Динамика групп: лидерство в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время заметно усилился коллективный характер деятельности, и как следствие, увеличилось внимание к проблемам групповой динамики и лидерства. Все больше исследований посвящаются проблемам эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использованию разных средств и воздействий на них.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Динамика групп.............................................................................................5
Понятие и сущность групп.................................................................5
Классификация групп и их значение................................................8
Факторы, влияющие на эффективность работы группы...............11
Лидерство в менеджменте. Понятие и значение лидерства....................15
Заключение.............................................................................................................18
Список использованной литературы.............................

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 59.48 Кб (Скачать файл)
  • микролидер функционирует во внутренней среде организации, сосредоточен на решении текущих вопросов, его управление реактивно и ситуативное;
  • макролидер ориентирован на будущее, внешнюю среду, построение отношений между людьми внутри организации посредством создания организационной культуры.

Считается, что идеальным для  лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

Решение проблем, возникающих перед  группами людей при достижении ими  общей цели, решалось путем сплочения  вокруг одного лидера. В предпринимательстве  этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные  задачи выживания. Однако такой способ взаимодействия в рамках организации  имеет и слабые стороны:

  • проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
  • достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;
  • уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. [8, c.19] Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

  • видение ситуации в целом;
  • способность к коммуникациям;
  • доверие сотрудников;
  • гибкость при принятии решений.

Таким образом, лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Нужно понимать необходимость изучения вопросов групповой  динамики, так как в менеджменте  она обусловлена тем влиянием, которое оказывают группы на организацию  и достижение ею поставленных целей.

Внутри  всякой формальной организации существуют организации неформальные. Несмотря на то, что эти организации созданы  не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должны считаться. Неформальные организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников, так как помимо экономических потребностей, у рабочих есть и социальные потребности, удовлетворение которых ведет к взаимодействию отдельных личностей. Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства. Нужно обращать внимание, что как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед.

Решающее значение имеет эффективное управление формальной группой внутри организации. В целом организация сможет эффективно выполнить свои глобальные задачи только при условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Поэтому рассмотрены ряд факторов, влияющих на работу группы, такие, как размер, состав, сплоченность и т.д.

Одной из самых больших трудностей, мешающих эффективному управлению неформальными  группами, является изначально невысокое  мнение менеджеров о них. Некоторые  руководители считают, что само возникновение  неформальной организации – результат неэффективного управления. Но это не так. Неформальные группы есть в любой организации. Это так же естественно, как и желание людей общаться и взаимодействовать.

В настоящее  время теоретики менеджмента  считают, что неформальные группы надо использовать для достижения целей  организации. В частности, предлагают следующие решения этой проблемы:

  • признать существование неформальной группы или организации и осознать, что ее уничтожение может привести к гибели формальной организации. Поэтому надо не только признать неформальную организацию, но и научиться работать с ней;
  • выслушать членов и лидеров неформальной организации;
  • прежде чем предпринять какие-либо действия, следует просчитать возможное отрицательное воздействие их на неформальную организацию;
  • чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальной организации, разрешить группе участвовать в принятии решения;
  • следует быстро давать точную информацию, тем самым препятствуя распространению слухов.

Что касается лидерства в организации, то можно  сказать, что в каждой неформальной группе может быть несколько лидеров, которые лидируют по определенным направлениям, один из которых пользуется наибольшим влиянием. Лидеры нужны, чтобы обеспечить поведение членов группы, способствующее достижению общих целей, так как в случае конфликта, мотивация и удовлетворение трудом членов группы резко снижаются.

Руководитель  (менеджер) же выступает и в роле менеджера и в роле лидера, он выполняет все организационные моменты, связанные с работой, а также делает коллектив единым, разрешает конфликты, т.е. выполняет функции наставника. Менеджер должен быть лидером. Лидер это индивид, к которому прислушиваются другие люди. Он получает от вышестоящей инстанции полномочия руководить людьми, т.е. он становится формальным лидером, который назначен администрацией. Но, чтобы стать подлинным лидером, способным вести за собой людей, ему необходимо еще обрести всеобщее признание своих подчиненных, т.е. стать неформальным лидером.

Список использованной литературы

 

  1. Большаков А.С. Менеджмент: учебное пособие / А. С. Большаков. СПб.: Питер, 2005. 430с.
  2. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник.-3-е изд./ О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Гардарики, 2003. 478с.
  3. Егорова Л. С. Метафоры лидерства / Л. С. Егорова // Управление компанией. 2010. №6. 67с.
  4. Иванцевич Дж. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом / Дж. Иванцевич, А. А. Лобанов. М.: Дело, 1993, 237с.
  5. Игнатьева А. В. Основы менеджмента / А. В. Игнатьева. М.: Экон. образование, 1995. 450с.
  6. Красовский Ю. А. Управление поведением на фирме / Ю. А. Красовский. М.: Инфра, 2004. 679с.
  7. Кричевский Р.Л. Психология малой группы / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. М.: Аспект-пресс, 2000. 660с.
  8. Ладанов И. Д. Лидерство в менеджменте / И. Д. Ладанов // Управление персоналом. 1996. № 8. С. 11-21
  9. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1997. 485с.
  10. Михалева Е. П. Менеджмент / Е. П. Михалева. М.: Юрайт, 2004. 546с.
  11. Переверзев.М.П. Менеджмент / Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский М.: ИНФРА-М, 2006. 288с.
  12. Потапов С. Ю. Лидерство/ С. Ю. Потапов. М.: Политиздат, 1998. 346с.
  13. Роббинс С. Менеджмент: Учебник.-6-е изд./ С. Роббинс, М. Коултер. М.: Вильямс, 2002. 880с.
  14. Русиянов Ф. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений / Ф. Русиянов, Л. Никулин, Л. Фаткин. М.: БГЭУ, 1996. 290с.
  15. Самыгин С.И. Менеджмент персонала / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. М.: Зевс, 1997. 466с.

 


Информация о работе Динамика групп: лидерство в менеджменте