Библиотекарь и проблемы
его профессионализма были в центре
внимания публикации Кильпяковой И.С.
«Теория и практика библиотечного кадрового
менеджмента». [15] Автор сфокусировала
свое выступление на влиянии технологической
модернизации на требования, предъявляемые
к информационно-коммуникационной компетенции
библиотечных кадров. Эта часть компетенций,
к сожалению, не отражена в российских
квалификационных требованиях по библиотечным
должностям, широко используемых при разработке
должностных инструкций и документов
по аттестации кадров в библиотеках. В
выступлении подчеркивалась необходимость
их пересмотра и предлагалось использовать
для этого интересный европейский опыт
по созданию путеводителя по профессиональной
компетентности кадров в области библиотечно-информационного
обслуживания (проект Decidos). Создание отечественного
путеводителя или адаптация к нашим условиям
европейского может стать главным инструментом
формирования системы непрерывного образования
библиотечных кадров.
Ярким, насыщенным интересным
материалом из опыта работы стала
публикация Редькиной Н.С. «Формирование
эффективного технологического менеджмента
в библиотеке». [34]Концепции сохранности
фондов, электронной библиотеки, библиотечно-информационного
обслуживания и другие активно использовались
финансовым менеджментом библиотеки при
формировании и аргументации проекта
библиотечного бюджета, вносимого на рассмотрение
в Правительство РФ и Государственную
Думу. Результаты такого подхода к бюджетному
процессу весьма позитивны: тенденция
заметного роста бюджетных поступлений
в течение последних 4-5 лет. Столь же положительно
сказываются стратегии и на второй части
бюджетирования - расходовании средств.
Оптимизация этого процесса тесно связана
не только с обязательным подчинением
тактики (оперативного управления финансовыми
ресурсами) стратегическим целям.
Опираясь на коллегиальность
как один из неотъемлемых принципов
финансового менеджмента библиотека
добивается более рационального
расходования денежных средств. Романов,П.С.
в публикации «Возможности применения
частной методики финансового менеджмента
в работе современной библиотеки» [33]
остановился на необходимости менять
систему управления библиотекой, используя
наработки бизнеса в этом направлении.
По мнению автора, библиотека как объект
управления мало чем отличается от фирмы
или компании. Исходя из этого и предлагается
позаимствовать подходы бизнеса в управлении
изменениями, персоналом, финансами в
практике библиотечного менеджмента.
Особый интерес представляет
публикация «Критерии эффективности организационного
управления библиотекой» Е.Я.Галимой.
[8] Основная мысль автора - внедрение новой
системы качества и сертификации соответствия
деятельности библиотеки на основе международных
стандартов качества. Особый интерес вызвали
действия администрации по структурному
изменению внутри библиотеки и созданию
новых технологических документов, в числе
которых документные процедуры, технологические
и общетехнические документы, а также
пересмотр форм статистической отчетности.
Попытка философского осмысления
бытия современной библиотеки. Роль
руководства библиотеки в управлении
её будущим, некоторые возможные
инструменты управления будущим
библиотеки представлены в публикации
М.Н.Колесниковой «Управление будущим
библиотеки (Опыт философской интенции)».[19]
Человеческая природа
такова, что без образа будущего,
без перспективы люди не могут
продуктивно жить и действовать,
постигать и достигать неведомое.
В философской интерпретации
будущее – это некий идеальный
образ отдалённой во времени действительности,
основанный на личном и коллективном
опыте, обусловленный историческим,
социально-экономическим и социокультурным
контекстом и специфически отражённый
в личных планах и ценностных ориентациях
человека.
На основе данного определения
можно попытаться определить контуры
понятия «Будущее библиотеки», существующего
в профессиональном сознании. В широком
смысле – это образ успешной библиотеки,
некоего идеального учреждения с
достаточным ресурсным потенциалом,
качественно удовлетворяющего потребности
общества и потому достойно оцениваемого
последним. В узком смысле будущее
каждой конкретной библиотеки может
представляться как её определённое
состояние, характеризуемое наличием
ряда конкретных количественных и качественных
параметров, которого коллективу хотелось
бы достигнуть на том или временном
отрезке.
Усилиями топ-менеджмента
в библиотеке должна создаваться
атмосфера творчества, взаимопонимания,
сотрудничества и состязательности.
Образно выражаясь, руководитель следит
за составом воздуха, которым дышит
коллектив. Настоящее библиотеки «озонируется»
его настроением.
«Инструменты», которые могут
формировать будущее библиотеки-стратегическое
управление. К сожалению, библиотеки не
уделяют должного внимания этому виду
управления, тем самым значительно ослабляя
свои позиции в рыночной экономике. Недооценка
стратегического управления проявляется
в следующем: во-первых, библиотеки часто
планируют свою деятельность, исходя из
того, что, либо их окружение не будет меняться
вообще, либо происходящие в нём изменения
будут несущественными. При стратегическом
управлении всё происходит наоборот: определяя
свои желаемые цели в будущем, библиотека
исходит из того, что окружение и условия
её функционирования будут изменяться.
Поэтому разрабатываемая программа действий
в настоящем включает способы реагирования
на изменения, что позволяет обеспечить
себе благоприятное будущее. Во-вторых,
при нестратегическом управлении выработка
программы действий начинается с анализа
внутренних возможностей и ресурсов библиотеки.
При таком подходе определяется лишь то
количество услуг, которые библиотека
может произвести и необходимые для этого
затраты, но не получит ответа на вопрос
о том, насколько её продукты будут востребованы,
привлекательны для рынка. Как указывают
специалисты, стратегическое управление
носит упреждающий, предвосхищающий, а
не реактивный характер, то есть руководители
пытаются воздействовать на внешние события,
а не просто реагировать на них. Потребуются
большие затраты времени и ресурсов для
того, чтобы в библиотеке, консервативной
по своей сути организации, начался процесс
стратегического управления.
Другим инструментом формирования
будущего библиотеки выступает её социальное
партнёрство с широким кругом
субъектов социально-культурной, образовательной
и иных сфер, поскольку в социальном
партнёрстве содержится процесс
синергичности.[17, 47] В управлении организацией
синергичность (от греч. synergeia – сотрудничество,
содружество) подразумевает сознательную
совместную деятельность всех заинтересованных
индивидов в стремлении к общей цели, что
приводит к увеличению её силы по сравнению
с разобщёнными действиями индивидов.
Такое соединение усилий библиотеки со
своими давними или вновь обретёнными
партнёрами повышает не только эффективность
её деятельности, но и устойчивость библиотеки
в условиях постоянно происходящих изменений.
В Курской области активно
внедряются положения и принципы
библиотечного менеджмента в
практику работы библиотек.
Концентрация усилий власти
и общественности служит улучшению
постановки библиотечного дела на территории
всей Курской области. Ключевые направления,
на которых планируется сосредоточить
внимание и в которых рассчитывается
на помощь органов управления культурой
таковы:
- пополнение и обновление традиционных книжных фондов,
- оснащение компьютерной техникой,
- внедрение современных технологий,
- создание фонда электронных документов и электронных библиотек,
- развитие сети центров правовой информации и т. д.
Несмотря на финансовый кризис,
в Курской области продолжает
осуществляться проект по открытию модельных
библиотек, которые должны стать образцом
и базой для обучения библиотечных руководителей
и специалистов новым информационным
технологиям и использованию на практике
основных положений библиотечного менеджмента.[48
]
Новшеством последних
лет стал переход к целевому программно-проектному
финансированию библиотек: в условиях
ограниченных материальных возможностей
денежными средствами обеспечивается
не работа в общем, а полезный и
интересный проект. Это определенно
сыграло положительную роль, поскольку
возросла ответственность за реализацию
принимаемых программ. КОУНБ имени
Н. Н. Асеева активно подключилась к
разработке целевых программ и проектов.
Курские специалисты помогают библиотекам
области разрабатывать и внедрять
в практику комплексные целевые
программы, которые являются показателем
более высокой степени организации
их работы. [49 ]
Высказанные в публикации
суждения следует рассматривать
как ещё одну попытку осмысления
бытия и перспектив современной
библиотеки.
Заключение
В ходе курсовой работы был
проанализирован документальный поток
по библиотечному менеджменту и
сделаны следующие выводы:
- Термин библиотечный менеджмент употребляется для обозначения как особой сферы библиотечной деятельности, так и особой научной дисциплины, ставящей задачу изучения этой сферы и выработки практических рекомендаций по ее совершенствованию. Как библиотечная деятельность менеджмент имеет много аспектов, но в своей главной части эта деятельность направлена на создание, обеспечение функционирования и развития библиотеки для достижения определенных целей.
- За период формирования концепции библиотечного менеджмента выделяются три этапа, отражающие различия в подходах не только к парадигме управления библиотекой, но и в целом к управлению как философско-методологическому понятию.
- Особую роль в обновлении библиотеки, повышении ее конкурентоспособности должны сыграть библиотечные менеджеры, для которых профессионально значимыми становятся способность находить решения на основе анализа и синтеза воздействующих на библиотеку факторов, мобильность в освоении новых технологий.
- В настоящее время библиотечный менеджмент как новая парадигма управления современной библиотекой нашел широкое обсуждение в публикациях специалистов. На страницах специальных изданий развернута широкая полемика, посвященная проблемам библиотечного менеджмента, улучшению его качества, эффективности управления библиотекой и т. д.
- Документальный поток по библиотечному менеджменту условно можно разделить на следующие составляющие:
- учебники и учебные издания,
- публикации в специальной печати,
- электронные ресурсы, представленные на сайтах библиотек России.
Таким образом, концепция библиотечного
менеджмента выступает теоретической
основой для применения достижений многих
наук в управлении современной библиотекой.
В настоящее время систематизированы
знания в области менеджмента библиотечно-информационной
деятельности, определены теоретические,
организационные, психологические основы
информационно-библиотечного менеджмента.
Раскрыты теоретико-прикладные аспекты
библиотечного права и экономики.
Концепция библиотечного менеджмента
выступает теоретической основой для
применения достижений многих наук в управлении
современной библиотекой.
Список
литературы
- Абрамова,Л.В. Контроллинг в системе информационно-библиотечного менеджмента /Л.В.Абрамова // Вестник МГУКИ.- 2009.-№2.-С.198-202.
- Андреева,Н.Е. Эволюция менеджмента как основа формирования концепции управления информационной деятельностью библиотек [Электронный ресурс] / Андреева Н. Е. // http://libconfs.narod.ru
- Аскерова,Т. Наш менеджмент эффективен: конкурентов не боимся: книжная торговля в вузе реальна, она приносит доход / Т. Аскерова // Библиотека. – 2010. – N 4. – С. 46-47
- Ахмадова,Ю.А. Система менеджмента качества библиотеки : учебно-практическое пособие / Ю. А. Ахмадова. - Санкт-Петербург : Профессия, 2007. - 264 с.
- Библиотечный менеджмент : дидактическое пособие для вузов и колледжей культуры и искусств / Под общ. ред.: Клюев В.К., Суслова И.М . - М.: Профиздат: Изд-во МГУКИ, 2001 . - 203 с.
- Бойкова,О.Ф. Договоры на использование результатов интеллектуальной деятельности /О.Ф.Бойкова // Справочник руководителя учреждений культуры.-2010.- №3.- С.24-33.
- Бутковская,М.С. Библиотечный менеджмент - практический опыт / М. С. Бутковская // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2002. - N 0. - С. 37 - 45.
- Галимова, Е.Я. Критерии эффективности организационного управления библиотекой / Е. Я. Галимова // Библиотековедение. - 2006. - № 4. - С.33-39.
- Галимова,Е.Я. Основы организационного проектирования библиотеки. – М.: «Издательство ФАИР», 2007. – 288с. – (Специальный издательский проект для библиотек).
- Давыдова,Л. Менеджмент - дело тонкое, но нужное // Библиотека. - 2005. - N 10. - С. 76-81.
- Давыдова,Л.В. Культурный менеджмент библиотек Финляндии // Научные и технические библиотеки. - 2005. - N 12. - С. 55-64.
- Инночкин, В. Этические нормы специалиста // Библиотека. – 2007. - № 7. – С. 46-47.
- Карташов,Н.С. Управление. Менеджмент. Маркетинг.(О спорных вопросах науки управления библиотечным делом) [Электронный ресурс] /Н.С. Карташов // http://libconfs.narod.ru/
- Карташов,Н.С. Региональное библиотековедение: научно-практическое пособие /Н.С.Карташов.- М.: Либерия, 2004.- 224с.
- Кильпякова,И.С.Теория и практика библиотечного кадрового менеджмента /И.С.Кильпякова // Научные и технические библиотеки.- 2009.- №6.- С.69-77.
- Клюев,В.К. Управленческая экономика российской библиотеки: Тематический сборник избранных работ / Междунар. акад. информатизации ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств ; Авт. вступит.ст. Ю. А. Горшков. – М.: «Издательство ФАИР», 2007. – 384с.
- Клюев,В. Экономический анализ в системе библиотечного менеджмента /В.Клюев // НБА.-№1.-С.52-54.
- Колесникова,М.Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учеб. для вузов / М. Н. Колесникова. – М. :Либерея-Бибинформ, 2009. – 255 с.
- Колесникова, М. Управление Будущим библиотеки: миф или реальность? : о роли «топ-менеджеров» и проблемах стратег. упр. / Марина Колесникова // Библ. дело. – 2008. – № 1. – С. 26-28.
- Комарова,Г. Менеджмент организации работы библиотеки в колледже /Г.Комарова // Научные и технические библиотеки.- 2009.- №3.- С.81-87.
- Коптяева,М.В.Принципы менеджмента качества современной библиотеки: процессный подход /М.В.Коптяева // НТБ.- 2009.-С.27-35.
- Кудрина,Е.Л. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы: учеб. Пособие / Е. Л. Кудрина, Л. И. Рудич. Е. В. Уткин. – 3-е изд. перераб и доп. – М.: «Издательство ФАИР», 2006. – 224с.: ил. – (Специальный издательский проект для библиотек).
- Кузьмин, Е.И. Реализация государственной библиотечной политики в начале 2003гг./Е.И.Кузьмин// НТБ. – 2004. - №1.- С.62-74.
- Маркова,В.Н. Диагностика управленческих навыков библиотечных менеджеров / В. Н. Маркова, Е. А. Чернышева // Научные и технические библиотеки. - 2005. - N 8. - С. 66-72.
- Маршак,И.Б. Библиотечный менеджмент в эпоху «виртуализации» / И.Б.Маршак
- Менеджер информационных ресурсов : учебно-метод. пособие / В. К. Клюев, И. М. Суслова, А. И. Пашин и др. ; М-во культуры Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М. : Литера, 2009. – 325 с.
- Паршукова,Г. Б. Библиотечный менеджмент [Электронный ресурс] : [электронный учебный курс] / Паршукова Галина Борисовна // http://courses.edu.nstu.ru
- Паршукова,Г.Б. Технологии современного менеджмента в библиотечной деятельности: учеб. пособие / Г. Б. Паршукова. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2004. - 187 с.
- Проскурякова,О. Менеджмент в руководстве крупной библиотекой /О.Проскурякова // Библиотека.- 2007.- №3.-С.26-29.
- Пашин А. И. Управление библиотечным делом: системный подход: учеб.-миетод. пособие / А. И. Пашин. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2008. – 168 с.: ил.
- Пашин,А.И. Управление библиотечным делом: эволюция взглядов /А.И.Пашин //Мир библиографии.- 2009.-№2.-С.55-60.
- Редькина,Н.С. Формирование эффективного технологического менеджмента в библиотеке /Н.С.Редькина// Библиотековедение.- 2008.- №2.- С.46-50.
- Романов,П.С. Возможности применения частной методики финансового менеджмента в работе современной библиотеки /П.С.Романов //НТБ.- 2007.- №9.- С.18.27.
- Романов,П.С. Финансовый менеджмент и библиотека: точки соприкосновения /П.С.Романов //НБА.- 2007.- №1.- С.9-17.
- Романов,П. Менеджмент затрат: в теории и на практике /П.Романов //Библиотека.- 2007.- №12.- С.17-20.
- Суслова,И.М. Библиотечный менеджмент: полемика и реальность [Текст] / Суслова И. М., Кармовский В. В. // НТБ. — 2003. — N 11. — С. 5-19 ; То же [Электронный ресурс] // http://www.booksite.ru
- Суслова,И.М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учеб. для вузов культуры и искусств / И. М. Суслова, В. К. Клюев ; под общ. ред. И. М. Сусловой ; МГУКИ. — СПб. : Профессия, 2009. — 600 с. ; То же [Электронный ресурс] // http://vmo.rgub.ru
- Суслова,И.М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности: Учебное пособие для вузов и колледжей культуры и искусств / И. М.Суслова. - 2-е изд., доработанное и дополненное. - М. : Изд-во МГУК ИПО Профиздат, 2000.- с. 144.
- Суслова И. М. Организационное развитие систем управления со-временной библиотекой: учеб.пособие / И. М. Суслова, Т. Е. Дубенок. – Санкт-Петербург: Профессия, 2008. – 190 с.: ил., табл.
- Суслова,И.М. Процессный подход в библиотечном менеджменте: история и современность [Электронный ресурс] / Суслова И. М. // http://libconfs.narod.ru
- Суслова,И.М. Теоретико-методологические основы формирования различных типов менеджмента в современном библиотековедении [Электронный ресурс] / Суслова И. М. // Государственная публичная научно-техническая библиотека России : [Электронный ресурс] / ГПНТБ России. — М., 1995-2010. // http://www.gpntb.ru
- Суслова,И.М. Современный менеджмент: история и теория / И. М. Суслова, В. В. Кармовский // Библиотека. - 2004. - № 10. - С. 69 - 71.
- Суслова,И.М. Социально-этический маркетинг: технология управления информационно-библиотечной деятельностью /И.М.Суслова /НТБ.- 2009.- №3.- С.75-81.
- Суслова,И.М. Стратегический менеджмент в современной библиотечной деятельности: организационно-методические аспекты / И.М. Суслова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2002. - № 2. - С. 66-74.
- Суслова,И.М. Три кита менеджмента / И. М. Суслова // Научные и технические библиотеки. - 2006. - N 11. - С. 5-9.
- Управление библиотекой: учебно-методическое пособие /А.С.Аверьянов, А.Н.Ванеев, В.Г.Горев и др.- СПб.: профессия, 2002.- 302с.
- Фенелонов Е. А. Социально-экономический анализ библиотечного дела как объекта управления: монография / Е. А. Фенелонов; Рос.гос. б-ка. – Москва: Пашков дом, 2008. – 263 с.: ил., табл.
- Шуйская,Т.В. Библиотечная сеть Курской области /Т.Шуйская // Государственные и муниципальные библиотеки Курской области в 2009 году: аналит.стат.сб. /ОНБ им.Н.Н.Асеева; сост.Т.В.Шуйская.- Курск, 2010.- С.3-4.
- Шуйская,Т. Работать по-старому уже нельзя /Т.Шуйская // Библиотека.- 2009.- №8.- С.40-41.
- Борисова,О.О. Библиотечная реклама как компонент информационной культуры и социальный феномен: монография /О.О.Борисова.- М.: Пашков дом, 2006.- 328с.
- Борисова, О.О. Библиотечно-библиографическая реклама: учебно-практ.пособие /О.О.Борисова.- М.: Профиздат, МГУКИ, 2002.-224с.
- Борисова, О.О. Рекламно-информационные технологии библиотечной деятельности: учебно-практическое пособие / О.О. Борисова. – СПб.: Профессия, 2006. – 320с.