Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 14:34, курсовая работа
Актуальность темы.Концепция библиотечного менеджмента, формировавшаяся в отечественном библиотековедении самостоятельно как ответ на реальные процессы общественно-экономической жизни России, органично вписывается в общемировые тенденции преобразования управления библиотеками в информационную эру, что служит доказательством ее обоснованности и конструктивности.
Введение 3
1. Становление библиотечного менеджмента 5
2. Методологические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности 12
3. Библиотечный менеджер как новый тип руководителя современной библиотеки 18
4. Библиотечный менеджмент в практике российских библиотек 25
Заключение 31
Список литературы 33
Содержание:
Введение 3
1. Становление библиотечного менеджмента 5
2. Методологические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности 12
3. Библиотечный менеджер как новый тип руководителя современной библиотеки 18
4. Библиотечный менеджмент в практике российских библиотек 25
Заключение 31
Список литературы 33
Актуальность темы.Концепция библиотечного менеджмента, формировавшаяся в отечественном библиотековедении самостоятельно как ответ на реальные процессы общественно-экономической жизни России, органично вписывается в общемировые тенденции преобразования управления библиотеками в информационную эру, что служит доказательством ее обоснованности и конструктивности.
По проблемам библиотечного менеджмента и маркетинга (рассматриваемого также в качестве управленческой системы) издано свыше большое количество работ, среди которых выделяются и фундаментальные учебные издания. Это число может быть увеличено во много раз, если учесть публикации, использующие научные постулаты менеджмента в других областях библиотековедения. На принципах менеджмента преобразованы вузовская программа по управленческой тематике и программа переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров библиотеки, на основе которых осуществляется подготовка специалистов по квалификации «Менеджер библиотечной деятельности».
Объект курсовой работы – библиотечный менеджмент как наука и практическая деятельность.
Предмет курсовой работы – документальные издания, традиционные и электронные, по библиотечному менеджменту.
Задачи курсовой работы:
Для изучения темы и реализации задач курсовой работы были использованы специальные источники. В ходе работы были изучены труды ведущих ученых в области библиотечного менеджмента, таких какИ.М.Сусловой,В.К.Клюева, П.С.Романова,Е.Я.Галимовойи другихпрактиков в области библиотечного менеджмента.
Особое внимание обращалось на профессиональные периодические издания: журналы «Библиотека», «Новая библиотека», «Библиотечное дело», «Библиотековедение», «Библиография», «Мир библиографии» и «Научные и технические библиотеки».
На страницах специальных
изданий развернута широкая полемика,
посвященная проблемам
В журналах «Библиотека», «Библиотечное дело» специалисты различных областей экономики, библиотечного дела, управления охотно делятся своим опытом работы. Как правило, это - практический опыт конкретной библиотеки. Там же можно найти подробные методические консультации на интересующие темы (в специально созданных рубриках). Особенно актуальна рубрика «Экономика и рынок» в журнале «Библиотека», где на конкретных примерах показывается работа различных библиотек.
Структура курсовой работы: курсовая работа содержит введение, 4 основных раздела, заключение и списка использованных источников.
Особенности современного библиотечного
управления связаны с кризисом в
библиотечной сфере, являющимся прямым
следствием неблагоприятной ситуации
в экономическом развитии страны.
Ситуация, когда библиотечное дело
устойчиво занимает одну из последних
строк в государственном
Заблуждение думать, что, приняв концепцию менеджмента, библиотека должна переориентировать свою деятельность на рынок и поиск источников получения прибыли. Библиотечный менеджмент должен основываться на рационалистической модели, которая является основой формирования организационных структур, оперативного планирования, учета, статистики, экономических расчетов и т.д. Подобное управление, по мнению профессора МГУКИ И.М. Сусловой [37], позволит сохранить библиотеку в ее первоначальном предназначении – собирать, сохранять и предоставлять всем свои фонды бесплатно.
Концепция библиотечного
менеджмента зародилась в начале
1990-х гг., когда радикальная перестройка
всей общественно-экономической
Одна из особенностей современной России состоит в том, что она за короткий период проходит все те этапы развития, которые Запад осваивал в течение целого века. За период формирования концепции библиотечного менеджмента выделяются три этапа, отражающие различия в подходах не только к парадигме управления библиотекой, но и в целом к управлению как философско-методологическому понятию. [36, 37, 45 ]
Первый этап – зарождение библиотечного менеджмента, когда представления об эффективных управленческих системах находились в точке перехода от классических подходов к некоторому новому, еще формирующемуся образцу. Состояние перехода выражалось: в кризисе классических представлений о фактах эффективности управления в самых различных формах и модификациях; в выявлении, анализе и резкой критике основ традиционного управления; в выдвижении альтернатив основаниям традиционного управления; в попытках выдвижения новых эталонов научного управления.
Второй этап формирования
библиотечного менеджмента
Третий этап развития библиотечного
менеджмента – диверсификация, под
которой понимается совмещение разнообразных
подходов, целей, функций, форм управления.
Наличие этого этапа
Основоположником
На уровне библиотеки, где
управление всегда ориентировано на
обеспечение текущей
Глубинные кризисные процессы
в сфере библиотечного
В целом же итогом эпохи командно-административной системы явилась деформация основных управленческих функций, превращение библиотеки в исполнителя указаний вышестоящих органов и как следствие – стагнация библиотечной деятельности.
Обострение кризиса
Таким образом, глубокие кризисные явления в сфере управленческой деятельности, которые выражаются в несоответствии традиционных структур и методов, сформированных еще в административной системе управления библиотекой, радикально изменившимся условиям современной общественной жизни, стали причиной поиска новой парадигмы управления.
В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только осуществлять оперативное управление, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому менеджмент разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.
В то же время распространено
понимание менеджмента как
Активное исследование теорий менеджмента в этот период имеет стимулирующее значение для всех сторон современного библиотековедения. С одной стороны, открываются возможности оценить общезначимость основных методологических позиций, выработанных в традиционных научных областях библиотековедения. Например, сохраняет методологическое значение системный подход, разработанный в теории Ю.Н. Столярова, Н.С. Карташова. Несомненно значимой на современном этапе выступает теория организации библиотечной сети, обоснованная Н.С. Карташовым.[13] С другой стороны, здесь возникают новые проблемы, требующие специального методологического изучения. Это относится к разработке стратегии, управлению инновационными процессами, созданию адаптивных организационных структур, социально-психологическим аспектам управления библиотечной деятельностью.
Формируя новую концепцию в категориях менеджмента, ее авторы обращаются к определениям основных понятий, принятых в науке, что подчеркивает органическую взаимосвязь проблематики управления современной библиотекой и менеджмента.
Термин библиотечный менеджмент употребляется для обозначения как особой сферы библиотечной деятельности, так и особой научной дисциплины, ставящей задачу изучения этой сферы и выработки практических рекомендаций по ее совершенствованию. Как библиотечная деятельность менеджмент имеет много аспектов, но в своей главной части эта деятельность направлена на создание, обеспечение функционирования и развития библиотеки для достижения определенных целей.
Как научная дисциплина менеджмент
представлен совокупностью
Применение теоретических
и методологических позиций менеджмента
в преобразовании управления библиотечной
деятельностью вовсе не означает
механический процесс перенесения
опыта западных стран. Это – творческий
поиск новых управленческих решений,
обусловленный объективным
Становление концепции библиотечного менеджмента, проходившее в последнее десятилетие прошлого столетия, ознаменовано значительными результатами. Сформирована научная школа, в рамках которой издано большое число публикаций и защищены диссертации.По проблемам библиотечного менеджмента и маркетинга (рассматриваемого также в качестве управленческой системы) издано свыше 100 работ, среди которых 25 книг. Это число может быть увеличено во много раз, если учесть публикации, использующие научные постулаты менеджмента в других областях библиотековедения. На принципах менеджмента преобразованы вузовская программа по управленческой тематике и программа переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров библиотеки, на основе которых осуществляется подготовка специалистов по квалификации «Менеджер библиотечной деятельности».[36]
Информация о работе Документальный поток по библиотечному менеджменту