ориентации), которых
может придерживаться человек.
Ценности ориентируют, какое
- «Символика»,
по средством которой
8.3.4 Ценности успешных организаций
Какими бы ни были корпоративные ценности, они могут побудить служащих принимать решения и управлять их действиями так, как это желательно для организации - в виртуальном и реальном времени.
Много написано о том, как корпоративные ценности помогают выигрывать в конкурентной борьбе, но между ценностями, провозглашенными менеджментом, и реальными ценностями часто пролегает пропасть.
Если организации нужно использовать корпоративные ценности для повышения общей и индивидуальной производительности, тогда ее менеджмент должен делать следующее: