Динамика групп: лидерство в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время заметно усилился коллективный характер деятельности, и как следствие, увеличилось внимание к проблемам групповой динамики и лидерства. Все больше исследований посвящаются проблемам эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использованию разных средств и воздействий на них.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Динамика групп.............................................................................................5
Понятие и сущность групп.................................................................5
Классификация групп и их значение................................................8
Факторы, влияющие на эффективность работы группы...............11
Лидерство в менеджменте. Понятие и значение лидерства....................15
Заключение.............................................................................................................18
Список использованной литературы.............................

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 59.48 Кб (Скачать файл)

Неформальные  группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями общими интересами одинаковыми увлечениями  привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах отражающих строение организации  ее структуру. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила  и нормы поведения люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или  неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут  оказывать на своих членов влияние  равное или даже большее чем формальные структуры.

Неформальные  группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему  социальных связей норм действий являющихся продуктом более или менее  длительного межличностного общения. Неформальная группа проявляется в  двух разновидностях:

  • представляет собой неформальную организацию, в которой неформализованные служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно с формальной организацией;
  • представляет социально-психологическую организацию, выступающую в виде межличностных связей, возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу, вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная стихийно возникающая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между ними, товарищеские отношения любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д.

Картина неформальной группы чрезвычайно  пестра и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу и т.д. В зависимости от идейной и нравственной направленности стиля поведения, неформальные организации можно классифицировать по трем группам:

  • просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность;
  • асоциальные, т.е. группы стоящие в стороне от социальных проблем;
  • антисоциальные, т.е. самая неблагополучная часть общества. С одной стороны нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой – часто, собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.

Чтобы справиться с потенциальными проблемами и овладеть выгодами неформальной группы, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, кроме того эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет решающее значение, так как группа в целом влияет на поведение отдельной личности.

 

 

    1. Факторы, влияющие на эффективность работы группы

 

Существуют  следующие факторы, влияющие на эффективность работы группы: размер, состав, групповые нормы, сплоченность, конфликтность, статус и функциональная роль ее членов. [9, c.318]

Теоретики управления посвятили много времени определению идеального размера группы. Авторы школы административного управления считали, что формальная группа должна быть сравнительно небольшой. По мнению Ральфа К. Дэвиса, идеальная группа должна состоять из 3-9 человек. Его мнение склонен разделить и Кит Дэвис, современный теоретик, посвятивший много лет исследованию групп. Он полагает, что предпочтительное количество членов группы 5 человек.

По мере увеличения размера группы, общение между ее членами усложняется, становится более трудным достижение согласия по вопросам, связанным с деятельностью группы и выполнением ее задач. Увеличение размера группы также усиливает тенденцию к неформальному разделению групп на подгруппы, что может привести к появлению противоречий. В то же время слишком маленькая группа может не дать нужных результатов.

Под составом группы понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем. Рекомендуется, чтобы группа состояла из непохожих личностей [15, c.289], так как это сулит большую эффективность, чем, если бы члены группы имели схожие точки зрения. Некоторые люди обращают больше внимания на важные детали проектов и проблем, другие хотят взглянуть на картину в целом, а некоторые хотят подойти к проблеме с системных позиций и рассмотреть взаимосвязь различных аспектов. По словам Майнера, когда «группы подобраны таким образом, что в них входят либо очень похожие, либо очень разные люди, то группы с различными точками зрения вырабатывают больше качественных решений. Множество точек зрения и восприятия перспектив приносит свои плоды».

Как было выявлено первыми исследователями групп, в трудовых коллективах нормы, принятые группой, оказывают сильное влияние на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении будет работать группа: на достижение целей организации или на противодействие им. Групповые нормы призваны подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидаются от них. Нормы оказывают такое сильное влияние потому, что только при условии сообразования своих действий с этими нормами отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Это относится как к неформальным, так и к формальным организациям [13, c.753].

Нормы могут иметь положительный и отрицательный характер. Положительными нормами считаются те, что поддерживают цели и задачи организации и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей. Отрицательные нормы противоположны, они поощряют поведение, которое не способствует достижению целей организаций. Нормы, которые поощряют усердие работников, их преданность организации, заботу о качестве продукции или заботу об удовлетворении покупателя - положительные нормы. Примером отрицательных норм служат такие нормы, которые поощряют неконструктивную критику компании, кражи, прогулы и низкий уровень производительности труда.

Руководителям следует выносить свои суждения о  нормах группы с осторожностью. Например, может показаться, что группа руководителей  низового звена, которые считают  правильным всегда соглашаться с  начальством, проявляют высокую  степень лояльности. Однако на самом  деле такая норма приведет к подавлению очень выигрышных для организации  инициатив и мнений. Подобное подавление важной информации чревато снижением  эффективности решений.

Сплоченность  группы – это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Сплоченная группа – это группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя похожими.

Поскольку сплоченная группа хорошо работает в  коллективе, высокий уровень сплоченности может повысить эффективность всей организации, если цели и той и  другой согласуются между собой. У сплоченных групп обычно бывает меньше проблем в общении, а те, что бывают, менее серьезные, чем у других. У них меньше недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия, а производительность их труда выше, чем в не сплоченных группах. Но если цели группы и всей организации не согласуются, то высокая степень сплоченности отрицательно скажется на производительности труда во всей организации.

Руководство может найти возможность увеличить  положительный эффект от сплоченности тем, что будет периодически проводить собрания и делать упор на глобальные цели группы, а также даст возможность каждому ее члену увидеть его вклад в достижение этих целей. Руководство может также укрепить сплоченность, разрешая периодические встречи подчиненных для обсуждения потенциальных или актуальных проблем, эффекта предстоящих перемен для производственной деятельности, а также новых проектов и приоритетов в будущем. Потенциальным отрицательным последствием высокой степени сплоченности является групповое единомыслие. Это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов, чтобы не нарушать гармонию группы. Члены группы считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности, и поэтому несогласия следует избегать. Чтобы сохранить у членов группы то, что понимается как согласие и гармония, член группы решает, что лучше не высказывать своего мнения. Поскольку никто не выражает мнений, отличных от других, и не предлагает иную, противоположную информацию или точку зрения, каждый полагает, что все остальные думают одинаково. В связи с этим никто не знает, что другие члены могут тоже быть скептически настроены или озабочены [9, c.323]. В результате проблема решается с меньшей эффективностью, так как вся необходимая информация и альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются.

Различие во мнениях обычно приводит к более эффективной работе группы, однако оно также повышает вероятность конфликта. Хотя активный обмен мнениями и полезен, он может также привести к внутригрупповым спорам и другим проявлениям открытого конфликта, которые всегда пагубны.

Статус той или иной личности в организации или группе может определяться рядом факторов, включая такие как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт. Эти факторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы. Исследования показали, что члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом. Однако это далеко не всегда ведет к повышению эффективности.

Критическим фактором, определяющим эффективность работы группы, является роль каждого из ее членов. Чтобы группа функционировала эффективно, ее члены должны вести себя таким образом, чтобы способствовать достижению ее целей и социальному взаимодействию. Существуют две основных направленности ролей для создания, нормально работающей группы [10, c.366], целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их и поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддерживанию и активизации жизни и деятельности группы.

Итак, на эффективность работы группы влияет ряд факторов, которые организации  надо учитывать. Все факторы взаимосвязаны  и вытекают один из другого и оказывают  влияние на поведение отдельной  личности, а, следовательно, и на всю группу, будет ли она работать на достижение целей организации или на противодействие им.

 

 

2. Лидерство в менеджменте. Понятие и значение лидерства

 

В переводе с английского слово «лидер» имеет много значений - это  ведущий, руководитель; корабль, возглавляющий группу, караван судов; спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером). В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

«Лидерство рассматривается, как способность оказывать влияние на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижение целей организации». [11, c.221]

Лидерство рассматривается как процесс и как свойство. Лидерство как процесс предполагает наличие влияния. Это неформальное влияние на членов группы с целью управления и координации ее действий для достижения целей.

Исходя из этого, широкое понимание лидерство включает:

  • влияние на постановку целей и определение стратегии развития;
  • влияние согласованного поведения на достижения целей;
  • влияние на групповую поддержку;
  • влияние на организационную культуру.

Как свойство лидерство представляет собой набор характеристик или систему качеств, принадлежащих тем, кто осуществляет не принудительное влияние. К наиболее существенным относятся следующие из них:

  • физическая и эмоциональная выносливость. Лидерство - это тяжелая работа, поэтому лидер должен обладать выносливостью значительно выше среднего;
  • понимание назначения организации и направления ее деятельности. Лидер должен иметь цели и воодушевлять других на их достижение;
  • энтузиазм. Хорошие лидеры часто считаются «одержимыми» Их энтузиазм, так или иначе, трансформируется в господство и влияние;
  • дружелюбие и привязанность. Лидерам необходимо, чтобы им симпатизировали ведомые, если они хотят воздействовать на них;
  • профессионализм. Личная эрудиция, знание и умение разрешать проблемы вызывают расположение к ведомым;
  • порядочность. Лидеры должны заслуживать доверие.

В теории лидерства выделяют различные  виды данной категории управления [12, c.325]. Лидерство классифицируют как формальное и неформальное:

  • формальные лидеры являются руководители организаций, которые могут одновременно быть неформальными лидерами или не быть таковыми;
  • неформальные лидеры – это люди, которые не связаны с возможностью применения силы, принуждением, давлением либо обусловленным положением в организации (должность, статус) или официальными, формальными полномочиями.

Обязательное условие лидерства это обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет эмоциональную, психологическую и социальную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

В зависимости от микро- и макро- уровней управления, лидерство различают как микролидерство (микролидер) и макролидерство(макролидер).

Информация о работе Динамика групп: лидерство в менеджменте