Документальный поток по библиотечному менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы.Концепция библиотечного менеджмента, формировавшаяся в отечественном библиотековедении самостоятельно как ответ на реальные процессы общественно-экономической жизни России, органично вписывается в общемировые тенденции преобразования управления библиотеками в информационную эру, что служит доказательством ее обоснованности и конструктивности.

Содержание

Введение 3
1. Становление библиотечного менеджмента 5
2. Методологические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности 12
3. Библиотечный менеджер как новый тип руководителя современной библиотеки 18
4. Библиотечный менеджмент в практике российских библиотек 25
Заключение 31
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

КР-2Документальный поток по библиотечному менеджменту.docx

— 67.38 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение 3

1. Становление библиотечного менеджмента 5

2. Методологические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности 12

3. Библиотечный менеджер  как новый тип руководителя современной библиотеки 18

4. Библиотечный менеджмент в практике российских библиотек 25

Заключение 31

Список литературы 33

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы.Концепция библиотечного менеджмента, формировавшаяся в отечественном библиотековедении самостоятельно как ответ на реальные процессы общественно-экономической жизни России, органично вписывается в общемировые тенденции преобразования управления библиотеками в информационную эру, что служит доказательством ее обоснованности и конструктивности.

По проблемам библиотечного  менеджмента и маркетинга (рассматриваемого также в качестве управленческой системы) издано свыше большое количество работ, среди которых выделяются и фундаментальные учебные издания. Это число может быть увеличено во много раз, если учесть публикации, использующие научные постулаты менеджмента в других областях библиотековедения. На принципах менеджмента преобразованы вузовская программа по управленческой тематике и программа переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров библиотеки, на основе которых осуществляется подготовка специалистов по квалификации «Менеджер библиотечной деятельности».

Объект курсовой работы – библиотечный менеджмент как наука и практическая деятельность.

Предмет курсовой работы – документальные издания, традиционные и электронные, по библиотечному менеджменту.

Задачи курсовой работы:

  1. проанализировать публикации специальной печати по проблемам библиотечного менеджмента;
  2. выявить основные тенденции и перспективы развития библиотечного менеджмента.

Для изучения темы и реализации задач курсовой работы были использованы специальные источники. В ходе работы были изучены труды ведущих ученых в области библиотечного менеджмента,  таких какИ.М.Сусловой,В.К.Клюева, П.С.Романова,Е.Я.Галимовойи другихпрактиков в области библиотечного менеджмента.

Особое внимание обращалось на профессиональные периодические  издания: журналы «Библиотека», «Новая библиотека», «Библиотечное дело», «Библиотековедение», «Библиография», «Мир библиографии» и «Научные и технические библиотеки».

На страницах специальных  изданий развернута широкая полемика, посвященная проблемам библиотечного менеджмента, улучшению его качества,  эффективности управления библиотекой и т. д.

В журналах «Библиотека», «Библиотечное дело» специалисты различных областей экономики, библиотечного дела, управления охотно делятся своим опытом работы. Как правило, это - практический опыт конкретной библиотеки. Там же можно найти подробные методические консультации на интересующие темы (в специально созданных рубриках). Особенно актуальна рубрика «Экономика и рынок» в журнале «Библиотека», где на конкретных примерах показывается работа различных библиотек.

Структура курсовой работы: курсовая работа содержит введение, 4 основных раздела, заключение и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Становление библиотечного менеджмента

 

Особенности современного библиотечного  управления связаны с кризисом в  библиотечной сфере, являющимся прямым следствием неблагоприятной ситуации в экономическом развитии страны. Ситуация, когда библиотечное дело устойчиво занимает одну из последних  строк в государственном финансировании, вынудило библиотеки изменить существовавшую систему управления с целью ее оптимизации для поиска дополнительных источников финансирования. С этого  момента для характеристики системы  управления библиотекой стали использовать понятие менеджмента – как  концепции управления в условиях рыночной экономики.

Заблуждение думать, что, приняв концепцию менеджмента, библиотека должна переориентировать свою деятельность на рынок и поиск источников получения прибыли. Библиотечный менеджмент должен основываться на рационалистической модели, которая является основой формирования организационных структур, оперативного планирования, учета, статистики, экономических расчетов и т.д. Подобное управление, по мнению профессора МГУКИ И.М. Сусловой [37], позволит сохранить библиотеку в ее первоначальном предназначении – собирать, сохранять и предоставлять всем свои фонды бесплатно.

Концепция библиотечного  менеджмента зародилась в начале 1990-х гг., когда радикальная перестройка  всей общественно-экономической жизни  в России потребовала изменения  принципов управления библиотечным делом.

Одна из особенностей современной  России состоит в том, что она  за короткий период проходит все те этапы развития, которые Запад  осваивал в течение целого века. За период формирования концепции библиотечного  менеджмента выделяются три этапа, отражающие различия в подходах не только к парадигме управления  библиотекой, но и в целом к управлению как философско-методологическому понятию. [36, 37, 45 ]

Первый этап – зарождение библиотечного менеджмента, когда  представления об эффективных управленческих системах находились в точке перехода от классических подходов к некоторому новому, еще формирующемуся образцу. Состояние перехода выражалось: в  кризисе классических представлений  о фактах эффективности управления в самых различных формах и  модификациях; в выявлении, анализе  и резкой критике основ традиционного  управления; в выдвижении альтернатив  основаниям традиционного управления; в попытках выдвижения новых эталонов научного управления.

Второй этап формирования библиотечного менеджмента можно  обозначить как создание новых оснований  управления библиотекой как науки, выразившееся в методологической проработке нового подхода к управлению на фундаменте мирового менеджмента.

Третий этап развития библиотечного  менеджмента – диверсификация, под  которой понимается совмещение разнообразных  подходов, целей, функций, форм управления. Наличие этого этапа обусловлено  высокой динамикой развития современного управления. В России идет одномоментное  освоение всего уже накопленного другими странами управленческого  опыта с тем, чтобы трансформировать наиболее перспективные для нашей  страны направления менеджмента.

Основоположником библиотечного  менеджмента И.М.Сусловой рассмотрены  подробно этапы формирования концепции библиотечного менеджмента[40]:

  1. Уже в конце 1980-х – начале 1990-х гг. многие ученые нашей страны (Н.С. Карташов, А.И. Пашин, А.В. Соколов, В.Д. Стельмах) отмечали кризисные факторы в области библиотечного дела. Ведущие принципы командно-административной системы управления библиотечным делом, такие, как централизация, директивность, иерархичность, привели к застою, стагнации, стандартности в той области деятельности, которая требует инициативы и творчества. В новых условиях стали неосуществимыми методы государственной поддержки библиотечного дела.

На уровне библиотеки, где  управление всегда ориентировано на обеспечение текущей деятельности, кризис отразился в невозможности  разрабатывать стратегию и реализовывать  долгосрочные цели, создавать гибкие организационные структуры, поддерживать развитую систему деловых контактов.

Глубинные кризисные процессы в сфере библиотечного обслуживания в начале 1990-х гг. отмечали специалисты  самых различных идеологических воззрений. С одной стороны, управленцы (Б.Н. Бачалдин, А.М. Волик, Н.С. Карташов, А.И. Пашин, В.В. Серов, Е.А. Фенелонов), с  другой – ведущие библиотековеды страны и общественность (А.В. Соколов, В.Р. Фирсов, Б.Н. Володин, Е.И. Кузьмин) признавали низкий социальный престиж библиотек, отставание библиотековедения от потребностей практики. Кризисная ситуация в библиотеках  фиксировалась документально, например в проекте Концепции развития библиотечного дела в РСФСР 1990 г. [47]

В целом же итогом эпохи  командно-административной системы  явилась деформация основных управленческих функций, превращение библиотеки в  исполнителя указаний вышестоящих  органов и как следствие –  стагнация библиотечной деятельности.

Обострение кризиса рационалистических моделей управления, осознанное в  период перестройки конца 1980-х гг., вызвало к жизни реформы, основным содержанием которых стала замена административных методов управления на экономические и внедрение  нового хозяйственного механизма. Однако, хотя перемены именовались «коренными», «революционными», все они мыслились  в рамках «развитого социализма». Все  это получило широкую теоретическую  поддержку на страницах профессиональной печати. Многие из апологетов экономической  методики потом стали непримиримыми  оппонентами менеджмента и маркетинга.

Таким образом, глубокие кризисные  явления в сфере управленческой деятельности, которые выражаются в  несоответствии традиционных структур и методов, сформированных еще в  административной системе управления библиотекой, радикально изменившимся условиям современной общественной жизни, стали причиной поиска новой  парадигмы управления.

  1. На втором этапе менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и подходы к их решению, в ХХ веке. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связи между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.[42]

В определении менеджмента  как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только осуществлять оперативное управление, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию  и политику организаций. Поэтому  менеджмент разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов  управления.

В то же время распространено понимание менеджмента как искусства  практики управления. Это понимание  базируется на том, что каждая организация  – сложная социотехническая система, на которую воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как  внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление и является искусством, которому можно научиться через  опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к  этому талант. Менеджеры должны учиться  на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов  теории. Такой подход позволяет соединить  науку и искусство менеджмента  в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, умения применять их в практической работе.

Активное исследование теорий менеджмента в этот период имеет стимулирующее значение для всех сторон современного библиотековедения. С одной стороны, открываются возможности оценить общезначимость основных методологических позиций, выработанных в традиционных научных областях библиотековедения. Например, сохраняет методологическое значение системный подход, разработанный в теории Ю.Н. Столярова, Н.С. Карташова. Несомненно значимой на современном этапе выступает теория организации библиотечной сети, обоснованная Н.С. Карташовым.[13] С другой стороны, здесь возникают новые проблемы, требующие специального методологического изучения. Это относится к разработке стратегии, управлению инновационными процессами, созданию адаптивных организационных структур, социально-психологическим аспектам управления библиотечной деятельностью.

Формируя новую концепцию  в категориях менеджмента, ее авторы обращаются к определениям основных понятий, принятых в науке, что подчеркивает органическую взаимосвязь проблематики управления современной библиотекой  и менеджмента.

Термин библиотечный менеджмент употребляется для обозначения  как особой сферы библиотечной деятельности, так и особой научной дисциплины, ставящей задачу изучения этой сферы  и выработки практических рекомендаций по ее совершенствованию. Как библиотечная деятельность менеджмент имеет много  аспектов, но в своей главной части  эта деятельность направлена на создание, обеспечение функционирования и  развития библиотеки для достижения определенных целей.

Как научная дисциплина менеджмент представлен совокупностью эмпирических знаний (аккумулирующих разнообразный  управленческий опыт и полученных специальными научными методами) и широким спектром концепций, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности.

Применение теоретических  и методологических позиций менеджмента  в преобразовании управления библиотечной деятельностью вовсе не означает механический процесс перенесения  опыта западных стран. Это – творческий поиск новых управленческих решений, обусловленный объективным характером сложных и неоднозначных процессов, происходящих в библиотечной сфере.[2,18]

Становление концепции библиотечного  менеджмента, проходившее в последнее  десятилетие прошлого столетия, ознаменовано значительными результатами. Сформирована научная школа, в рамках которой  издано большое число публикаций и защищены диссертации.По проблемам библиотечного менеджмента и маркетинга (рассматриваемого также в качестве управленческой системы) издано свыше 100 работ, среди которых 25 книг. Это число может быть увеличено во много раз, если учесть публикации, использующие научные постулаты менеджмента в других областях библиотековедения. На принципах менеджмента преобразованы вузовская программа по управленческой тематике и программа переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров библиотеки, на основе которых осуществляется подготовка специалистов по квалификации «Менеджер библиотечной деятельности».[36]

Информация о работе Документальный поток по библиотечному менеджменту